Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17

2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Крайне важным в решении жилищных вопросов явилось предоставление финансовой поддержки государства в погашении задолженности многодетным семьям по льготным кредитам, а молодым семьям по нельготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. В 2009 году финансовую поддержку государства в погашении задолженности по выданным кредитам при строительстве или приобретении жилья получили 11,3 тыс. многодетных семей на сумму 10,6 млрд. рублей и 19,2 тыс. молодых семей на сумму 25,0 млрд. рублей [1].

При реализации социальной политики большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. В этих целях государство планомерно развивает сеть детских дошкольных учреждений. Процент охвата детей дошкольными учреждениями составляет по республике 81,2 %, в сельской местности – 53,4%. Более 80% дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные услуги по уходу, досмотру и развитию детей дошкольного возраста.

В республике широко развита система  учреждений социального обслуживания, которые оказывают семьям широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.

Процесс совершенствования трудового  законодательства осуществляется с  учетом безусловного  сохранения общественной значимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.

В числе трудовых льгот – предоставление многодетным семьям и семьям, воспитывающим  ребенка-инвалида оплачиваемого дополнительного свободного от работы дня в неделю;  возможность  использовать право на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет вместо матери отцу либо другому родственнику;  работникам предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене; усилена социальная защищенность матерей, работающих по контрактной форме.

Об эффективности социально-экономических  мер в отношении белорусских  семей свидетельствует тенденция  увеличения рождаемости, которая наблюдается в республике с 2004 года. А в 2007 году - впервые после 1995 года - Беларусь перешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).

В 2009 и текущем годах тенденция  увеличения рождаемости продолжает сохраняться. Так, число родившихся в 2009 году составило 107,9 тыс. человек, что на 4485 человек или 4,3 процента больше, чем в 2008 году. Рост численности родившихся наблюдается во всех областях республики и г. Минске. Наибольший рост числа родившихся в 2009 году произошел в г. Минске, Гомельской и Гродненской областях.

Общий коэффициент рождаемости  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  в целом по республике вырос на 0,4 промилле и составил 11,1 человек  на 1000 населения. Рост общего коэффициента рождаемости произошел во всех областях республики и г. Минске.

Общая задача социальной политики в  отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать  условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями.

2.3  Региональная социальная  политика: проблемы и направления  решений

 

За последние десять лет Республика Беларусь достигла впечатляющих успехов  в области снижения малообеспеченности: доля бедного населения сократилась в 7,6 раза - с 46,7% в 1999 году до 6,1% в 2009 году. Анализ, проведенный Всемирным Банком и совместным проектом ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2003-2006 гг.), показал, что с повышенным риском бедности в первую очередь сталкивается население малых городов и сел, экономическое благосостояние которых зависит от градообразующих предприятий с избыточным числом занятых и высокой зависимостью от государственной поддержки. Также к категориям населения с повышенным риском бедности относятся неполные и многодетные семьи с тремя и более детьми, работники с низким уровнем образования, нетрудоспособные граждане, получающие социальные пенсии, одинокие пожилые граждане.

В условиях сегодняшнего дня важнейшей  составляющей региональной социальной политики является система социальной поддержки, т.е. система временных  мер для обеспечения адаптации  населения региона к новым или изменившимся социально-экономическим условиям и амортизации негативных последствий кризисного периода. Одним из критериев оценки качества жизни является доступность и разнообразие перечня социальных услуг. В настоящее время такие услуги предоставляются государственными учреждениями – территориальными центрами социального обслуживания. Развитие центров, внедрение инновационных технологий социальной работы с нетрудоспособными гражданами, практики оказания социальных услуг на договорной основе (социальный заказ) являются в ближайшей перспективе основным направлением развития системы социального обслуживания. Кроме того, большое значение для решения многих проблем граждан, проживающих в регионах республики, является привлечение инвесторов в малые города и сельские поселения, а важнейшими составляющими инвестиционной привлекательности выступают, в свою очередь, стабильные доходы населения и благоприятная социальная ситуация [5].

