Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17
2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Крайне важным в решении жилищных вопросов явилось предоставление финансовой поддержки государства в погашении задолженности многодетным семьям по льготным кредитам, а молодым семьям по нельготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. В 2009 году финансовую поддержку государства в погашении задолженности по выданным кредитам при строительстве или приобретении жилья получили 11,3 тыс. многодетных семей на сумму 10,6 млрд. рублей и 19,2 тыс. молодых семей на сумму 25,0 млрд. рублей [1].
При реализации социальной политики большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. В этих целях государство планомерно развивает сеть детских дошкольных учреждений. Процент охвата детей дошкольными учреждениями составляет по республике 81,2 %, в сельской местности – 53,4%. Более 80% дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные услуги по уходу, досмотру и развитию детей дошкольного возраста.
В республике широко развита система учреждений социального обслуживания, которые оказывают семьям широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.
Процесс совершенствования трудового законодательства осуществляется с учетом безусловного сохранения общественной значимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.
В числе трудовых льгот – предоставление многодетным семьям и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида оплачиваемого дополнительного свободного от работы дня в неделю; возможность использовать право на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет вместо матери отцу либо другому родственнику; работникам предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене; усилена социальная защищенность матерей, работающих по контрактной форме.
Об эффективности социально-
В 2009 и текущем годах тенденция увеличения рождаемости продолжает сохраняться. Так, число родившихся в 2009 году составило 107,9 тыс. человек, что на 4485 человек или 4,3 процента больше, чем в 2008 году. Рост численности родившихся наблюдается во всех областях республики и г. Минске. Наибольший рост числа родившихся в 2009 году произошел в г. Минске, Гомельской и Гродненской областях.
Общий коэффициент рождаемости в 2009 году по сравнению с 2008 годом в целом по республике вырос на 0,4 промилле и составил 11,1 человек на 1000 населения. Рост общего коэффициента рождаемости произошел во всех областях республики и г. Минске.
Общая задача социальной политики в
отношении семьи –
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления решений
За последние десять лет Республика Беларусь достигла впечатляющих успехов в области снижения малообеспеченности: доля бедного населения сократилась в 7,6 раза - с 46,7% в 1999 году до 6,1% в 2009 году. Анализ, проведенный Всемирным Банком и совместным проектом ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2003-2006 гг.), показал, что с повышенным риском бедности в первую очередь сталкивается население малых городов и сел, экономическое благосостояние которых зависит от градообразующих предприятий с избыточным числом занятых и высокой зависимостью от государственной поддержки. Также к категориям населения с повышенным риском бедности относятся неполные и многодетные семьи с тремя и более детьми, работники с низким уровнем образования, нетрудоспособные граждане, получающие социальные пенсии, одинокие пожилые граждане.
В условиях сегодняшнего дня важнейшей составляющей региональной социальной политики является система социальной поддержки, т.е. система временных мер для обеспечения адаптации населения региона к новым или изменившимся социально-экономическим условиям и амортизации негативных последствий кризисного периода. Одним из критериев оценки качества жизни является доступность и разнообразие перечня социальных услуг. В настоящее время такие услуги предоставляются государственными учреждениями – территориальными центрами социального обслуживания. Развитие центров, внедрение инновационных технологий социальной работы с нетрудоспособными гражданами, практики оказания социальных услуг на договорной основе (социальный заказ) являются в ближайшей перспективе основным направлением развития системы социального обслуживания. Кроме того, большое значение для решения многих проблем граждан, проживающих в регионах республики, является привлечение инвесторов в малые города и сельские поселения, а важнейшими составляющими инвестиционной привлекательности выступают, в свою очередь, стабильные доходы населения и благоприятная социальная ситуация [5].
В данном контексте эффективная социальная политика, нацеленная на предотвращение бедности и социальной уязвимости/исключения населения, становится ключевым условием успешного социально-экономического развития регионов. Принятая Правительством Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы ставит своими целями ускорение экономического развития регионов, создание новых рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуры. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. определяет направления развития сельской местности. Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы, Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года направлены на улучшение положения пожилых людей, усиление их социальной защищенности, повышение качества жизни.
Как известно, сегодня многие необходимые показатели представлены только на национальном и областном уровнях, аккумулируются в разных ведомствах, имеют разный временной лаг представления. Во многих регионах необходимо проведение реструктуризации производств, что может привести к существенному изменению социальной обстановки. Остаются малоизученными потенциал регионов и механизмы по выходу населения из кризисных ситуаций.
Для обеспечения реализации мер государственной политики в области снижения бедности Министерство труда и социальной защиты выступило с инициативой о реализации нового проекта технической помощи в сотрудничестве с ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.
Проект направлен на совершенствование оценки уровня жизни, безработицы и бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом проекте акцент сделан на повышение национального управленческого потенциала в преодолении кризисных явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.
Реализация данного проекта ставит своей целью оказание существенной помощи органам управления в оптимизации ответных мер, направленных на улучшение целевой социальной помощи и снижение негативных последствий реформирования местных предприятий. Оперативное получение информации в ходе реализации данного проекта непосредственно от наиболее уязвимых групп населения из малых населенных пунктов будет способствовать большей адресности социальной помощи, совершенствованию качества и разнообразию видов социальных услуг. А отработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в республике будет способствовать обеспечению социальной стабильности в обществе, что и является главной задачей социальной политики белорусского государства.
Выводы по 2-ой главе курсовой работы:
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.
Можно сделать вывод, что социальная политика в Республики Беларусь осуществляется на должном уровне:
1. Реализуются программы занятости:
обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
поддержка трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду;
обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий для трудоустройства граждан желающих работать;
координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
участие профессиональных союзов ассоциаций, предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республики Беларусь.
2. Оказываются помощь малоимущим слоям и многодетным семьям, а так же детям, проживающим в радиационной зоне.
3. Определяются критерии
4. Предоставляются льготы
5. Создаются условия для
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь [Электронный ресурс]
/ Государственная социальная поддержка
населения. – Минск, 2005. – Режим доступа:
http://mintrud.gov.by/ru/gsp/
2. Министерство иностранных дел Республики
Беларусь [Электронный ресурс] / Социальная
политика. – Минск, 2007-2009. – Режим доступа:
http://www.mfa.gov.by/ru/
3. Посольство Республики Беларусь в Азербайджане
[Электронный ресурс] / Социальная политика.
– Минск, 2007-2010. - Режим доступа: http://www.azerbaijan.
4. Исследовательский центр ИПМ [Электронный
ресурс] / Социальные последствия экономического
кризиса в Беларуси и направления изменений
в социальной политике. – Минск, 2010. - Режим
доступа: http://www.research.by/pdf/
5. Исследовательский центр ИПМ [Электронный
ресурс] / Социальное развитие как приоритет
в государственной политике Республики
Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа:
http://isprras.ru/pics/File/
6. Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188 с.
7. Воробьев В.А., Бондарь А.В.. Макроэкономика: учебное пособие – Минск: 2006. – 543 с.
8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. – 974с.
10. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Под редакцией Н.И.Базылева, С.П.Гурко, М.Н.Базылевой. - Москва: Инфра-М, 2004. - 188 с.