Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".
На основании вышеизложенного можно сказать, что макроэкономическая политика в предстоящий период будет направлена на развитие несырьевых секторов экономики, путем совершенствования макроэкономического прогнозирования и анализа, снижения административных барьеров, развития предпринимательства, привлечения инвестиций и интеграции в мировую торгово-экономическую систему.
Анализ
тенденций мировой экономики
и проблемы повышения
конкурентоспособности
экономики Казахстана
1.1. Анализ
основных тенденций развития
мировых и региональных
экономик
и их влияния на экономическое развитие
Казахстана
В рамках реализации
Стратегии 2006 год стал годом
завершения первого этапа ее
реализации. Основная часть мероприятий
первого этапа выполнена,
Дальнейшая реализация Стратегии должна
быть проведена с учетом изменений в экономических
тенденциях, произошедших с 2003 года. В
этой связи анализ развития глобальной
экономики, определение главенствующих
факторов ее перспективного развития
является ключевым для дальнейшей успешной
реализации Стратегии.
Одним из наиболее важных феноменов мировой
экономики в последнее время является
стремительный рост экономик ряда развивающихся
стран. Суммарный экономический вес развивающихся
стран, при сохранении существующих темпов
свыше 8 % в год, становится фактором, оказывающим
влияние на развитие глобальной экономики.
Так, согласно прогнозам экспертов Всемирного
Банка прогнозируемый совокупный объем
экономик семи ведущих развивающихся
стран (Китай, Индия, Бразилия, Россия,
Индонезия, Мексика и Турция) к 2050 году
будет в среднем на 25 % больше размера экономики
стран "Большой семерки" - фактически
происходит формирование новых центров
экономической активности.
В краткосрочной перспективе с 2007 года
ожидается замедление темпов экономического
развития в мире. После того как в 2007 году
экономический рост в развивающихся странах
достиг умеренного значения в 6,7 %, к 2009
году возможно его снижение до более устойчивого
уровня в 6,1 %.
На этом фоне общепризнанной является
тенденция смещения центра мирового потребления
и производства в такие страны, как Бразилия,
Россия, Индия и Китай. Эти новые развивающиеся
рынки открывают для транснационального
бизнеса значительные перспективы: 78 %
ТНК планируют вести бизнес в Китае, 64
% склоняются к Индии, 48 % прогнозируют
открытие производств в России.
Этому способствуют объективные факторы,
такие как растущая емкость внутренних
рынков данных стран, повышение уровня
доходов и потребления, относительно низкая
стоимость трудовых и иных ресурсов.
Кроме того, все наиболее быстро развивающиеся
страны проводят политику активного привлечения
инвестиций и развития собственного производства.
Быстрый рост экономики и прогрессирующие
объемы рынка привлекают большие корпорации
и делают рынки этих стран притягательными
для крупных инвестиций, так как предоставляют
огромные возможности для развития бизнеса
как в краткосрочной, так и в долгосрочной
перспективе.
Для Казахстана, стремящегося к дальнейшей
тесной интеграции в международное и региональное
экономическое пространство, происходящие
в мире тенденции, безусловно, имеют важное
значение. Повышение интереса ТНК к крупным
развивающимся рынкам, открытие ими своих
производственных мощностей на территории
стран, соседствующих с казахстанским
рынком, объективно влияют на выбор направлений
развития отечественной экономики. При
этом новые тенденции имеют как положительные,
так и негативные аспекты.
Создается дополнительная конкурентная
среда для отечественных предприятий
несырьевого сектора. Корпоративная стратегия
компаний в большей степени строится на
первоочередном присутствии на крупных
рынках с дальнейшим созданием торговой
и дистрибьюторской сети на территории
близлежащих малых рынков. Это в свою очередь
приводит к ухудшению показателей структуры
экономики и торгового баланса.
Фактор стремительного развития крупных
развивающихся рынков требует оценки
и должен быть обязательно учтен при выработке
дальнейших мер по реализации Стратегии.
