Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по эконом теории 2012.docx

— 640.63 Кб (Скачать файл)

Виды монополий: -Закрытая.Появл в результате имеющихся норативно-правовых актов(лицензий,разрешений,патентов и т.д.),препятствующих проникновению в данную отрасль других фирм; -Естественная.Вознкает и существует в тех отраслях,где в виду особенностей производственной технологии наиболее эффективна организацияп производства на базе единственной фирмы,а не нескольких; -Открытая.Характеризуется тем,что предприятие благодаря новизне предлагаемого товара может на некоторое время стать его единственным поставщиком,однако оно не имеет защиты от конкуренции в виде патентов или лицензий как в случае закр монополии и у него отсутствуют преимущества естественной монополии.

 Р.1.Спрос на продукцю монополистич фирмы

Фирма-монополист олицетворяет целую отрасль,поэтому кривая спроса на её продукцию-есть отраслевая кривая спроса,имеющая отриц наклон. У монополиста отсутствует кривая предложения независимая от кривой спроса на товар. Фирма выбирает только точку на кривой спроса,в кот-й  ей надлежит быть.

Кривая среднего дохода(AR) у монополиста совпадает с кривой рыночного спроса,поскольку монополист устанавливает единую цену д/всех единиц товара,определяя тем самым величину среднего дохода.

Кривая пред дохода(MR) располагается ниже кривой спроса. В связи с тем,что кривая спроса монополиста имеет отрицат наклон, то д/увеличения выпуска на одну единицу необходимо снизить цену,только в этом случае потребители приобретут всю произведенную им продукцию.При этом цена понижается не только на эту дополнит единицу товара,но и на предыдущие единицы выпуска.

Пред доход непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен увеличение выпуска повышает совокупную выручку и пред доход положителен.При неэластичном спросе увеличение объема выпуска сокращает совокупн выручку и пред доход отрицательный.Монополист всегда работает только на эластичном участке спроса.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством  ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные  цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым  экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия  для проведения ценовой дискриминации  имеются в сфере услуг, поскольку  они, как правило, не могут перепродаваться.

56.Монополистическая конкуренция- рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Основные черты монополистической конкуренции: 1. В отрасли функционирует большое количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. 2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимыми конкурентами. 3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. 4.Информированность участников о характеристиках рынка.

Аргументы «за» дифференциацию и рекламу: 1)Дифференциация продукта помогает наилучшим образом удовлетворять потребности людей во всем их многообразии;2)Постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни; 3)Диф продукта развивается в направлении улучшения его качества и повышения эффективности производства; 4)реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта,его цене,способе использования; 5)диф и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс развитию всей рыночной системы.

Аргументы «против»: 1)общ-во бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа; 2)диф и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности; 3)информация, содержащаяся в рекламе,по меньшей мере минимальна и недостаточна,а часто бывает намерено обманчивой; 4)реклама своего продукта становится обязательной д/фирмы, не желающей проиграть в конкурентной борьбе; 5)расходы на рекламу столь велики,что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и способны уменьшить остроту конкуренции;

Теория монополистической  конкуренции выделяет краткосрочный  и долгосрочный периоды.  Точка равновесия фирмы определяется положением кривых MC и MR. Условие MC=MR есть условие максимизации прибыли.

В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая  прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая  уравнивает предельные издержки (МС) и  предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис.1).

В долгом периоде максимизация прибыли  предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход  равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют  новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 2).

 

Рис. 1. Краткосрочное равновесие монополистической  конкуренции

Рис. 2. Длительное равновесие монополистической  конкуренции

57. Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели:норма экономической прибыли (коэф. Дж. Бэйна),

коэффициент А. Лернера,коэффициент Тобина,коэф Папандреу.

Коэффициент (индекс) Дж. Бейна — (В) показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

  ,где Па- бухгалтерская прибыль;Пн- нормальная прибыль;К- собственный инвестированный капитал.

Индекс А. Лернера

Pm — моноп-ая цена;МС — пред-ые издержки;Еd — элас-сть спроса по цене.

Коэффициент Тобина:q = P / C, где

P- рыночная стоимость активов фирмы;С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Коэффициент (индекс) Папандреу:

IP = λj * Δ Qdi * Pj; где Qdi- объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj-цена конкурента; λj- коэффициент ограниченности мощности конкурентов(0;1)

Индекс Папандреу отражает две  грани монопольной власти: наличие  товаров-заменителей на рынке и  ограниченность мощности конкурентов

Выражение: Δ Qdi * Pj отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о  возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов.

