Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет и метод экономической теории.docx

— 195.86 Кб (Скачать файл)

официальная учетная (дисконтная) ставка;

краткосрочные ноты, предназначенные  для регулирования денежной массы  в обращении.

С 2002 года основные направления и  ориентиры денежно-кредитной политики Национального Банка определяются на трехлетний период (до этого они  определялись только на год вперед).

Согласно изменениям, внесенным  в Закон «О Национальном Банке  Республики Казахстан», и вступающим в силу с января 2004 года, основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в  Республике Казахстан. Поэтому с 2004 года Национальный Банк будет устанавливать  ориентиры только по инфляции. В  перспективе Национальный Банк предполагает ориентироваться на показатель инфляции, «очищенный» от изменения цен  на овощи и фрукты. Соответственно, ориентиры по обменному курсу  тенге к доллару США устанавливаться  не будут.

 

19.Концепция  человеческого развития и инструментарий  его оценки.

 

 

20.Экономическая  безопасность: сущность и основные  направления.

 

 

21.Конкурентоспособность Казахстана как фактор успешной интеграции в

национальную  экономику.

 

 

 

 

22.Содержание  аграрных отношений и аграрная  политика РК.

Аграрные  отношения. Аграрная политика

 

 

 

Аграрные отношения представляют собой определенную совокупность экономических  отношений, складывающихся не только в  сельском хозяйстве, но и во всем АПК, отношения агробизнеса в целом.

Это отношения по поводу присвоения и использования земли

и других средств сельскохозяйственного  производства, определяющих соответствующие  им отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления  сельхозпродукции. Аграрные отношения  выделились в отдельную группу в  связи с наличием специфики производства в аграрном секторе экономики, которая прежде всего связана с особой ролью земли как основного фактора производства. Земля является невоспроизводимым фактором производства, она не может быть увеличена, перемещена, обновлена, так как ограничена поверхностью земной суши. Она не является продуктом труда, не изнашивается, не утрачивает своих полезных свойств при правильном и рациональном использовании в процессе эксплуатации. Земля в сельском хозяйстве одновременно и средство труда, и предмет труда.

Кроме того, процесс сельскохозяйственного  производства характеризуется следующими особенностями: взаимодействием ес-тественноприродных и экономических процессов, отсюда высокая или низкая урожайность; сезонным характером производства; чередованием активного и пассивного периодов в производстве; наличием производительного потребления собственной продукции (почти 20 %).

Перечисленные особенности  земледелия и огромная зависимость  всех живущих на земле от его состояния  определяют специфику аграрных отношений. Но не только это.

Аграрные отношения определяются характером землевладения и землепользования. Эти понятия необходимо отличать друг от друга. Землевладение означает признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще под землевладением подразумевается  собственность на землю. Землевладение  осуществляют (реализуют данное право) собственники земли. Землепользование — это пользование землей в  установленном обычаем или законом  порядке. Пользователь землей — не обязательно ее собственник. Так, арендатор  не является собственником земли, но использует ее на определенных условиях. Таким образом, в реальной жизни  землепользование и землевладение  олицетворяют часто разные физические (или юридические) лица.

В рыночной экономике, как  правило, аграрные отношения включают взаимоотношения трех социальных групп:

земельных собственников, которые  реализуют землевладение;

капиталистов-арендаторов  или фермеров, реализующих землепользование;

наемных сельскохозяйственных рабочих, которые не являются ни землевладельцами, ни землепользователями.

В США отношения землевладения  и землепользования отличаются определенным своеобразием. И землевладелец, и  землепользователь чаще представлены одним лицом, т. е. фермером.

В настоящее время в  странах с развитой рыночной экономикой собственность на землю представлена в следующих формах:

1) собственность на землю  титулованной аристократии (рантье);

2)         собственно «буржуазная» собственность на землю отдельным лиц и корпораций — частных банков, крупнейших промышленных и аграрных компаний;

3)         государственная собственность на землю;

4)         земельная собственность простых товаропроизводителей — фермеров;

5)         коллективная и коллективно-долевая собственность. 