Ускоренный рост экономик развивающихся
стран, дальнейшая индустриализация и
рост потребления, охватывающая около
трети населения земного шара, увеличивают
мировую потребность в сырьевых ресурсах.
Следовательно, основной тенденцией экономического
развития на предстоящую долгосрочную
перспективу становится опережающий спрос
на ресурсы и в первую очередь на сырье.
Данный процесс влияет на государственную
политику всех стран мира с одной стороны
стремлением к обеспечению собственных
экономик необходимыми объемами сырья,
с другой стороны активным развитием и
внедрением ресурсосберегающих технологий.
Мировые рынки сырья реагируют на происходящие
процессы постоянным ростом цен как на
твердое сырье, так и на энергоресурсы.
Китай и Индия проявляют огромный спрос
на сырьевые ресурсы, в особенности углеводороды.
Китай, к примеру, уже вышел на второе место
в мире по потреблению нефти. Возрастающая
зависимость этих экономик от импорта
энергоресурсов (в 2006 г. в Индии - 70 %, в Китае
- 50 %), обуславливает их стремление обеспечить
себя надежными источниками нефти и газа,
в том числе за счет более активной инвестиционной
политики за рубежом.
В результате развития данной тенденции
Казахстан в настоящее время испытывает
существенный рост предложения внешних
инвестиций в сырьевой сектор в связи
с растущим потреблением сырья за пределами
страны. Данный факт обуславливает сложившуюся
структуру экономики Казахстана, в которой
преобладают добывающие отрасли. В свою
очередь однобокое развитие сырьевых
направлений в промышленности ведет к
снижению общей конкурентоспособности
казахстанской экономики.
Сырьевые ресурсы могут служить базой
для развития отраслей несырьевого сектора,
создания крупных сырьевых конгломератов,
которые в будущем могут объединить полную
производственную цепочку и стать игроками
мирового уровня.
Важнейшим фактором мирового экономического
развития все больше становится ускоряющаяся
интеграция региональных экономик и глобализация.
Процесс глобализации в первую очередь
отражается в экономической интеграции
мировых рынков и глобальной конкуренции
компаний.
Глобальная конкуренция и интеграция
привели к адекватной реакции корпоративного
сектора. Мировые компании в целях сохранения
конкурентоспособности стремятся аккумулировать
в себе ключевые ресурсы дальнейшего развития.
Эта тенденция все больше ведет к росту
рынка слияний и поглощений в корпоративном
секторе.
Согласно отчету аналитического агентства
"Bloomberg" по результатам десяти месяцев
2007 года объем мирового рынка слияния
и поглощения достиг 3,55 триллиона долларов,
что соответствует итогам 2006 года. При
этом активное участие в данных процессах
принимают правительства стран. Процесс
укрупнения компаний уже распространился
на пространство СНГ. Например, крупнейшей
сделкой стало слияние РУС АЛ, СУАЛ и алюминиевого
подразделения Гленкор, в результате чего
был создан крупнейший в мире алюминиевый
холдинг. По данным аудиторской компании
"Ernst & Young" в 2006 году объем рынка
слияния и поглощения в России вырос почти
в полтора раза, составив приблизительно
71 млрд. долларов США, и этот процесс будет
продолжаться в будущем.
В Казахстане процесс слияний и поглощений
активно идет в энергетической, финансовой,
металлургической, торговой сфере.
1.2. Анализ
эффективности реализации
Настоящей Стратегией
ставилась задача обеспечения
устойчивого развития
В качестве основного инструмента реализации
Стратегии были определены институты
развития, которые за счет привлечения
государственных финансовых ресурсов
должны были обеспечить финансирование
новых производств в несырьевом секторе.
В целом, деятельность институтов развития
дала положительные результаты. На каждый
доллар, вкладываемый институтами развития
в реализацию инвестиционных проектов,
приходится почти два доллара инвестиций
из других источников финансирования,
что является конкретным реальным вкладом
институтов развития в реализацию Стратегии.
По итогам деятельности институтов развития
с 2003 по 2006 годы профинансировано 116 новых
проектов в сфере инфраструктуры и обрабатывающей
промышленности на 2136,1 млн. долларов США.
При этом за этот период введено в эксплуатацию
37 объектов на сумму 800 млн. долларов США.
Благодаря реализации первого этапа Стратегии
в стране был создан ряд специализированных
объектов индустриально-инновационной
инфраструктуры, работа которых была в
первую очередь направлена на стимулирование
предпринимательской деятельности и создание
новых производств.
Действуют специальные экономические
зоны (далее - СЭЗ) " Морпорт Актау ",
" Астана - новый город ", " Парк
информационных технологий ". Ведется
строительство инфраструктуры СЭЗ "
Оѕтїстік ". Созданы индустриальные
зоны в Карагандинской области и г. Астане,
на территории которых ведется работа
по строительству высокотехнологичных
производств.
Так, в настоящее время на территории
СЭЗ "Парк информационных технологий"
действует 21 компания, общий объем производимой
в парке продукции составляет около 928
млн. тенге.
Активно развивается СЭЗ "Морпорт Актау".
На территории СЭЗ в обрабатывающем секторе
промышленности реализовано проектов
на сумму 348,3 млн. долларов США, создано
1584 рабочих места.
Проводилась работа по приданию экономике
Казахстана инновационного характера.
В регионах Казахстана созданы технопарки.
Национальным инновационным фондом за
время первого этапа реализации Стратегии
профинансировано проектов на сумму 116,9
млн. долларов США, из них 1,7 млн. долларов
США предоставлено в форме инновационных
грантов.
Одним из эффективных механизмов реализации
Стратегии, стимулирования инвестиций
в несырьевые и сервисные секторы экономики
стали инвестиционные налоговые преференции.
За годы реализации Стратегии подписано
более 400 контрактов по проектам на сумму
свыше 802,8 млрд. долларов США.
Среди наиболее интересных проектов,
реализованных в рамках Стратегии, можно
отметить запуск в декабре 2007 года Казахстанского
электролизного завода в г. Павлодаре,
а также завода по выпуску бесшовных труб.
Появились предприятия автомобильной
промышленности, так в Усть-Каменогорске
был запущен автосборочный завод по выпуску
легковых автомобилей "Шкода", организовано
производство грузовых автомобилей "Камаз"
в г. Кокшетау, реализуется проект по сборке
автобусов в Семипалатинске. В рамках
работы по созданию текстильного кластера
создан ряд текстильных предприятий с
применением передовых технологий, соответствующих
мировым стандартам.
В целях развития несырьевого сектора
внесены изменения в налоговое законодательство,
направленные на снижение общей налоговой
нагрузки, ведется работа по улучшению
условий инвестирования.
В рамках модернизации системы технического
регулирования принят Закон "О техническом
регулировании", в соответствии с которым
регулятивная база гармонизирована с
международной на 60,8 %. В настоящее время
разрабатываются технические регламенты
и ведется гармонизация системы аккредитации
и сертификации с международной, что позволит
снять барьеры для выхода на экспорт готовой
продукции. Кроме того, реализуется государственная
политика, направленная на развитие регионов
и их конкурентных преимуществ, совершенствуется
нормативно-правовая база управления
сырьевыми запасами.
В целом, за годы реализации Стратегии
объем производства в обрабатывающей
промышленности вырос в реальном выражении
на 38,4 %, в абсолютном выражении на 1 189,38
млрд. тенге.
1.2.1. Вопросы
дальнейшей диверсификации
Стратегия провозгласила
одной из главных своих
Итоги реализации Стратегии за 2003-2007 годы
показывают, что существенного перелома
в структуре промышленности на настоящий
момент не произошло. Это было связано
со следующими факторами.
Во-первых, существенный рост цен на основные
статьи сырьевого экспорта Республики
Казахстан - углеводороды, металлы и другое
минеральное сырье стал основным фактором,
определяющим структуру экономики Казахстана.
Сервисные и непроизводственные секторы
экономики: строительство, финансовые,
транспортные и телекоммуникационные
услуги, торговля получили ускоренное
развитие за счет роста цен в сырьевом
секторе и роста доходов населения.
В целом ускоренное развитие получили
те сегменты экономики, структура рынка
которых не определяется принципами свободной
конкуренции, так как для вхождения в эти
секторы экономики существуют сравнительно
высокие "входные" барьеры в виде
необходимости географического присутствия,
существенных финансовых издержек и наличия
инфраструктуры.
Потребность в товарах несырьевого сектора
в большей степени удовлетворялась за
счет импорта.
Во-вторых, Казахстан проводит стратегически
верный курс на более широкую интеграцию
в мировой рынок и формирование открытой
экономики. Однако при этом большое влияние
на экономические процессы внутри страны,
в том числе на ход реализации Стратегии
оказывают процессы глобализации.
Основной тенденцией первого этапа реализации
Стратегии является смена характера конкурентной
среды. Она приобретает все более и более
глобальный характер. Другими словами,
отечественные компании в возрастающей
степени конкурируют с глобальными корпорациями,
а внутренний рынок тесно интегрирован
в мировой рынок.
В этой связи, более широкая торговая,
финансовая и межфирменная интеграция
в рамках региональных и глобальных рынков
определяет необходимость более активной
политики, направленной на повышение производительности
казахстанских компаний, их способности
успешно конкурировать на внутреннем
и международном рынке.
В-третьих, дальнейшая реализация Стратегии,
достижение намеченных ею приоритетов
требуют дополнения существующего инструментария
ее реализации.
Анализ механизмов реализации Стратегии
на первом этапе показывает, что основной
инструментарий реализации Стратегии
направлен на реализацию и поддержку инвестиционных
проектов.
Например, инвестиционные налоговые преференции,
создание СЭЗ, индустриальных зон и технопарков,
деятельность институтов развития ориентированы
в большей степени на создание материальных
объектов инфраструктуры и производства.
В то же время, стимулирование исключительно
материальных объектов (заводов, фабрик
и т.д.) должно быть подкреплено соответствующим
развитием нематериальной инфраструктуры
- аккумулированием необходимых ресурсов:
человеческого капитала, технологий, гудвила
и т.д.
Без этого выбранный путь является рисковым
в плане дальнейшей консервации постоянно
догоняющего пути развития. При этом в
структуре экономики Казахстана имеется
ряд действующих предприятий в наукоемких
и технологичных отраслях: машиностроении,
химической промышленности, строительных
материалов, металлургии и т.д., которые
накопили в себе необходимые для дальнейшего
развития ресурсы и способны вносить свой
вклад в дальнейшее развитие экономики.
В целом, очевидно, что для решения задач,
поставленных Стратегией, требуется некоторая
корректировка действующего механизма
ее реализации, поиск новых путей, адаптированных
к новым экономическим условиям.
25. Развития налоговой политики в РК
Налоговая политика как совокупность
научно обоснованных и экономически
целесообразных тактических и стратегических
правовых действий органов власти и
управления способна обеспечить потребности
воспроизводства и рост общественного
богатства. Исходной установкой при
проведении налоговой политики служит
не только обеспечение правового
порядка взыскания с
Налоговая политика, проводимая с расчетом
на перспективу, - это налоговая стратегия,
а на текущий момент - налоговая тактика.
Тактика и стратегия незаменимы, если
государство стремится к согласованию
общественных, корпоративных и личных
экономических интересов. Нередко тактические
шаги, предпринимаемые руководством государства
по координации налогообложения на текущий
момент, экономически не обоснованы. Это
не только препятствует реализации налоговой
стратегии, но и деформирует весь экономический
курс государства. Исходя из этого, с учетом
прогнозов ученых, касающихся тенденций
экономического развития, объективной
действительности, состояния социального
положения в обществе, разрабатываемая
государством налоговая стратегия преследует
следующие задачи:
экономические - обеспечение экономического
роста, ослабление цикличности производства,
ликвидация диспропорций в развитии, преодоление
инфляционных процессов;
социальные - перераспределение НД в интересах
определенных социальных групп путем
стимулирования роста прибыли и недопущения
падения доходов населения;
фискальные - повышение доходов государства;
международные - укрепление экономических
связей с другими странами, преодоление
неблагоприятных условий для платежного
баланса.