В антимонопольном законе предусматривается ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

В странах Запада имеются две  силы, которые в той или иной степени противодействуют и конкуренции  абсолютной монополизации экономики: а) государство, регулирующее деятельность монополий на рынке, и б) конкурентная борьба между самими монополиями.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. В правовом государстве данный конфликт был разрешен таким образом, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана против трестов.

Это регулирование проводится по четырем  направлениям. Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Незаконным признается трест или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивается как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

Третье направление: запрещается установление монопольных цен.

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. 

Антимонопольное законодательство в  странах Запада преследует двоякую цель. Во-первых, в какой-то мере ограничить процесс монополизации рынка. Во-вторых, защитить конкуренцию и ввести "правила" цивилизованного рыночного соперничества.

Между тем процесс монополизации  рынка и подрыва конкуренции  долгое время не получал адекватного (вполне соответвующего) отражения  в экономической теории. Здесь  с 70-х годов XIX в. господствующие позиции  заняло неоклассическое правление. Его сторонники вплоть до 30-х годов  нынешнего летая отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции, которую ведут между собой мелкие независимые товаропроизводители.

В России. Антимонопольное законодательство-пакет законов как средств поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

1991г. в РФ Закон “о конкуренции  и ограничении монопольной деятельности  на товарных рынках”.

Государственной орган по антимонопольной  политике ГКАП (1991г.). Меры административные и экономические.

Административные:

- запрет сговоров по монополии  цен

- запрет на слияние и установления  контроля на цены при принудительной  монополизации

- установление предельных цен,  уровня рентабельности производственной  продукции.

Экономические (по поддержанию конкуренции  и борьбе с монополией):

- поощрение создания товаров-субститутов

- поддержка новых фирм среднего  и малого бизнеса (налоги-льготы, субсидии, гос. заказы).

- подключение иностранных инвестиций, учреждений совместных предприятий  и создание зон свободной торговли.

58.Рынки факторов производства.Особенности формирования цен и спроса производства на факторы производства.Факторные доходы.

Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе  рыночной экономике. В отличие от готовых товаров и услуг, где  фирмы являются продавцами, а потребители  товаров и услуг – покупателями, на рынках факторов производства фирмы  являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах – денежного, производств-го, ссудного или фиктивного капитала(капитала, представленного в виде ценных бумаг ).

Рынки факторов производства бывают: рынок труда, рынок земли, рынок капитала.      

В отличии от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Специфической чертой спроса на любые факторы производства явл то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские благи. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижается  спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного  фактора производства. Спрос на факторы  производства предъявляют лишь предприниматели. Рынки факт-ов производ-ва сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объёмах предложения т.п.

Для организации производственного  процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырьё, энергия. Все  они  могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми. Следовательно, спрос на факторы производства-взаимозависимый процесс, где объём каждого привлекаемого в процесс ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них.

Особенности спроса на факторы  производства:

  1. его производный характер;
  2. спрос на ресурс зависит также и от цены изготавливаемого продукта;
  3. спрос на ресурс прямо пропорци-ен производительности самого ресурса.

Доходы – конечная цель действий каждого активного участника  рыночной экономики, объективная и  мощная стимул ее повседневной деятельности.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической  теории под «доходом» имеет в  виду денежную сумму, регулярно и  законно поступающее в непосредственное распоряжение рыночного субъекта. Взаимодействие спроса и предложения – объективные  механизм образования доходов в  рыночной экономике.

Факторные доходы:ТРУД – ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА; КАПИТАЛ - ПРОЦЕНТЫ, ПРИБЫЛЬ; ЗЕМЛЯ – РЕНТА.

59.Рынок труда: субъекты, функции, факторы. Спрос и предложение на рынке труда в условиях конкуренции. Основные правила найма дополнительного работника.

Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связь между фирмами и формирующих под воздействием спроса и предложения цену труда.

Субъектами  рынка труда являются:во-первых, работники и работодатели;

-во-вторых, посредники между работниками и работодателями (службы занятости);- в-третьих, представители интересов работников (профсоюзы) и работодателя (союз предпринимателей).

Функции:посредническая; ценообразующая; экономическая; социальная; стимулирующая; приведение отраслевой, территориальной, профессионально-квалификационной структуры занятости в соответствие с отраслевой и территориальной структурой общественного производства; выявление численности безработных, видов, характера безработицы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"