Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, шпаргалка
1.История развития делопроизводства и автоматизации делопроизводства в Республике Беларусь
Термин «делопроизводство» появился на территории Беларуси в конце XVIII – начале XIX веков одновременно с введением русского языка в учреждения государственного управления и внедрением российских принципов работы с документами в них. Возник он еще в XVI–XVII веках в центральных органах управления Российского государства — приказах. Процесс рассмотрения и решения тех или иных вопросов («дел») в приказах назывался «производством дел». Поскольку производство дел фиксировалось письменно, документы учреждений по отдельным вопросам получили название «дел», а работу по письменному оформлению производимых дел и совокупность самих дел учреждения до передачи в архив стали называть делопроизводством.
Передача документов и дел другим работникам организации (предприятия), имеющим допуск к этим документам, производится только через секретаря с обязательной записью в журнале.
Запрещается изъятие из дел или перемещение из одного дела в другое документов с грифом «КТ» без разрешения руководства и отметок в «Журнале регистрации документов с грифом «КТ».
Документы с грифом «КТ» запрещается выносить из здания. Лишь в исключительных случаях руководитель или его заместители могут разрешить сотрудникам вынос таких документов из здания для согласования, подписания и тому подобного с принятием необходимых мер предосторожности.
Все дела и журналы (картотеки) учета документов с грифом «КТ» в обязательном порядке вносят в номенклатуру дел организации.
По окончании календарного года специально созданная комиссия организации выполняет следующие работы:
● проверяет наличие всех документов с грифом «КТ»;
● отбирает документы с грифом «КТ» для архивного хранения;
● отбирает документы с грифом «КТ» для уничтожения.
Проверка наличия документов с грифом «КТ» по решению руководства организации может производиться с другой периодичностью, например по окончании каждого квартала.
При передаче дел в архив на документы с грифом «КТ» составляют отдельную опись. Хранят такие документы в опечатанных коробках, в помещениях, исключающих несанкционированный доступ.
На документы с грифом «КТ», отобранные для уничтожения, составляют акт, утверждаемый руководителем организации. Уничтожают документы в присутствии экспертной комиссии с помощью специальной машины или иным способом, исключающим возможность восстановления имеющейся в них информации.
44.Делопроизводство и его особенности в будущей профессиональной деятельности студента (делопроизводство в банке, бухучете, суде, торговле, туризме, материально-техническом снабжении, статистике и т.п.).
Предметом курса являются переработка, создание, передача, поиск и хранение информации, представленной чаще всего в документальной форме, с целью подготовки управленческих воздействий (решений).
Цель изучения дисциплины — приобретение
теоретических знаний и выработка практических
навыков и умений в области документирования
и организации работы с организационно-
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи;
-ознакомиться с основными направлениями и проблемами автоматизации делопроизводства;
V, • получить знания
в области кадрового
В результате изучения дисциплины студенты должны знать-.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
45.Номенклатура дел
Основой для составления номенклатуры дел организации являются номенклатуры дел ее структурных подразделений. В структурном подразделении номенклатура дел составляется руководителем подразделения совместно с секретарем или иным должностным лицом, ответственными за ведение делопроизводства в этом структурном подразделении. Служба документационного обеспечения управления (ДОУ), архив организации оказывают необходимую консультационно-методическую помощь структурным подразделениям в подготовке номенклатуры дел (проверяют правильность формулировок названий дел, определения сроков их хранения и др.).
Номенклатура дел структурного подразделения составляется по установленной форме (приложение 1 к материалу). При наличии в организации общественной организации (профсоюза и др.) ее номенклатура дел составляется по форме, установленной для номенклатур дел структурных подразделений.
Графы номенклатуры дел структурного подразделения заполняются по тем же правилам, что и графы номенклатуры дел организации. Систематизация заголовков (названий) дел в номенклатуре дел структурного подразделения аналогична систематизации заголовков дел в сводной номенклатуре дел организации.
Номенклатура дел структурного подразделения в обязательном порядке визируется заведующим архивом организации (лицом, ответственным за архив). При наличии экспертной комиссии (ЭК) в структурном подразделении номенклатура дел согласовывается и с ЭК структурного подразделения. Затем номенклатура дел подписывается руководителем этого подразделения.
После утверждения сводной номенклатуры дел организации из нее делаются выписки по разделам. Заверенные в установленном порядке выписки передаются в структурные подразделения организации для использования при формировании и учете дел, заводимых в этих структурных подразделениях. Выписки из номенклатуры дел хранятся в структурных подразделениях 5 лет и включаются в соответствующий раздел номенклатуры дел этого подразделения.
По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел составляется итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в структурном подразделении (приложение 2 к материалу). Итоговая запись к номенклатуре дел общественной организации составляется по этой же форме. Итоговая запись подписывается руководителем структурного подразделения (общественной организации).
46.Положение (устав)
об организации или о структурном
подразделении (банк, суд, турфирма, отдел
бухгалтерии, отдела материально-
Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами.
«Наименование структурного подразделения»
«Наименование структурного подразделения» - отражает основное направление деятельности структурного подразделения.
В большинстве случаев наименование структурного подразделения содержит:
наименование вида структурного подразделения;
основное функциональное направление (либо несколько направлений) его деятельности.
Раздел «Общие положения»
Данный раздел является одним из наиболее значимых по количеству информации о структурном подразделении.
Подразделение может быть основным или вспомогательным, самостоятельным или входить в состав самостоятельного, более крупного структурного подразделения.
Все основные самостоятельные подразделения организации создаются приказом руководителя организации.
При определении подчиненности подразделения следует руководствоваться структурной схемой организации и структурой управления организацией.
Следует иметь в виду, что Положение о структурном подразделении является в какой-то степени и должностной инструкцией для руководителя этого подразделения (начальника отдела).
Раздел «Основные задачи»
В разделе перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением и определяющие основные направления деятельности подразделения.
При создании объединенных (близких по функциям) структурных подразделений задачи объединяются.
Раздел «Организационная структура»
В этом разделе отражаются структура подразделения, порядок её формирования и утверждения.
Раздел «Функции»
В этом разделе перечисляются основные действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для решения поставленных перед ним задач. Следует отметить, что в некоторых случаях в этом разделе должна отразиться специфика организации, т.е. наряду с общими функциями необходимо расписать специальные функции, обусловленные деятельностью организации.
Раздел «Права и обязанности»
В этом разделе перечисляются права как самого структурного подразделения, так и его руководителя.
Права подразделения могут быть общими и специальными.
Раздел «Взаимоотношения»
В процессе функционирования структурного подразделения в организации между ним и другими подразделениями организации возникают функциональные отношения или устанавливаются служебные связи (схемы взаимодействия)
Данный раздел, в основном, отражает взаимоотношения подразделений на уровне информационных и документационных потоков, обусловленных функциональными особенностями подразделений.
Раздел «Ответственность»
Положение о структурном подразделении определяет ответственность руководителя этого структурного подразделения, т.к. именно руководитель несет ответственность за надлежащее и своевременное выполнение возложенных на подразделение функций. Ответственность работников подразделения устанавливается должностными инструкциями, и в положениях о структурных подразделениях эту норму целесообразно зафиксировать.
И наконец, руководитель структурного подразделения несет персональную ответственность за определенные действия.