Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:
- рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;
- провести анализ эффективности антимонопольной политики;
- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции
1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5
1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9
1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12
1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14
2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16
2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19
2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23
3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь……………….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
В целях контроля за экономической концентрацией на местных товарных рынках рассмотрено 116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:
• создание 9 холдингов;
• 70 реорганизации в форме присоединения хозяйствующих субъектов;
• преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ОАО;
• создание 4 Ассоциаций.
Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.
В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:
• на республиканском уровне – более 30 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
Коллегией Департамента принято
решение по 1 заявлению о нарушении
антимонопольного законодательства, в
части осуществления
В связи с непредставлением
информации (документов), необходимой
для осуществления
3 СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике Беларусь
В условиях перехода к рынку демонополизация хозяйственной жизни предполагает преодоление монополистических тенденций в экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности; на уровне отрасли - устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика. При этом должна быть учтена специфика отечественной экономики. Существующие в народном хозяйстве монополии не являются результатом рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной системой путем; объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость технологий и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.
Антимонопольное законодательство
является ключевым аспектом антимонопольной
политики, поэтому неудивительно, что
основные предложения по совершенствованию
антимонопольной политики будет
претерпевать именно основа антимонопольной
политики - антимонопольное
Как и в любом другом
государстве, в законодательстве РБ
существует проблема нечеткости понятий.
Существующую в зарубежном законодательстве
нечеткость определений и отсутствия
понятия «недобросовестная
Также на мой взгляд следует
устранить положения о
Как свидетельствует опыт применения антимонопольного закона не только в РБ, но и за рубежом, сам механизм наложения и выплаты штрафа компаниям не всегда позволяет наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание в первую очередь акционеров и менеджеров, а инициаторы и участники могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие - ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.
Создание эффективных
правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие предпринимательской
деятельностью представителями
органов власти, в том числе
через использование
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Также необходимо привлекать
иностранные инвестиции и создавать
предприятия в
В целях совершенствования
антимонопольного регулирования в
Беларуси необходимо дальнейшее развитие
нормативно-правовой базы в сфере
государственной
Выбор правильного регулирующего
антимонопольного воздействия способствует
получению позитивных социально-экономических
результатов не только в краткосрочном,
но и долгосрочном временном разрезе.
Поэтому требуется непрерывное
совершенствование
3.2 Становление
конкурентной среды в
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные диспропорции,
наличие элементов
Процесс становления новых
организационно-хозяйственных
В настоящее время в
республике преобладает капитал
обращения, т.е. денежный и товарный,
что соответствует этапу его
первоначального накопления. Вместе
с тем еще не созданы условия
для функционирования производительной
формы капитала. Вследствие глубокого
общественного кризиса
Во всем этом заключается
своеобразие трансформации
Для республики также характерно формальное копирование компонентов развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования финансово- промышленных групп, концернов, холдингов, пенсионных и инвестиционных фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их развития должны быть созданы: так называемый критический объем частной собственности, охрана ее неприкосновенности законом, развитой обмен, конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д.
Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории.
Формированию конкурентной
среды предшествуют становление
рыночной конкуренции как таковой
и столкновение частных экономических
интересов, обусловленных собственностью
на факторы производства, продукт
и доход. Чем больше носителей
и самих экономических
В Беларуси рыночная конкуренция
была устранена с ликвидацией
частной собственности в
Информация о работе Теоретические аспекты концентрации и конкуренции