Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории экономических учений".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРА (Autosaved).doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

 

26 утопический социаизм-представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность.

Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде «Утопия» (1516) были изложены взгляды на общество «золотого века». К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабёфа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало

учение раннего  христианства,  проповедовавшее  в  общественное  человеческое

равенство, братство и потребительский коммунизм.

      В  условия классического средневековья утопические   идеи   находять отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных  масс  против угнетения принимает форму хилиазма[1].  Хилиастическое   учение  в 12  веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о  «тысячелетнем царстве»   будущего,   незнающего   войн,   нищеты,   рабства   и    частной

собственности.

      В  позднем   средневековье   социальные   утопии   оказываются   болем многочисленными,   излагаются   более   обстоятельно.   Появляется    немало специальных сочинений.  Роль  мистического  элемента  уменьшается,  авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

      Социалистический идеал  возникает   в  19  веке,  когда  в    экономике развитых  государств  Европы  утверждался  капитализм.

. В трудах  социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти.

Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности  не будет, все будут трудиться  и реально обладать равенством в  правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире.

В то же время  идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку  в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты.

 

27Франсуа Кенэ (1694-1774) – глава школы физиократов – попробовал представить вид кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства. Он исходил из деления общества на три класса:

1) землевладельцев;

2) фермеров;

3) ремесленников.

Кенэ впервые  в истории предложил общую  схему, отвлекаясь от некоторых реальных моментов и отношений. В его схеме доходы полностью расходуются, накопление отсутствует, не учитываются обмен внутри классов и внешнеторговые связи. Кенэ сделал первую в

истории политической экономии попытку представить процесс  воспроизводства и

обращения совокупного  общественного продукта в целом. Это процесс

схематически  изображен в «Экономической таблице», в которой показывается, как

произведенный в стране готовый продукт распределяется посредством обращения,

в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в

прежнем масштабе. Здесь рассматривается лишь простое  воспроизводство.

В таблице нашил  отражение основные стороны экономической  теории Кенэ: его

учение о  «чистом продукте» и капитале, о производительном и

непроизводительном  труде, о классах; в ней видна  классовая позиция автора

как защитника  капиталистического способа производства.

Главное в таблице Кенэ – не арифметические расчеты, изображающие движение продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы («зигзаги» – потоки товаров и денег от одного класса к другому). В таблице Кенэ фигурируют продукты, «авансы» (издержки) на основной и оборотный капитал, денежные средства. Схема показывает, откуда возникают доходы, где создаются совокупный и чистый продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издержки (на технику, арендную плату, улучшение земли, семена и т.д.).

Конечный момент «воспроизводственного анализа» – годовой урожай, его перераспределение в натуре и деньгах между производителями (фермерами), землевладельцами и ремесленниками. Чистый продукт образуется только в сельском хозяйстве.

Деньги в  сумме 2 млрд ливров имеются у землевладельцев. Это арендная плата фермеров за пользование землей. Обмен происходит между землевладельцами, фермерами и ремесленниками. Землевладельцы закупают продовольствия и промышленных товаров на 2 млрд ливров, ремесленники – продовольствия – на 1 млрд и сырья – на 1 млрд ливров. Фермеры приобретают промышленных изделий на 1 млрд и выручают 2 млрд ливров, продавая ремесленникам и землевладельцам свое продовольствие. На такую же сумму они покупают друг у друга произведенную ими продукцию. Затем уплачивают землевладельцам в виде арендной платы 2 млрд ливров, и все начинается снова.

Но, рассматривая экономическую таблицу как первую попытку макроэкономического исследования можно отметить недостатки:

1) простая иллюстрация  взаимозависимости отраслей;

2) обозначение так называемого непроизводительного сектора, обладающего основным капиталом;

3) признание  экономической деятельности на  земле источником чистого дохода, не выясняя механизма превращения  земли в источник ценности.

Заслуга Ф. Кенэ состоит в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей), представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества.

