Теоретические аспекты концентрации и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:
- рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;
- провести анализ эффективности антимонопольной политики;
- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции
1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5
1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9
1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12
1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14
2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16
2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19
2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23
3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь……………….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_ekonomicheskoy_kontsentratsii_i_zaschity_ko.docx

— 139.26 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции

1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5

1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9

1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12

1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14

2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь

2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16

2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19

2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23

3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.

3.1 Совершенствование антимонопольной  политики в Республике 

Беларусь…………………………………………………………………………..29

3.2 Становление конкурентной  среды в Республике Беларусь……………….33

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из ключевых вопросов успешного  развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности  участия государства в регулировании  экономических процессов, а равно о пределах и механизмах такого участия. Проблема оптимизации экономической концентрации предприятий и антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Данная проблема особенно актуальна для Республики Беларусь, так как у нашей страны стоят задачи выхода из затянувшегося валютного кризиса, полноправной интеграции в Таможенный союз, вступления в ВТО.

Таким образом, в национальной экономике  важное место занимают проблемы экономической  концентрации и антимонопольного регулирования, так как уровень развития рыночной экономики Республики Беларусь в  значительной мере зависит от ее состояния.

Целью курсовой работы является исследовать  механизмы защиты конкуренции в  условиях концентрации предприятий.

Объект исследования - национальная экономик Республики Беларусь.

Предмет исследования - механизм защиты конкуренции.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

- определение теоретических основ  защиты конкуренции в условиях  концентрации предприятий, в том  числе:

- сущность, формы и показатели  экономической концентрации;

- преимущества и последствия  концентрации;

- задачи и условия развития  конкуренции в экономике;

- провести анализ концентрации  предприятий белорусской промышленности  и эффективности антимонопольного  законодательства Республики Беларусь, в том числе:

- рассмотреть государственную  антимонопольную политику в Республике  Беларусь;

- провести анализ концентрации  предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;

- провести анализ эффективности  антимонопольной политики;

- определить направления оптимизации  экономической концентрации и  совершенствования антимонопольного  законодательства в Республике  Беларусь.

Теоретико-методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, периодические издания Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ

 

1.1 Определение  экономической концентрации, её  формы  и последствия

 

Под экономической концентрацией  понимают «сосредоточение экономических  величин». Это несколько расплывчатое определение можно проиллюстрировать  следующим образом. Концентрация имеет  место, если несколько членов группы «отрезают» себе такой «кусок» общего «пирога», размеры которого превышают  то, что им положено в соответствии с их долей в группе [3].

Необходимо различать  абсолютную и относительную концентрацию. Абсолютная концентрация связана лишь с количеством предприятий на рынке независимо от их относительной  величины. Обычно она измеряется посредством  такого показателя, как коэффициент концентрации - СК. Данный коэффициент измеряет по определенному признаку (обычно по доле в обороте) долю соответственно трех, шести или десяти крупнейших предприятий отрасли. Для краткости эти коэффициенты обозначаются как СК-3, СК-6, СК-10 и т. д. Коэффициент СК-10 = 80 означает, что 10 самым крупным участникам рынка принадлежит 80% оборота.

Относительная концентрация, напротив, отражает различия в величине фирм. Так, например, наличие трех и только трех одинаково крупных фирм на рынке означало бы большую абсолютную, но низкую относительную концентрацию. Относительная концентрация часто измеряется коэффициентом Джини, а для ее графического изображения используется кривая Лоренца. Если поместить на оси абсцисс накопленные частоты (количество фирм на рынке), а на оси ординат - нарастающие итоги значений группировочного признака (Доля рынка), то получится кривая Лоренца. А отношение площади сегмента между диагональю квадрата графика Лоренца и кривой Лоренца к половине площади квадрата будет коэффициентом концентрации Джинни (рисунок 1.1.1)

 

Рисунок 1.1.1 –  Кривая Лоренца [10]

 

Предприятия могут быть связаны  друг с другом различными способами. Все возможные формы связей варьируют  между двумя полюсами: рынок и  интеграция внутри одного «главного» предприятия. При этом дихотомия  рынок—предприятие (иерархия) описывает  лишь полюсы возможных структур переплетения предприятий. Между ними расположено  множество более или менее  тесных отношений. Центральное значение для политики конкуренции имеет  то, что «переплетение» предприятий  обусловливает предварительную  координацию рыночного поведения.

При слиянии предприятия  соединяются в новый юридический (и экономический) субъект. Данная форма  концентрации не получила значительного  распространения.

В том случае, когда несколько  юридически самостоятельных (и остающихся такими и в дальнейшем) предприятий  объединяются в экономический субъект  с совместным управлением, происходит образование концерна.

Наряду с объединением предприятий в форме концерна существует необозримое число форм с долевым участием, когда доля каждого предприятия меньше 50%. Они, как правило, обусловливают зависимость, но не ведут к образованию концернов.

Совместное предприятие (СП) создается в том случае, если несколько предприятий одновременно или последовательно принимают  участие в другом предприятии  или создают новое предприятие. Значение данного вида кооперации возрастает. Очевидно, что предприятия-члены  такого СП, планируя свои действия, учитывают  интересы своих партнеров, что может  негативно повлиять на уровень конкуренции.

Очень важной формой концентрации является картель, или объединение  остающихся юридически и частично экономически самостоятельными предприятий одной  отрасли (например, нефтяной промышленности) с целью ограничения конкуренции  между его членами.

Кооперация самостоятельных  предприятий принимает самые  разные формы (сговор, различные формы  договоров о сотрудничестве, джентльменские соглашения) и затрагивает различные  параметры конкуренции (снабжение, сбыт или исследования и разработки).

Сегодня многие связи предприятий  называют «стратегическими». Стратегическими  альянсами называют формальные долгосрочные связи между юридически и экономически самостоятельными предприятиями, увязывающими друг с другом определенные аспекты  деятельности, например, договоры о  поставке, лицензионные контракты или  соглашения о совместной деятельности в области исследований и разработок,

Помимо описанных форм концентрации на практике часто встречаются  случаи кредитных переплетений между  предприятиями (особенно между банками  и производственными предприятиями), а также способствующие концентрации личные унии (участие директоров банков в правлении промышленных корпораций).Центральное место в рассматриваемой нами проблеме принадлежит воздействию концентрации на конкуренцию. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Условия конкуренции могут  улучшиться, если, например, на рынке  действуют один крупный и 17 мелких продавцов, а затем эти 17 поставщиков  объединяются в три крупные фирмы, которые выступают как конкуренты, равные первому («догоняющее слияние»). Условия конкуренции могут в целом оставаться неизменными. Условия конкуренции могут ухудшиться, если предприятия, объединившись, присвоят себе дополнительную власть, обеспечивающую им постоянное преимущество в конкуренции, и, таким образом, затруднят доступ на рынок новым продавцам. Только тогда, когда условия конкуренции ухудшаются, концентрация оказывает часто приписываемое ей отрицательное влияние: возрастают цены, инновационная активность понижается, гибкость приспособления к изменениям рыночных условий уменьшается, и увеличиваются возможности использовать доминирующее положение на рынке для ограничения деятельности других конкурентов.

Конфликт между конкуренцией и производственной эффективностью сам по себе возникает всегда, когда  емкость рынка делает число предприятий  с минимально оптимальными издержками меньшим, чем это необходимо для  «хорошей» конкуренции. Если в этих случаях расширение рынка невозможно — допустим, через создание таможенного  союза или единого рынка  —  остается лишь делать выбор между  экономической эффективностью и  ограничивающей рыночную власть конкуренцией. В этом случае в области политики конкуренции могут приниматься  самые разные решения.

Для принятия решения в  столь конфликтной ситуации непременно необходимо учитывать, что связанная  с концентрацией экономическая  власть может быть трансформирована крупными компаниями в своих частных  интересах в политическое влияние  с целью воздействия на принятие решений, например, в сфере налогообложения  или транспортной политики (при строительстве, допустим, автомагистралей или аэропортов...), или при «выбивании» дотаций  в свою пользу. Следовательно, на часто задаваемый вопрос: «Имеет ли значение концентрация?» — нельзя ответить просто и однозначно. Все зависит от конкретных обстоятельств, как, впрочем, всегда, когда речь идет о политике конкуренции.

 

1.2 Экономия от  масштаба и преимущества диверсификации

 

Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут  воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными  методами являются закупки (получение  оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты сдвигая на графике  вниз и вправо кривую краткосрочных  средних затрат

 

Рисунок 1.2.1 - Участки  производственной кривой с

положительной отдачей  от масштаба и 

один (последний) участок — с отрицательной [19]

 

Положительный эффект от масштаба происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

 Снижение средних общих  издержек при помощи увеличения  производства до определенного  количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба.

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается  уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением  того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции. Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.

Информация о работе Теоретические аспекты концентрации и конкуренции