 

 

 

Важное место в социально-экономической  структуре сельского хозяйства  занимают личные подсобные хозяйства (ЛПХ). В них ведение хозяйства осуществляется за счет собственного труда работников, занятых в общественном хозяйстве, или членов их семей. Это, как правило, мелкое производство, служащее дополнительным источником удовлетворения потребности в сельскохозяйственной продукции и дополнительного дохода семьи. Для городских рабочих чаще всего это место отдыха (дачи) на основе перемены труда.

Современный уровень развития аграрного сектора экономики, необходимость  совершенствования агроструктуры, обострение социальных противоречий в обществе приводят к необходимости государственного регулирования агробизнеса. Государственные органы регулируют цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая минимальную границу цены для осуществления нормального производства в пределах общественной потребности и предоставляя государственный кредит. Широко известен удешевленный кредит, когда государство берет на себя уплату части процентной ставки за кредит, или предоставление государственного кредита по сравнительно низким ставкам (как правило, не более 5 %). Государство предоставляет субсидии на развитие и модернизацию производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях агробизнеса, на улучшение инфраструктуры села (складов, хранилищ, холодильников, транспортной сети и т. д.), для выкупа в собственность арендуемой земли, на приобретение минеральных удобрений, на модернизацию оборудования и др. Государственные органы берут в свои руки решение вопросов землепользования и землеустройства, устранения чересполосицы и объединения земельных участков; осуществляют мероприятия по сокращению производства сельскохозяйственной продукции путем сокращения посевных площадей, выдачи пенсий за отказ от хозяйства для фермеров в возрасте старше 55 лет в условиях аграрного кризиса, перепроизводства сельхозпродукции. Таким образом, современное государство призвано осуществлять определенную аграрную политику.

Аграрная политика — это  политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства, но и других структурных элементов  агробизнеса, обеспечение на этой основе роста жизненного уровня населения  и общественного прогресса в  стране.

В афарной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста общественного производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.


24.Приоритетные       направления       повышения       конкурентоспособности Казахстана.

Повышение конкурентоспособности и модернизация экономики

За прошедшее десятилетие  состояние казахстанской экономики  во многом определялось внешней конъюнктурой на энергоресурсы и другие виды минерального сырья. В 2000-2007 годах экспорт товаров  в среднем составлял 45 % к ВВП. В 2008 году, когда цена на нефть доходила до рекордного исторического уровня 147 долларов США за баррель экспорт вырос до 53,9 % к ВВП. При падении мировых цен на энергоресурсы вследствие глобального экономического кризиса объем экспорта в 2009 году снизился до 40,3 % к ВВП.

Начавшееся в 2008 году замедление мировой экономики, сокращение потребления  ресурсов, снижение мировых цен на нефть, металлы, металлопрокат, являющиеся основными составляющими товарного  экспорта Казахстана, способствовало замедлению темпов роста казахстанской  экономики. По итогам 2008 года реальный рост ВВП составил 3,3 %, по сравнению  с 8,9 % в 2007 году. Сократился объем продукции  сельского хозяйства, снизились  темпы роста в промышленности, строительстве, а также сфере  услуг.

В 2009 году развитие экономики  Казахстана проходило в условиях адаптации к глубокому мировому экономическому кризису. По итогам 2009 года темпы роста реального ВВП  снизились до 1,2 %. Положительный  рост экономики в 2009 году был обеспечен  увеличением валовой продукции сельского хозяйства на 13,8 %, увеличением объемов добычи нефти на 8,1 %, а также антикризисными мерами государства по стимулированию спроса и активности в секторах экономики.

С начала текущего года наметилась положительная динамика в отраслях экономики, что в определенной степени  обусловлено оживлением мировой  экономики.

По оперативным данным Агентства Республики Казахстан  по статистике в январе-марте 2010 года реальный ВВП вырос на 7,1 % к соответствующему периоду прошлого года.

На фоне улучшения конъюнктуры  на внешних рынках объем производства промышленной продукции в январе-апреле 2010 года увеличился на 11,8 %, в том  числе за счет роста в горнодобывающей  промышленности и разработке карьеров – на 7,5 %, обрабатывающей промышленности – на 20,4 %.