 

28 У.Петти принадлежит   целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая анатомия Ирландии».

Как меркантилист Петти был сторонником государственного вмешательств в экономику, н о  добавлял, что это вмешательство  должно способствовать развитию производства. Петти выступал идеологом промышленной буржуазии. Особенно отчетливо классовая сущность и историческая обусловленность взглядов Петти

проявилась  в трактовке противоположности  богатства и бедности.

Петти исследовал экономические процессы, проникая в  глубь явлений, пытаясь объяснить  их, он переносил в политическую экономию метод естественных наук, широко применял для экономического анализа математику. Петти ставил проблемы экономического закона, необходимости точного количественного анализа исследуемых явлений. Он понимал, что нельзя ограничивать исследованием сферы обращения, и основой хозяйства  ситал производств. Богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение.

Отдавая дань меркантилизму, Петти тем не менее самым важным читал вопрос о цене товара. Однако он исследовал не случайные, рыночные цены, а среднюю, или естесвтеную, цену.

Известную формулу  Петти «Труд – отец и активнейший  принцип богатства, земля – его  мать» можно считать одним  из иго вариантов учения об источнике  стоимость.Петти правильно подметил, что потребительную стоимость труд создает при содействии природы.

Заработную  плату он определял как цену труда. Не зная категории рабочей силы,Петти  не смог понят сущности заработной платы.

Решая вопрос о  то, чему же должна равнять стоимость  труда, или заработная плата, Петти делает важное открытие: уровень заработной платы оподляется объективными  факторами, а не субъективным решением законодателя. В понимании Петти прибыль – это та часть продукта, которая остается после вычета заработной платы и семян. Фактически он сводил прибыль к ренте.

Пьер  Буагильбер (1646-1714) – родоначальник классической политической экономии во Франции.

Пытливый ум, высокое общественное положение  вызвали интерес П. Буагильбера  к экономическим проблемам страны, побудили разобраться в причинах низкого уровня жизни в провинциях Франции на рубеже XVII – XVIII вв. Свои первые реформаторские (антимеркантилистские) соображения он опубликовал анонимно издав в 1695-1696 гг. книгу, которая называется «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или Как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население». Эта книга П. Буагильбера осталась почти незамеченной, несмотря на содержащуюся в ней резкую критику экономической политики меркантилизма.

Поиск путей  преодоления негативных обстоятельств  в экономике остался главной  задачей и в последующих произведениях  П. Буагильбера, опубликованных в начале XVIII в. В них, как и прежде, он продолжал критику меркантилизма, обосновывал необходимость реформ, более всего уделяя внимание проблемам развития сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста и богатства государства. Заметим, аналогичный тенденциозный подход сохранился в экономической мысли Франции вплоть до начала второй половины XVIII столетия, когда здесь процветало учение физиократов, пропагандировавший решающую роль в социально-экономическом развитии общества фермерского уклада сельскохозяйственного производства.

Свое обновленное  реформаторское сочинение под названием «Обвинение Франции» П. Буагильбер издал в 1707 г. За резкую критику в адрес правительства книга была запрещена. Но провинциальный судья трижды переиздавал ее, почти полностью изъяв из содержания выпады против правительства и оставив, не столько доказательства, сколько уговоры и заклинания о необходимости проведения экономических реформ. Тем не менее ни признания, ни поддержки или понимания своих идей министрами правительства, на которые он рассчитывал до последних дней жизни, так и не получил.

Вклад П. Буагильбера  в историю экономической мысли  и формирование рыночных отношений  во Франции трудно переоценить. Именно его произведения стали теоретико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилистских идей и формирования специфических традиций «французской школы» классической политической экономии. Он пришел к концепции о том, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей.

