Теоретические аспекты концентрации и конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в том числе:
- рассмотреть государственную антимонопольную политику в Республике Беларусь;
- провести анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции;
- провести анализ эффективности антимонопольной политики;
- определить направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты концентрации и конкуренции
1.1 Определение экономической концентрации, её формы и последствия….5
1.2 Экономия от масштаба и преимущества диверсификации………………...9
1.3 Понятие и задачи конкуренции. ……………………………………………12
1.4 Антимонопольное законодательство……………………………………….14
2 Концентрация предприятий и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
2.1 Показатели концентрации белоруской промышленности в целом и отдельных отраслей……………………………………………………………...16
2.2 Особенности антимонопольного закона Республики Беларусь…………..19
2.3 Анализ деятельности монополий и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь…………………………………………………………….23
3 Система мероприятий по оптимизации экономической концентрации предприятий и совершенствованию антимонопольного регулирования белорусской экономики.
3.1 Совершенствование антимонопольной политики в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..29
3.2 Становление конкурентной среды в Республике Беларусь……………….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Problemy_ekonomicheskoy_kontsentratsii_i_zaschity_ko.docx

— 139.26 Кб (Скачать файл)

Основными конкурентами там  выступают предприниматели.

В трансформационной экономике  Беларуси появились разнообразные  виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке  банковских и страховых услуг, среди  предприятий общественного питания  и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных  операций (например, в торговле - между  государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами [2, с. 51].

В настоящее время в  Беларуси возникает конкуренция  между государственным и негосударственным  секторами белорусской экономики.

Кроме того, имеет место  конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями  на рынке производственной и бытовой  электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке  транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой  грузоподъемности, экскаваторы) в связи  с отсутствием отечественных  производителей; между ведущими автомобилестроительными  фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.

Появление и развитие олигополий на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

Возникающая конкуренция  между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а  ростовщического капитала непроизводственного  происхождения, увеличению доходов  коммерсантов- финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.

Сегодня на первый план в  рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько  конкуренция новых товаров и  услуг, что весьма актуально и  проблематично для предприятий  текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств  современным оборудованием, использовании  новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную  продукцию. Износ оборудования нашей  текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США - в  среднем 15-20% [16, с. 8]. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь - необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.

В белорусской экономике  господствует монополия государственной  собственности - по содержанию, по форме  же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного  числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что  обусловливает невозможность возникновения  конкурентной среды без изменения  основ и форм экономических отношений.

В Беларуси усиливается отраслевая олигополия вследствие образования  межотраслевых олигопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возникла олигополия денежного капитала и банковских структур, а также информационный олигополизм.

Белорусским олигополиям  свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов  хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

В республике отсутствует  рыночная конкуренция в сфере  материального производства, но появились  ее гипертрофированные разновидности  в сферах товарного и денежного  обращения, услуг, среди предприятий  общественного питания, между государственным  и негосударственным секторами  экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость  демонополизации экономики, изменения  характера управления предприятиями  и формирования конкурентных отношений  путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской  политики, наличия рынка земли  и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система государственного антимонопольного регулирования в Республике еще  не достаточно развита, потому что начала свое формирование всего 20 лет назад. В связи с этим органы государственного антимонопольного регулирования постоянно  работают над совершенствованием этой системы.

К актуальным перспективным  мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования  относятся:

продолжение структурных  преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;

совершенствование нормативной  базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

регулирование и контроль инвестиционных программ;

создание условий для  развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и  последующее регулирование этих видов деятельности;

повышение эффективности  реализации полномочий государства  по принадлежащим ему акциям акционерных  обществ - естественных монополий;

приведение уровня цен  на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

сокращение практики перекрестного  субсидирования различных групп  потребителей при адресной поддержке  социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими  органами исполнительной власти.

Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

В заключении хотелось бы отметить, что разумное, чёткое и уверенное  реформирование антимонопольной политики способно помочь белорусской экономике  совершенствоваться и улучшаться. А  если будет развиваться экономика, то и жизнь белорусского населения  непременно будет становиться лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антимонопольное законодательство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/90/АНТИМОНОПОЛЬНОЕ. Дата доступа: 27.03.2013

2. Ахрамчук А.Н. Рыночная экономика и антимонопольное законодательство Беларуси. - Мн.: Право и экономика, 2004. - 219 с.

3. Базелер У., Сабов 3., Хайнрих Й., Кох В. ч.1. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. — СПб: Издательство «Питер»,2000. — ЗОЛд — (Серия «Базовый курс»), 2000

4. Белоусов, А. С. Концентрация предприятий: эволюция и современное состояние /А. С. Белоусов//Экономист. - 2011. - №4. С. 10-15.

5. Заяц, Н. Е. Проблемы взаимоотношений государственного и рыночного регулирования в современной экономике/ Н. Е. Заяц //Белорусский экономический журнал. - 2011. - № 1. С. 15-21.

6. Исаков, Е. И. Макроэкономика/ Е. И. Исаков - Спб.: Питер, 2006. - 689 с.

7. Каменков В. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь. // Вестник высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. №19, 2008. - С. 25-28.

8. Комаров, В. К. Антимонопольная политика в Республике Беларусь: анализ тенденций //НЭГ.- 2011. - №5. C. 11- 18.

9. Корниенко, О. В. Национальная экономика : учебное пособие. - СПб.: "Питер", 2008. - 255 с.

10. Кривая Лоренца [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/lorenz_curve.html. Дата доступа: 27.03.2013

11. Основные социально - экономические показатели за 1991 - 2010 год// Белорусский статистический ежегодник. - 2010.-Минск, 2010. -С.232-263.

12. Отчет о работе в области антимонопольного регулирования за 2012 год   [Электронный ресурс]  / Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ dadvfiles/002097_451402_Otchet.pdf . Дата доступа: 10.04.2013

13. Понятие и преимущества диверсификации  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/m017/30.htm. Дата доступа: 27.03.2013

14. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года

15. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование / Санько Г.Г. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 205 с.

16. Фридкин Л. Между монополией и концентрацией // Национальная экономическая газета. №64, 2005. - С. 8-9.

17. Шимов, В. Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учебное пособие / под общ. ред. В. Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2009. - 560 с.

 18. Шувалов А.Р. Демонополизация экономики и формирование конкурентной среды // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 2009. -№25. - С.14-18.

19. Эффект масштаба [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_масштаба. Дата доступа: 27.03.2013

 


Информация о работе Теоретические аспекты концентрации и конкуренции