Теоретические аспекты концентрации и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:
- рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;
- провести анализ эффективности антимонопольной политики;
- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции
1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5
1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9
1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12
1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14
2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16
2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19
2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23
3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь……………….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_ekonomicheskoy_kontsentratsii_i_zaschity_ko.docx

— 139.26 Кб (Скачать файл)

Высокая концентрация производства в крупных производственных объединениях (около 100 промышленных организаций из более чем 12 тыс. обеспечивают 60 процентов промышленного производства) при недостаточном уровне развития сектора малого бизнеса, что снижает восприимчивость промышленного комплекса к инновационным нововведениям [14, с.10].

В настоящее время в  республике ведется реализация ряда государственных  и научно технических  программ, направленных на разработку и освоение новых, пользующихся спросом  изделий производственно технического назначения и товаров народного потребления, а также на улучшение качества и повышение конкурентоспособности ранее освоенной продукции.

 

2.2 Особенности  антимонопольного закона Республики Беларусь

 

Нормы конкурентного права  Республики Беларусь заложены в Конституции  Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном  законодательстве, законодательстве в  области предпринимательства и  малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической  деятельности.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции в  целях обеспечения необходимых  условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов  потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

  • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь; 
    порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
  • правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
  • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
  • порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
  • порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
  • порядок выявления монопольных цен;
  • порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
  • порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
  • порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная  политика направлена на ограничение  монополистической деятельности и  создание здоровой конкуренции. Антимонопольная  политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики  в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи  необходимо определение статуса  и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также  соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и  контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. 
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых  по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние  естественной монополии, а возможная  конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные  жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов  и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение  контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики  по-новому ставит проблему оценки экономической  концентрации при создании хозяйственных  и финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная  политика должна способствовать таким  тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность  отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может  рассматриваться как один из элементов  государственной экономической  стратегии, посредством которой  можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке [12].

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость  развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг. 
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной  политики является работа по созданию условий для ликвидации самих  возможностей злоупотребления монопольным  положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость  регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования  в сферах естественных монополий.

 

 

2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

 

 

 В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики, предупреждения, ограничения и пресечения монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления, а также регулирования общественных отношений, возникающих в сферах деятельности естественных монополий на товарных рынках, за 2012 год деятельность отдела антимонопольного регулирования и отдела развития конкуренции на товарных рынках была сосредоточена на следующих направлениях.

1. Департаментом проведен анализ 46 товарных рынков. в том числе плодоовощных консервов для детского питания, троллейбусов, вагонов трамвайных, электродвигателей переменного тока, строительства инженерных сооружений, пропана-бутана автомобильного, котлов отопительных, торфобрикетов, искусственных мягких кож, солода пивоваренного, виноградных вин, чулочно-носочных изделий, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры, стеклобутылки, стеклобанки, ткани кордной, средств укупорки, бананов и др.

Приказами Департамента ценовой  политики от 10.01.2013 № 1-2013(е) и от 10.01.2013 № 1-2013(д) утверждены Государственный  реестр субъектов естественных монополий  и Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках.

За 2012 год включены в Реестр 8 хозяйствующих субъектов:

 

Таблица 2.3.1. – Предприятия, включённые в  реестр монополистов в 2012 году*

Субъект

Товарная позиция

ОАО «Белсолод»

солод пивоваренный

УП «Белкоммунмаш»

вагоны трамвайные

 ОАО «Гамма вкуса»

плодоовощние консервы для детского питания

ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»

СЗАО «Стеклозавод Елизово»

банка стеклянная

 ИЧПУП «Алкопак»

средства укупорки

СООО «Конте Спа»

чулочно-носочные изделия

 ОАО «Брестский чулочный  комбинат"

РУП «Национальный центр  маркетинга и конъюнктуры цен»

«услуги по обеспечению размещения информации о госзакупках на официальном сайте»

 РУП «Белорусская национальная  перестраховочная организация»

«услуги по перестрахованию»


*Источник: [12]

 

Заключены соглашения с ОАО «Гамма вкуса» и ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат», СООО «Конте Спа», ОАО «Минский завод отопительного оборудования», ОАО «Дрожжевой комбинат», предусматривающие соблюдение антимонопольного законодательства, пределы изменения цен и освобождение от ограничения уровня рентабельности при формировании цен.

Исключены из Реестра

1. в связи с утратой доминирующего положения:

- ОАО «Минский завод игристых вин»,

- СООО «Минский кабельный завод «Минсккабель»,

- ОАО «СветлогорскХимволокно»,

- ОАО «Белкард» по товарным позициям «валы карданные», «амортизаторы для мотоциклов»,

- ОАО «Теплоприбор»,

- ОАО «Бархим»,

- ОАО «Белгран»,

- ОАО «Могилевский завод искусственного волокна»,

2. в связи с реорганизацией путем присоединения к иным хозяйствующим субъектам:

- КУП «Волковыскстройматериалы»,

- РУП «Молодечненский радиозавод «Спутник»,

- ОАО «Гроднохимволокно».

В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства управлениями антимонопольной и ценовой политики (далее – УАЦП) облисполкомов (Минского горисполкома) проведено 142 проверки хозяйствующих субъектов и органов управления, установлено 28 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 15 хозяйствующими субъектами.

По состоянию  на 01.01.2013 Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, состоит из 557 хозяйствующих субъектов, из них 162 – республиканский уровень, 395 – местный уровень.

По состоянию на 01.01.2013 в Государственный реестр субъектов  естественных монополий входят 194 хозяйствующих  субъектов, из них 27 – республиканский  уровень, 167 – местный уровень.

В целях контроля за экономической концентрацией рассмотрено 116 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано:

- создание 9 холдингов; 

- 70 реорганизаций в форме присоединений хозяйствующих субъектов;

- преобразование трех хозяйствующих субъектов в ОАО;

- создание Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, Ассоциации Интернет-издателей «Система», Ассоциации гольфа (г. Минск), Ассоциации прикладной эстетики и спа.

Рассмотрено и согласовано 109 заявлений на совершение сделок по приобретению акций, долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

При осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках подготовлены решения:

1. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание холдинга, включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании» выдано 24 заключения на создание 16 холдингов, изменение состава участников 8 холдингов;

2. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на создание союза, ассоциации и другого объединения хозяйствующих субъектов в форме слияния и присоединения» согласовано создание 3 Ассоциаций, выдано 10 заключений по реорганизации в форме присоединения;

3. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках» выдано 4 заключения.

4. по административной процедуре «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями),  долями уставных фондов хозяйствующих субъектов» выдано 12 заключений.

Информация о работе Теоретические аспекты концентрации и конкуренции