Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17
2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Социальная политика на рынке труда.
Государственная политика в этой
области делает особенно отчетливым
переход системы чистого
Социальная политика применительно
к рынку связана, прежде всего, с
возможностями государства
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
Жилищная политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
1.3 Социальная устойчивость
Так как экономика всегда должна быть социальна, то она не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.
Так, обобщающим, доминантным ориентиром социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.
Социальная устойчивость – такое
состояние общества и его граждан,
которое характеризуется
Формами проявления социальной устойчивости служат:
отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения;
достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни;
наличие социальных гарантий;
надежность социальной защиты;
наличие и доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры;
отсутствие социальных конфликтов и противостояний.
Итак, социальная устойчивость – главный обобщающий ориентир и критерий социально ориентированной рыночной экономики.
Для оценки социальной устойчивости
следует рассматривать
Мировая теория и практика выработали к настоящему времени 4 основных группы социальных индикаторов.
1-я группа – индикаторы
2-ю группу системы социальных
индикаторов составляют
3-я группа – индикаторы
4-ю группу составляют
С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе:
ожидаемой продолжительности жизни; уровня образованности; реального душевого ВВП.
В очередном, двадцатом по счету «Докладе о развитии человека» Организации Объединенных Наций Беларусь поднялась в нынешнем году на 61-е место с 68-го по индексу развития человеческого потенциала.
Для обеспечения социальной устойчивости обществу необходима развитая социальная сфера. Под социальной сферой понимается совокупность материальных, правовых и др. условий, а также экономических отношений, которые отражают и реализуют интересы социальных групп данного общества.
1.4 Политика обеспечения занятости
Политика занятости отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь; обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду; принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью; участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами; международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости: пассивный; активный.
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
расширение свободы
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
общественные работы; надомные работы; занятость по вызову и др.
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем: расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности; повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда; введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
1.5 Политика социальной защиты
Для того чтобы жить и продолжать
свой род, человек обязан потреблять
материальные блага. Вместе с тем
никто никому не гарантирует, что
доступ к источникам существования
всегда будет исключительно
Реальная жизнь достаточно сурова.
Она свидетельствует о том, что
некоторые неблагоприятные
Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.
Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь).
В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:
1) несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с
детства и т. п.;
2) потерю работы;
3) необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;
4) старость, беспомощность и смерть;
5) потерю кормильца.
Такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна.
Обозначим следующие классические приемы самозащиты:
а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;
б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;
в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.
Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.
Коллективная социальная защита – система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.
По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.
Объектами социальной защиты выступают:
а) уровень потребления
б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;
в) жилищные условия.
Функционирование системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.
Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (Рис. 1.1).
Рис. 1.1. Основные направления системы социальной защиты
Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Социальное страхование – это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальный риск – наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.