Развитие отраслей экономики, характеризующееся увеличением  объемов производства товаров и  предоставления услуг, способствовал  росту занятости. Уровень безработицы  в мае 2010 года составил 6,1 % к численности  экономически активного населения, что на 0,6 процентных пункта меньше, чем в мае 2009 года.

Вместе с тем, рост отечественной  экономики на фоне восстановления мировой  экономики и роста уровня цен  на мировых товарных рынках способствует повышению внутренних цен. Уровень  инфляции в мае 2010 года составил 4,2 % к декабрю 2009 года, что на 0,7 процентных пунктах выше аналогичного периода  прошлого года.

Зависимость состояния отечественной  экономики от внешних ценовых  факторов сохраняется, вследствие присущей для нее структурной поляризации. На одном полюсе – это быстро развивающиеся, высокодоходные сырьевые отрасли и отрасли металлургии, работающие почти полностью на мировой  рынок, доходы которых целиком зависят  от ситуации в мировой экономике  и конъюнктуры внешних рынков. Сюда также можно отнести и  сельское хозяйство. На другом полюсе – отрасли обрабатывающего сектора, ориентированные преимущественно  на внутренний рынок, с низкой рентабельностью  и добавленной стоимостью.

Таким образом, состояние  экономики во многом определяется развитием  сырьевых экспортоориентированных отраслей. Такая структура экономики не позволяет обеспечивать ее стабильный рост. Поэтому, в перспективе устойчивые темпы роста экономики должны обеспечиваться преимущественно развитием несырьевого сектора.

В сложившейся ситуации требуется  пересмотр политики финансовой и  нефинансовой поддержки предпринимательства, развития торговли. Бизнес-среда оказывает  серьезное влияние на развитие народного  хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых  работников.

Так, за 2009 год доля субъектов  малого и среднего бизнеса в ВВП  страны составила 30,4 % (в 2008 году – 31,2 %), розничный товарооборот составил 2 525,2 млрд. тенге и уменьшился по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года на 3,9 %. Оптовый товарооборот в 2009 году составил – 6 496,2 млрд. тенге  и уменьшился по сравнению с прошлым  годом на 1,1 % (в 2008 году – 6 538,4 млрд.тенге).

В 2009 году в Республике Казахстан  действовало 9 товарных бирж, на которых  было проведено 398 торгов, заключено 1 119 сделок со спот-товаром. В течение отчетного года не было заключено ни одной фьючерсной сделки.

За отчетный год объем  выставляемых на торги спот-товаров составил 94,5 млрд. тенге, оборот бирж по совершенным сделкам составил в сумме 55,1 млрд. тенге.

Министерство акцентирует  внимание на развитии и создании в  Казахстане практики применения мелкооптовой торговли по принципу «Кэш энд Кэрри» – «склад-прилавок», данный вид торговли нашел широкое распространение  в развитых странах. В Казахстане уже существуют компании, работающие по принципу «склад-прилавок», такие  как «РАМСТОР», «АСТЫҚ ЖАН», «АРЗАН»  и др.

Позитивные тенденции  развития внутренней торговли сопровождаются сохранением ряда проблем.

Не развита биржевая торговля, современные форматы торговли. На торговых рынках сосредоточен значительный объем теневого оборота, высокий  уровень реализации контрабандной  и контрафактной продукции; широкое  использование поддельных сертификатов качества на реализуемые товары.

В Казахстане, как и во многих странах, независимо от уровня их развития, существует проблема чрезмерного  регулирования экономической деятельности. Сложные и непрозрачные процедуры, которым должны следовать предприниматели  при создании и ведении бизнеса, служат самым серьезным препятствием экономическому росту. Эти процедуры  увеличивают затраты на производство и издержки предпринимателей, ограничивают их доступ на рынок, сдерживают развитие бизнеса, ухудшают бизнес-среду и  способствуют коррупции. Административные барьеры являются одной из причин появления теневого сектора экономики.

