Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".
Таким образом, нельзя представить экономическую деятельность людей без многообразия экономических форм, их организации, движения. Деятельность людей в экономической области необходимо протекает в конкретных материальных, экономических формах.
Следовательно, закон через ряд звеньев, ступеней из глубины достигает поверхности явлений. Через этот механизм своего осуществления и проявления он регулирует экономические процессы распределения. Однако недостаточно изучить эти звенья, формы проявления и осуществления закона. Необходимо также рассмотреть субординацию, соподчинение, взаимообусловленность этих форм, звеньев, видеть диалектику перехода и взаимоперехода одних форм в другие, определить конкретное место и конкретную роль каждого звена в общей цепи механизма действия закона в объективной действительности. Так же, анализируя механизм действия любого экономического закона, необходимо учитывать такой объективный процесс, как совершенствование, изменение форм действия законов по мере развития общественного производства. Развитие материального производства и изменение на этой основе экономических потребностей и экономических интересов людей вызывает в свою очередь изменение форм движения законов, самих форм экономических отношений. Утверждение о том, что осуществление экономических законов зависит от деятельности людей, логически не противоречит утверждению о том, что экономические законы определяют действия людей, что они подчиняются объективным, не зависящим от их воли и сознания условиям производства. Однако, кроме экономических законов, деятельность людей определяют и другие обстоятельства: множество социологических законов, например. Кроме того, общественное сознание в целом является лишь отражением объективной реальности, поэтому оно имеет свойство отставать от общественного бытия. Что же касается индивидуального сознания людей, то оно содержит в себе множество противоречий, складывающихся, в том числе под воздействием совершенно случайных факторов. Словом, множество обстоятельств побуждает людей к действию. И в этом взаимодействующем водовороте обстоятельств экономические законы лишь в конечном итоге определяют действия людей, общества.
11.Законы спроса и предложения.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными
определениями спрос характериз
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкоститоваров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность
спроса — это показатель, выражающий колебания совокупно
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень
понижения цен превышает
Эластичность спроса может
быть связана не только с изменением
цены на товар, но и с изменением доходов потребителе
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется
количественно через
Как правило, существуют товары
с разной эластичностью по цене.
В частности, хлеб и соль являю
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.
График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Влияние рынка
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
Предложение характеризует
возможность и желание продавца
(производителя) предлагать свои товары для
реализации на рынке по определённым ценам.
Такое определение описывает предложение
и отражает его суть с качественной стороны.
В количественном плане предложение характеризуется
по своей величине и объёму. Объём, величина
предложения — это количество продукта
(товара, услуг), которую продавец (
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения
товара при увеличении его цены обусловлен
в общем случае тем обстоятельством,
что при неизменных издержках н
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения
зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать
на изменения цены, поскольку для дополнительного
производства товара требуется значительное
время. Например, увеличить производство автомобилей за не
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение: