Теоретические аспекты концентрации и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:
- рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;
- провести анализ эффективности антимонопольной политики;
- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции
1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5
1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9
1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12
1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14
2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16
2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19
2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23
3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь……………….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_ekonomicheskoy_kontsentratsii_i_zaschity_ko.docx

— 139.26 Кб (Скачать файл)

В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено   116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:

• создание 9 холдингов;

• 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;

• преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;

• создание 4 Ассоциаций.

Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

• на республиканском уровне – более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента принято  решение по 1 заявлению о нарушении  антимонопольного законодательства, в  части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о  признании 1 факта недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции».

В связи с непредставлением информации (документов), необходимой  для осуществления антимонопольным  органом своих функций, составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении по статье 11.24 КоАП в отношении должностных лиц 3 хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ.

 

3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь

 

В условиях перехода к рынку  демонополизация хозяйственной  жизни предполагает преодоление  монополистических тенденций в  экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной  собственности; на уровне отрасли - устранение монополии министерств, ведомств и  их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных  функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную  реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность  выбора поставщика. При этом должна быть учтена специфика отечественной экономики. Существующие в народном хозяйстве монополии не являются результатом рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной системой путем; объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется  неудовлетворительным состоянием государственной  статистики с точки зрения, как  методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. Отечественная статистика не владеет  многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость технологий и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Антимонопольное законодательство является ключевым аспектом антимонопольной  политики, поэтому неудивительно, что  основные предложения по совершенствованию  антимонопольной политики будет  претерпевать именно основа антимонопольной  политики - антимонопольное законодательство.

Как и в любом другом государстве, в законодательстве РБ существует проблема нечеткости понятий. Существующую в зарубежном законодательстве нечеткость определений и отсутствия понятия «недобросовестная конкуренция» стараются компенсировать судебной практикой, обобщающей многолетний  опыт, создав определенные подходы  к оценке действий хозяйствующих  субъектов в процессе конкуренции. Важно установить признаки, которые  характеризуют недобросовестную конкуренцию  как акт, подлежащей пресечению в  соответствии с антимонопольным  законодательством. Современная трактовка понятия «недобросовестная конкуренция» дается в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». Данное определение нельзя признать жестким, позволяющим полностью определить недобросовестную конкуренцию в любом случае, да и по смыслу его можно отнести скорее к моральным нормам, чем к правовым. В результате не определяется базовое для конкуренции понятие, дающее свободное использование его для правоприменения. Также следует добавить, что перечень форм недобросовестной конкуренции может быть расширен.

Также на мой взгляд следует  устранить положения о необходимости  согласовывать приобретение каждого  дополнительного пакета акций, ведь важно не то, какое именно количество акций у того или иного собственника, а то каким образом меняется набор  прав в результате приобретения пакета акций. Следует увеличить размер штрафов, так как размеры штрафов  в настоящем законодательстве никак  не сопряжены с масштабами незаконно  полученного дохода. Заключение и  исполнение индивидуальными предпринимателями  или должностными лицами юридических  лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов  и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, в соответствии со ст. 12.25 КоАП влечет наложение штрафа в  размере от 20 до 50 базовых величин  или лишение права заниматься определенной деятельностью. Надо сформировать достоверные угрозы применения санкций  в случае нарушения правил, а достоверность  может достигаться не только через  непосредственное применение санкций, но и через другие сигналы - разъяснительные  компании - в рамках политики по развитию конкуренции, повышения общего уровня доверия к системе государственного управления.

Как свидетельствует опыт применения антимонопольного закона не только в РБ, но и за рубежом, сам  механизм наложения и выплаты  штрафа компаниям не всегда позволяет  наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание  в первую очередь акционеров и  менеджеров, а инициаторы и участники  могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного  менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность  позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие - ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.

Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской  деятельностью представителями  органов власти, в том числе  через использование государственных  и муниципальных унитарных предприятий  как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Также необходимо привлекать иностранные инвестиции и создавать  предприятия в монополизированной отрасли, что в свою очередь пошатнет выгодное положение монополиста, а  также будет способствовать созданию конкуренции в монополизированной отрасли. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится  превосходящий его по качеству и  сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере  государственной антимонопольной  политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению  антимонопольного законодательства Республики Беларусь в эффективный регулятор  рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего  антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических  результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное  совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так  и конъюнктурно- оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

 

3.2 Становление  конкурентной среды в Республике  Беларусь

 

Особенность переходной экономики  Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней  осуществляются медленно и противоречиво.

Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной  системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к  рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная  система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых  организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике  в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В настоящее время в  республике преобладает капитал  обращения, т.е. денежный и товарный, что соответствует этапу его  первоначального накопления. Вместе с тем еще не созданы условия  для функционирования производительной формы капитала. Вследствие глубокого  общественного кризиса постоянно  перераспределяются права собственности, имеют место крайне неравномерный  переход к рыночным отношениям, натурализация  экономических связей хозяйствующих  субъектов, расширение товарообмена на основе бартера, расчет с работниками  предприятий собственной продукцией, введение различных денежных суррогатов, криминализация экономической жизни [18, с. 14].

Во всем этом заключается  своеобразие трансформации экономики  Беларуси.

Для республики также характерно формальное копирование компонентов  развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования финансово- промышленных групп, концернов, холдингов, пенсионных и инвестиционных фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их развития должны быть созданы: так называемый критический объем частной собственности, охрана ее неприкосновенности законом, развитой обмен, конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д.

Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки  зрения практики и четкости определения  его содержания в экономической  теории.

Формированию конкурентной среды предшествуют становление  рыночной конкуренции как таковой  и столкновение частных экономических  интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт  и доход. Чем больше носителей  и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения  полноценной конкуренции как  системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы  реализации своих экономических  интересов.

В Беларуси рыночная конкуренция  была устранена с ликвидацией  частной собственности в советский  период в результате тотального огосударствления экономики. Вместе с этим исчезли  рынок и товарное производство, а  также одно из исходных условий появления  конкуренции - обособленность свободных  производителей как собственников  средств производства и произведенного продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения.

Информация о работе Теоретические аспекты концентрации и конкуренции