В этой связи необходимо, во-первых, продолжить работу по совершенствованию  разрешительной системы. На сегодняшний  день выявлено 1015 видов разрешительных процедур, по которым в 2008 году было выдано свыше 29 млн. разрешительных документов. Рекомендована отмена 348 процедур из 1015. В результате, можно ожидать, что лицензионно-разрешительный документооборот  уменьшится примерно на 881 тысяч единиц в год.

Во-вторых, требования к проверяемым  субъектам должны устанавливаться  только на уровне законов, указов Главы  государства и постановлений  Правительства, но не приказов отдельных  государственных органов (которых  в настоящее время свыше 10 тысяч). Одним из важных направлений данной работы государственных органов  станет одновременная фильтрация этого  законодательства с целью исключения устаревших норм.

Продолжится работа по улучшению  позиции республики в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка  «Doing Business». В настоящее время позиция республики в отчете «Doing Business» Всемирного банка 2010 по сравнению с прошлым годом улучшилась – Казахстан занял 63 место (64 место в прошлом году).

Следует отметить, что отсутствие в стране целостной картины по планированию и реализации инвестиционных проектов приводит к неэффективной  их реализации, дисбалансу в отраслях экономики и отсутствию ресурсного обеспечения проектов после ввода  в эксплуатацию.

Усилия будут направлены и на развитие несырьевых секторов экономики, в том числе и посредством обеспечения устойчивого и сбалансированного роста развития регионального предпринимательства, внедрение принципов новой финансовой инициативы, совершенствования инструментов по привлечению инвестиций в государственно-частное партнерство, обеспечивающих справедливое распределение рисков между государством, концессионером и инвестором.

Как отметил Глава государства  на 21-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республике Казахстан, важно систематизировать  меры государственной поддержки, продвигать инструменты государственно-частного партнерства при реализации проектов на местном уровне, особенно при  строительстве объектов социальной и жилищно-коммунальной сфер.

Для развития несырьевых секторов экономики помимо «прямых» мер, принимаемых Правительством, в рамках компетенции Министерства будет проводиться дальнейшая интеграция казахстанской экономики в мировую торговую систему.

В частности, продолжается работа по реализации интеграционных инициатив  в рамках Евразийского экономического сообщества и завершению переговорного  процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) на экономически выгодных условиях.

На сегодня одним из значимых интеграционных прорывов ЕврАзЭС является практическая реализация с 1 января 2010 года Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которая представляет собой реализацию режима зоны свободной торговли товарами с применением единого таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран, не входящих в Таможенный союз.

Функционирование Таможенного  союза станет площадкой для перехода к более углубленной форме  интеграции – формированию Единого  экономического пространства, предполагающего  свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Равный доступ к транспортной инфраструктуре позволит сократить издержки и время  при движении казахстанских товаров  до рынков сбыта дальнего зарубежья.

В целом, интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС открывают новые возможности для раскрытия экономического потенциала страны, выхода на мировой рынок с высокой конкурентоспособностью путем создания совместных, взаимодополняемых производств, а также осуществления взаимной торговли на более выгодных условиях.

Надлежащая координация  и содержательная проработка интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является важным средством, обеспечивающим комплексный учет национальных интересов Республики Казахстан в достижении эффективной реализации интеграционных инициатив.

Продолжается работа по приведению казахстанского законодательства в  полное соответствие с положениями  обязательных соглашений ВТО, информированию делового сообщества об инструментах ВТО.

Начало практической реализации Таможенного союза внесло коррективы в процесс вступления в ВТО. Для того чтобы Таможенный союз состоялся в условиях ВТО, принято решение о единовременном вступлении стран-членов Таможенного союза в данную международную организацию на гармонизированных условиях.

В этих целях создана единая переговорная команда, которой проведен анализ обязательств, принятых нашими странами по результатам индивидуальных переговоров с целью выработки  предложений по проведению дальнейших переговоров со странами-членами  ВТО.

Несмотря на активные действия Министерства, направленные на развитие торговли, будет осуществляться работа по формированию надежной системы защиты и продвижения экономических  интересов страны, созданию для отечественных  товаров и услуг доступа к  внешним рынкам, решению проблемы недостаточной информированности  отечественных производителей о  возможности защиты от возросшего, демпингового и субсидированного импорта  товаров, требованиях международных  рынков.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"