Противоречия между тактическими действиями
управленческих структур и общей стратегией
налогообложения, утвержденной конституциональными
правовыми актами государства, приводят
к разбалансированности бюджета, сбоям
в хозяйственном механизме, торможению
воспроизводственных процессов и в конечном
итоге - к экономическому кризису.
Обоснованность тактических действий
при проведении налоговой политики играет
огромную роль в формировании доходов
бюджета. Бюджетные задания на очередной
финансовый год должны согласовываться
с общей стратегией налогообложения. Налоговая
политика и оздоровление экономики
С точки зрения науки об управлении, государство,
как объект управления ничем не отличается
в этом качестве от частной корпорации.
Если правильно выбраны цели, известны
имеющиеся средства и ресурсы, то остается
лишь научиться эффективно применять
эти средства и ресурсы. Основным финансовым
ресурсом государства являются налоги,
поэтому эффективное управление налогами
можно считать основой государственного
управления вообще.
Если признать, что государство существует
для обеспечения благоденствия его граждан,
то государственная власть может выбирать
одну из двух следующих стратегических
линий: либо взимать высокие налоги и принимать
на себя, соответственно, высокую ответственность
за благополучие своих граждан, либо взимать
низкие налоги, имея в виду, что граждане
должны сами заботиться о своем благополучии,
не уповая на поддержку государства. При
этом важное значение имеет уровень потребностей
населения, и в соответствии с этим на
начальных этапах экономического развития
государства тяготеют к относительно
низким налогам, на более поздних же этапах,
с развитием форм общественного потребления,
происходит переход к более высоким ставкам
налогообложения. Однако в рамках этой
общей тенденции разные государства по-разному
строят свою финансовую систему: одни
считают возможным изымать в виде налогов
(включая все виды налоговых и обязательных
платежей, в том числе и взносы по социальному
страхованию) до 50% всех доходов общества,
исходя из концепции более высокой эффективности
применения финансовых средств под контролем
государственных структур, чем в руках
частных лиц; другие не разделяют этой
веры и ограничивают свои налоговые аппетиты
всего лишь 25-30% (от ВВП).
Среди первых в основном богатые страны
с уровнем среднедушевых валовых доходов
в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, их налоговые
изъятия составляют весьма значительные
суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу населения
(доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около
15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - примерно
33%), в Норвегии-14 тыс. долл.(доля налогов
в ВВП - 42%), в Германии, Франции, Бельгии,
Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля
налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно).
Действующая сейчас в Казахстане налоговая
система не просто выступает тормозом
для инвестиций, но является и одной из
причин - возможно, главной - кризисного
состояния экономики. Отсюда можно считать
установленным, что: налоговое бремя в
РК явно избыточно и по своим размерам
неадекватно сложившейся в стране социально-экономической
ситуации, собираемые налоги используются
неэффективно и не в интересах экономического
развития.
Принимаемые в последнее время “пожарные”
меры по ужесточению налоговых процедур
уже не приносят реальных результатов:
вместо прироста налоговых доходов они
вызывают лишь прирост задолженности.
Сейчас большую часть всех налоговых доходов
в бюджетную систему обеспечивает ТЭК
и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли,
реализующие продукты, поставляемые природой,
а не трудом населения.
Кажется, уже ни у кого не остается сомнений,
что далее такое положение нетерпимо и
что перемены в налоговой системе неизбежны.
Разногласия существуют лишь в том, что
предлагается менять в налоговой системе,
в какой последовательности и в какие
сроки. Если взять налоговую систему в
целом, то перемены возможны и необходимы
- и в налоговой политике, и в налоговой
технике, и в налоговом праве.
В настоящее время налоговая политика
как таковая в стране отсутствует, или,
точнее сказать, она формируется стихийно,
в результате чего отдельные меры налоговой
политики не только вступают в противоречие
с проводимой (или провозглашаемой) экономической
политикой, но и между собой.
1 Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана. – Алматы: Бiлiм, 2004