 

29

По аналогии с природой, где, по словам Мальтуса, способность растений и животных к безграничному размножению  сдерживается недостатком места  и пищи, Мальтус открыл различные  тенденции роста народонаселения  и средств существования. Если население  удваивается каждые 25 лет, возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, по его утверждению, растут в арифметической прогрессии. В результате, людей больше, чем может прокормить земля: в этом суть его закона народонаселения. Излишек населения обречен на нищету, голод и вымирание. Причина бедности зависит не от общества, а от естественных законов, человеческих страстей. Поэтому народ должен винить себя, а не богатых. Т. Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают определенные аналитические выводы, превратившие ее в неотъемлемую часть наследия классической экономической мысли. Эта теория стала неким стандартом в суждениях классиков об экономической политике, сводя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. По Мальтусу, всякая сознательная попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Биологическую способность человека к продолжению рода Т. Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы Невозможность увеличивать производство продовольствия Т. Мальтус объяснял не только медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, но и прежде всего популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы».

 

30 В XV в. возникла первая в истории экономической мысли школа – меркантилизм (от англ. merchent – «купец», «торговец»). Сторонники этой теории считали, что нация будет тем богаче, чем больше золота и серебра имеет. Накопление происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда, только труд в сфере добычи благородных металлов является производительным. В вопросах экономической политики сторонники этой теории дают рекомендации по увеличению притока золота и серебра в страну. Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм

В основе раннего меркантилизма (до середины XVI в.) лежала система денежного баланса, а увеличение денежного богатства происходило чисто законодательным путем (необходимость жестких протекционных мер в отношении импорта связано с тем, что производство и торговля были прохо развиты, и соответственно экспорт был незначительным). Так, для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным: устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары, полностью ограничивать импорт товаров и не допускать вывоза из страны золота и серебра.

Поздний меркантилизм

Денежное богатство  позднего меркантилизма (вторая половина XVI века — вторая половина XVII века) основывалось на системе активного торгового баланса (торговые связи между странами стали более развитыми и регулярными), то есть продавать больше, а покупать меньше.

Поздний меркантилизм предполагал:

  • Завоевание внешних рынков благодаря дешевым товарам (невысоким ценам).
  • Допускал импорт товаров (кроме предметов роскоши) в пределах активного торгового баланса
  • Вывоз золота и серебра в случае осуществления выгодных торговых сделок

Тем самым поздние  меркантилисты противопоставили системе  денежного баланса систему активного  торгового баланса. Если ранние меркантилисты  определяющей функцией денег считали функцию накопления, то позднике — функцию средства обращения. По убеждению поздних меркантилистов, ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уровень цен на товары прямо пропорционален количеству денег. Меркантилисты полагали, что увеличение предложения денег, повышая спрос на них, стимулирует торговлю.

 

31 Направления экономических учений, их проблематика формировались в соответствии с социально-экономическим развитием России, ростом капитализма. Главной причиной отсталости экономического развития страны, по глубокому убеждению Александра Николаевича Радищева (1749-1802) было крепостное право.  
Большое место в его работах занимали вопросы земельной собственности. В работах Радищева дано толкование некоторых вопросов экономической теории, отдельных экономических категорий. Под богатством он понимал совокупность потребительных стоимостей, а его источником считал труд, занятый в производстве, прежде всего в земледелии Радищев различал "истинную" и "прибавочную" цену товара. Первую он определял затратами в производстве и обращении, считая, что она в равной мере вознаграждает участников сделки. Здесь подразумевались по существу издержки производства. Под прибавочной ценой имелся в виду излишек над затратами в производстве и обращении, иными словами, прибыль. Такую цену создавали люди труда, а присваивали в качестве прибыли помещики, предприниматели, купцы. 
 
Большой интерес представляют взгляды Радищева по вопросам теории денег, денежного обращения, кредита, налогов. Он рассматривал деньги как товар и приближался к пониманию их роли в качестве всеобщего эквивалента. Радищев показал весьма глубокое понимание природы и закономерностей бумажно-денежного обращения. Он видел опасность чрезмерного выпуска бумажных денег, их обесценения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"