В данном контексте эффективная  социальная политика, нацеленная на предотвращение бедности и социальной уязвимости/исключения населения, становится ключевым условием успешного социально-экономического развития регионов. Принятая Правительством Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы ставит своими целями ускорение экономического развития регионов, создание новых рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуры. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. определяет направления развития сельской местности. Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы, Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года направлены на улучшение положения пожилых людей, усиление их социальной защищенности, повышение качества жизни.

Как известно, сегодня многие необходимые  показатели представлены только на национальном и областном уровнях, аккумулируются в разных ведомствах, имеют разный временной лаг представления. Во многих регионах необходимо проведение реструктуризации производств, что может привести к существенному изменению социальной обстановки. Остаются малоизученными потенциал регионов и механизмы по выходу населения из кризисных ситуаций.

Для обеспечения реализации мер  государственной политики в области  снижения бедности Министерство труда  и социальной защиты выступило с  инициативой о реализации нового проекта технической помощи в сотрудничестве с ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.

Проект направлен на совершенствование  оценки уровня жизни, безработицы и  бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского  населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом проекте акцент сделан на повышение национального управленческого потенциала в преодолении кризисных явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.

Реализация данного проекта  ставит своей целью оказание существенной помощи органам управления в оптимизации  ответных мер, направленных на улучшение  целевой социальной помощи и снижение негативных последствий реформирования местных предприятий. Оперативное получение информации в ходе реализации данного проекта непосредственно от наиболее уязвимых групп населения из малых населенных пунктов будет способствовать большей адресности социальной помощи, совершенствованию качества и разнообразию видов социальных услуг. А отработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в республике будет способствовать обеспечению социальной стабильности в обществе, что и является главной задачей социальной политики белорусского государства.

 

Выводы по 2-ой главе курсовой работы:

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни  населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной социально  ориентированной рыночной модели отношений  правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических  и правовых условий для повышения  трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

Можно сделать вывод, что социальная политика в Республики Беларусь осуществляется на должном уровне:

1. Реализуются программы занятости:

  обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;

  предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

  поддержка трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду;

  обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

  принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

  обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий для трудоустройства граждан желающих работать;

  координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

  участие профессиональных союзов ассоциаций, предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

  международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая  профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь  за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республики Беларусь.

2. Оказываются помощь малоимущим  слоям и многодетным семьям, а  так же детям, проживающим в  радиационной зоне.

3. Определяются критерии улучшения  качества питания, медицинского  обслуживания, разрабатываются комплексные целевые программы, в рамках которых устанавливаются сроки решения проблем.

4. Предоставляются льготы пенсионерам,  населению, пострадавшему на ЧАС,  безработным, инвалидам.

5. Создаются условия для гармонии  этнонациональных и межрелигиозных  отношений.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Государственная социальная поддержка населения. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gsp/gsp. – Дата доступа: 16.12.2010.

2. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Социальная политика. – Минск, 2007-2009. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/ru/republic/politics/. – Дата доступа: 17.12.2010.

3. Посольство Республики Беларусь в Азербайджане [Электронный ресурс] / Социальная политика. – Минск, 2007-2010. - Режим доступа: http://www.azerbaijan.belembassy.org/rus/rb/social_policy/. – Дата доступа: 18.12.2010.

4. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс] / Социальные последствия экономического кризиса в Беларуси и направления изменений в социальной политике. – Минск, 2010. - Режим доступа: http://www.research.by/pdf/wp2010r01.pdf. – Дата доступа: 15.12.2010.

5. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс] / Социальное развитие как приоритет в государственной политике Республики Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://isprras.ru/pics/File/Rus_Bel/br-188-201.pdf. – Дата доступа: 14.12.2010.

6. Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188 с.

7. Воробьев В.А., Бондарь А.В.. Макроэкономика: учебное пособие – Минск: 2006. – 543 с.

8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. – 974с.

10.  Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылевой. - Москва: Инфра-М, 2004. - 188 с.

Информация о работе Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку