Формирование тарифов на услуги естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России, и роль государства в ценообразовании данной отрасли.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия естественной монополии;
каким образов формируются тарифы на услуги естественных монополий; рассказать о естественных монополиях в России; рассказать о прогнозах тарифной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Ценообразование на услуги естественных монополий................….4
1.1. Понятие, сущность и виды монополий……………………..…………...4
1.2. Ценообразование на услуги естественных монополий………….……..7
Раздел 2. Естественные монополии в России...……………………………....11
2.1. Естественные монополии в России…...………………………………..13
2.1.1 Электроэнергетика……………………………………………………....13
2.1.2 Газовая промышленность…………………………………….…………14
2.1.3 Железнодорожный Транспорт………………………………………….15
2.2. Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий.....16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников и литературы………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсоая эк. теория.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Специальность 080109.65

Кафедра экономики и права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

ТЕМА: «Формирование тарифов  на услуги естественных монополий»

 

 

 

 

                                                                                Исполнитель: студентка 23 группы

                                                           очная форма обучения

                                                Вохиянова Г. А.

                                                                         Руководитель: Васюкова М. В.

                                           к.э.н., доцент                                            

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОМСК 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Ценообразование на услуги естественных монополий................….4

    1. Понятие, сущность и виды монополий……………………..…………...4
    2. Ценообразование на услуги естественных монополий………….……..7

Раздел 2. Естественные монополии в России...……………………………....11

2.1.   Естественные монополии в России…...………………………………..13

2.1.1 Электроэнергетика……………………………………………………....13

2.1.2 Газовая промышленность…………………………………….…………14

2.1.3 Железнодорожный Транспорт………………………………………….15

2.2.    Прогноз тарифной политики субъектов естественных монополий.....16

Заключение……………………………………………………………………..21

Список использованных источников и литературы………………………....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что  позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую  составляющую в качестве причины  этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение  является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных  с конкуренцией. А также монопольное  положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного  товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения  более высокой прибыли.

Монополия представляет собой  крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий [9].

Целью данной курсовой работы является – исследование явления  естественной монополии в России, и роль государства в ценообразовании данной отрасли. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность понятия естественной монополии; каким образов формируются тарифы на услуги естественных монополий; рассказать о естественных монополиях в России; рассказать о прогнозах тарифной политики.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ МОНОПОЛИЙ 

Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю ) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.  

Монополия характеризуется:

1. одной фирмой;

2. уникальностью продукции, которая не имеет    заменителей;

3. практически непреодолимыми барьерами на вход;

4. несколько ограниченным доступом к информации;

5. обычный, иногда полный контроль над ценами.

Чистая монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек.

Типичным примером естественной монополии являются муниципальные  коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью  над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия может иметь  своей основой исключительное право  на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно  монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

Монополии делятся на:

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.      

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время  становится единственным  поставщиком  продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия -  состояние товарного рынка,  при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции в силу технологических особенностей  производства  (в связи с существенным понижением издержек  производства  на  единицу товара  по  мере  увеличения объема  производства),  а товары,  производимые   субъектами   естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на  данном  товарном  рынке на  товары,  производимые  субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на  этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 Субъектом  естественной  монополии является хозяйствующий  субъект  (юридическое  лицо),  занятый  производством (реализацией)  товаров в условиях естественной  монополии.

      Естественная  монополия существует, когда эффект  ее масштаба настолько велик,  что один хозяйствующий субъект  может снабжать весь рынок,  имея  более низкие  издержки,  чем  были  бы  издержки  у   ряда  конкурирующих   с   ним хозяйствующих субъектов.  Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью   и  большей  мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение  производительности труда и понижение   издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное   использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная  монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя  монопольная природа все равно  вынуждает регулировать их деятельность.

    Еще одной особенностью  естественных  монополий  является  существование очень  высоких   входных   барьеров   в   отрасль.   Наличие   единственного  производителя, у которого эффект  от  масштаба  производства  слишком   велик, определяет тот размер  капитала,  который  нужен   для  вхождения  в  отрасль.

Общество чаще всего просто не может выдержать второго  такого  производителя (значительны постоянные  затраты).  Для  данных  видов  деятельности  размер эффективного предприятия, как правило, равен  или максимально близок  к  100% от объема внутреннего потребления  данных благ,  что  соответствует  как  раз одному эффективному производителю  в отрасли.

    Естественной  монополией  обладают  собственники  и  иные  хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении  редкие и свободно не  воспроизводимые  элементы производства (например, редкие  металлы, особые  земельные   участки, пригодные для возделывания  и  выращивания  на  них   чая,  виноградников),  а также  сюда  относятся  целые  отрасли   инфраструктуры,  которым  свойственны  особо важное и стратегическое  значение  для  всего  общества:  коммуникации, линии  электропередач,  нефте-  и  гозопроводы,  железнодорожный   транспорт, кабельное телевидение,  системы связи, водоснабжение  и  канализация,  военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило,  подобные  естественные  монополии находятся в собственности  государства  или  действуют  под  его  контролем.

Государство, опираясь на общее  понятие естественных монополий, само  решает, какие  конкретно  отрасли  народного  хозяйства  или  виды  отдельные   виды хозяйственной  деятельности надлежит отнести к  естественным монополиям [14].

 

1.2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННЫХ  МОНОПОЛИЯХ.

 

    Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает цену.

В США доминировавшей до недавнего времени практикой  регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в известных пределах.

При такой системе все  аспекты деятельности компаний - тарифы, инвестиции, прибыльность - подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов (в США - соответствующей Федеральной комиссии, органов штатов и муниципалитетов). Кроме того, здесь повсеместно проводятся публичные слушанья Советов по коммунальным предприятиям - СКП.

Структура тарифа разрабатывается  так, чтобы избежать нечестной и

несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться  по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним еще издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства и продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п.

Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит в случае если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления  текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.

Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической  операцией.

Большинство комиссий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.

Со второй половины 80-х  годов после серии приватизаций компаний естественных монополий в  Великобритании получила развитие практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений на норму  прибыли. В конце десятилетия  она стала завоевывать признание  и в США. С 1989 г. Федеральная комиссия по связи (ФКС) регулирует на базе этого  принципа тарифы для услуг дальней  связи "Америкэн телефон энд телеграф" ("АТТ"). По близкой методике определяются допустимые тарифы телефонных компаний Мексики и Аргентины.

Суть данной модели заключается  в установлении на согласованный (4-5 лет) срок формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения  производительности.

В Великобритании динамика тарифов компаний отраслей естественных монополий фиксируется относительно индекса розничных цен (ИРЦ), в  США - индекса-дефлятора ВНП. Отсчет тарифов от ИРЦ в большей степени отвечает интересам потребителей, так как динамика ИРЦ может иметь мало общего с движением цен затрат в отраслях естественных монополий. Для производителей предпочтительней дефлятор ВНП и индекс цен производителей, хотя и они могут существенно расходится с изменением цен поставщиков конкретной регулируемой отрасли. В странах, где имеются сложности в подсчете ИРЦ, хозяйство которых сильно интегрировано с другими более мощными экономиками, при неустойчивости реального курса национальной валюты, а также высокой долей импортных материалов и услуг в издержках регулируемых компаний целесообразно фиксировать тариф относительно соответствующего индекса чужой экономики.

Информация о работе Формирование тарифов на услуги естественных монополий