Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:
- рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;
- провести анализ эффективности антимонопольной политики;
- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции
1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5
1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9
1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12
1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14
2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16
2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19
2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23
3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь……………….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки того, почему двум странам выгодно торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.
Обратный положительному
эффекту, при котором средние
издержки увеличиваются вместе с
ростом предприятия. Связывается с
некоторой потерей
Диверсификация (от лат. diversificatio
– изменение, разнообразие) – это
распространение хозяйственной
деятельности на новые сферы (расширение
ассортимента производимых изделий, видов
предоставляемых услуг, географической
сферы деятельности и т. д.). В узком
смысле слова под диверсификацией
понимается проникновение предприятий
в отрасли, не имеющие прямой производственной
связи или функциональной зависимости
от основной их деятельности. В результате
диверсификации предприятия превращаются
в сложные многоотраслевые
Основным преимуществом
диверсификации является возможность
получения крупными предприятиями
дополнительного эффекта от разнообразия.
Суть данного эффекта заключается
в том, что производство многих видов
продукции в рамках одного крупного
предприятия выгоднее, чем производство
тех же видов товаров на небольших
специализированных предприятиях. Основные
источники эффекта
Диверсификация не должна
становиться стратегически
Таким образом, компания может выбирать различные подходы к расширению сферы деятельности. Необходимость в дифференциации возникает в тех случаях, когда возможности дальнейшего развития предприятия в своей отрасли исчерпаны, но оно располагает необходимым потенциалом для роста.
1.3 Понятие и задачи конкуренции
Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Свобода конкуренции как индивидуальное право свободы полезна ее субъектам, но прежде всего конкуренция должна порождать выгодные для народного хозяйства результаты.
Конкуренция призвана предоставлять участникам рынка фундаментальные экономические права и свободы:
- свободу предпринимательской деятельности;
- свободу выбора потребления;
- свободу выбора рабочего места.
Помимо этого, конкуренция должна обеспечивать оптимальную аллокацию (размещение) ресурсов:
- в соответствии с взаимодействием спроса и издержек определять размещение производственных факторов (аллокационная функция);
- мотивировать предприятия к обновлению продуктов и производственных методов (инновационная функция);
- обеспечивать распределение доходов в соответствии с результативностью (распределительная функция),
- и наконец, предотвращать возникновение стойкой экономической (рыночной) власти (контрольная функция).
Эти функции можно объяснить следующим образом.
Конкуренция должна направлять редкие факторы производства в те области использования, которые необходимы потребителям, и обеспечивать их наиболее экономное использование на отдельных предприятиях («аллокацион-ная функция» конкуренции) [3].
Конкуренция должна приводить
к внедрению новых
Поскольку в условиях рыночной
конкуренции прибыль получают только
учитывающие потребительский
Предприятия обладают экономической
властью в тех случаях, когда
они имеют возможность
Противодействие долгосрочной экономической власти имеет большое значение в общественном аспекте, ибо конкуренция затрудняет ее преобразование в политическую власть.
1.4 Антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего Антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, она включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.
Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели антимонопольного законодательства подавляющего числа государств:
- защита и поощрение конкуренции
- контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке
- контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием
- содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов
- защита интересов потребителей [1].
В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). Антимонопольное законодательство, как правило, является общенациональным.
Основная категория
2 КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Показатели
концентрации белоруской
Промышленность Беларуси является наиболее крупной отраслью народного хозяйства, оказывающей существенное влияние на динамику всех показателей национальной экономики. На предприятиях промышленности создается 27-28 % национального ВВП. Последнее обстоятельство определяет значительный вклад промышленности в формирование бюджета и внебюджетных фондов. Около 90 % всего объема экспорта приходится на продукцию промышленности, которая определяет место республики в международном разделении труда и обеспечивает большую часть валютных поступлений. В Беларуси функционирует около 23 тыс. промышленных предприятий и производств.
Промышленность Беларуси
характеризуется высокой степенью
концентрации производства. Около 10 % от
числа промышленных предприятий
производят более 60 % промышленной продукции.
Высокая степень концентрации производства
наблюдается в топливной
Машиностроительный комплекс
Республики Беларусь располагает
Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе занимают автомобильная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение, которые представлены целым рядом предприятий, продукция которых широко известна за пределами страны. Самыми крупными предприятиями белорусского автомобилестроения являются РУП «МАЗ», РУПП «БелАЗ», Минский завод колесных тягачей, ОАО «Минский подшипниковый завод», ОАО «Амкодор».
Современное сельскохозяйственное
машиностроение - ведущая отрасль
машиностроения, позволяющая практически
в полной мере обеспечивать необходимыми
машинами и оборудованием отрасли
агропромышленного комплекса
Промышленный потенциал наукоемких отраслей машиностроения - радиоэлектроники, оптико-механической промышленности и приборостроения - представляет собой взаимосвязанный комплекс производственных предприятий, научно исследовательских и конструкторских организаций.
Приборостроение специализируется на выпуске приборов и контрольно измерительной аппаратуры, техники для навигации и пилотирования самолетов, антиблокировочных автомобильных систем и других приборов. Получили развитие новые конкурентоспособные производства в радиоэлектронной и оптико-механической промышленности. Освоено производство интегральных микросхем по субмикронной технологии. В 2012 году УП «Завод полупроводниковых приборов» разработаны 20 типов микросхем.
Наряду с выпуском изделий производственно технического назначения Беларусь является одним из крупнейших производителей отдельных видов потребительских товаров. В 2012 году крупнейшими производителями телевизионных приемников ОАО «Горизонт» и РУПП «Витязь» изготовлены опытные образцы: LCD телевизоры 26, 32; телевизоры для приема аналогового и цифрового вещания; приставки для приема цифрового телевидения стандарта DVB MPEG 4; ЗАО «Атлант», специализирующееся на выпуске холодильников и морозильников, освоило производство автоматических стиральных машин.
Информация о работе Теоретические аспекты концентрации и конкуренции