Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17

2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования  по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана, прежде всего, с  возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме  того, воздействие на этот рынок  идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице  и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной  политики обеспечения занятости  является также решение проблем  особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика. Политика обеспечения  необходимых жилищных условий рассматривается  в современных западных странах  как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

 

1.3 Социальная устойчивость

 

Так как экономика всегда должна быть социальна, то она не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей  экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.

Так, обобщающим, доминантным ориентиром социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.

Социальная устойчивость – такое  состояние общества и его граждан, которое характеризуется стабильностью  их экономического и социального  положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

Формами проявления социальной устойчивости служат:

  отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения;

  достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни;

  наличие социальных гарантий;

  надежность социальной защиты;

  наличие и доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры;

  отсутствие социальных конфликтов и противостояний.

Итак, социальная устойчивость – главный обобщающий ориентир и критерий социально ориентированной рыночной экономики.

Для оценки социальной устойчивости следует рассматривать достаточно разветвленную систему социальных индикаторов. Система социальных индикаторов  – совокупность указателей, используемых для фиксации колебаний и отклонений в социальном положении населения и его групп.

Мировая теория и практика выработали к настоящему времени 4 основных группы социальных индикаторов.

1-я группа – индикаторы доходов.  Так, для оценки уровня жизни населения используются данные о денежных доходах, о реальных доходах, о расходах  на потребление, о дифференциации доходов и др.

2-ю группу системы социальных  индикаторов составляют комбинированные  индикаторы. Здесь кроме индикаторов  доходов используют данные об образованности, здоровье; о состоянии жилья, водоснабжения и т.п.

3-я группа – индикаторы социального  участия. Эти показатели, полученные  на основе социологических опросов,  свидетельствуют о мере способности  субъекта (семьи) следовать социальным нормам и традициям (например, по структуре  питания, социальному поведению) и сохранять свой социальный статус.

4-ю группу составляют субъективные  индикаторы. Сам субъект определяет, скажем, бедный он или богатый  и т.п.

С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе:

ожидаемой продолжительности жизни; уровня образованности; реального душевого ВВП.

В очередном, двадцатом по счету  «Докладе о развитии человека» Организации Объединенных Наций Беларусь поднялась в нынешнем году на 61-е место с 68-го по индексу развития человеческого потенциала.

Для обеспечения социальной устойчивости обществу необходима развитая социальная сфера. Под социальной сферой понимается совокупность материальных, правовых и др. условий, а также экономических отношений, которые отражают и реализуют интересы социальных групп данного общества.

 

1.4 Политика обеспечения занятости

 

Политика занятости отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.

При этом под политикой занятости  понимается система принципов и  мер, направленных на обеспечение и  содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).

Политика занятости опирается  на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

обеспечение равных возможностей в  трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь; обеспечение  мер, направленных на предотвращение безработицы; предоставление социальных гарантий и  компенсаций безработным; содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду; принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью; участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами; международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия  для реализации конкретной программы  в сфере занятости: пассивный;   активный.

Политика пассивного типа регулирования  занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.

Активный тип регулирования  занятости отличается тем, что государство  оказывает влияние не на последствия  происходящего, а на само явление  – на состояние рынка труда. При  этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:

расширение свободы работодателей  в решении вопросов занятости; льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу; кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу; установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Меры по созданию нетрадиционной занятости  включают в себя:

общественные работы; надомные работы; занятость по вызову и др.

Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен  мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем: расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности; повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда; введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

 

1.5 Политика социальной защиты

 

Для того чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем  никто никому не гарантирует, что  доступ к источникам существования  всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что  некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить.

Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.

Есть и такие неблагоприятные  обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь).

В целом среди неблагополучных  событий такого рода выделим:

1) несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с

детства и т. п.;

2) потерю работы;

3) необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;

4)   старость, беспомощность и смерть;

5)   потерю кормильца.

Такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна.

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

а) высокопроизводительный труд и  получение достаточного текущего дохода;

б) имущество и сбережения, что  позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита – система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира  для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При  этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т. д.

Объектами социальной защиты выступают:

а)  уровень потребления материальных благ (доходы);

б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения  образования;

в)  жилищные условия.

Функционирование системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (Рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1. Основные направления системы  социальной защиты

 

Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и  социальную помощь.

Социальное страхование – это  основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

Социальный риск – наступление  нежелательной ситуации в виде временной  нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.

Информация о работе Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку