Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
Наряду
с ответственностью, стержнем экологической
этики является любовь к природе.
Часто любовь к природе считают
чем-то несерьезным, чуть ли не выдумкой
писателей. Как можно любить всю
природу, в которой есть приносящие
вред человеку виды? На самом же деле,
как справедливо отметил В. Вундт,
чувство скорее ведет к альтруизму,
чем рассудок. «Чистый, не обоснованный
на эгоизме альтруизм естественно
мог развиться только при переходе
от рассудочной морали к морали чувства,
при допущении, что непосредственные
чувства симпатии и любви являются
основами альтруистического поступка.
Рассудку трудно бывает побороть соображения
собственной выгоды, а для чувства любви,
жалости, сострадания достаточно бывает
мгновения. Поэтому к экологической этике
ближе путь через чувство любви, чем расчет,
через благоговение перед природой, чем
принятие экологического законодательства,
которое еще надо приучиться исполнять.
Здесь, как в отношениях между людьми,
лучше, если все будет основываться, как
предлагал Конфуций, на нравственности,
а не на принуждении. В связи с этим большое
внимание в экологической литературе
уделяется понятию экологической чувствительности,
под которой понимается более тонкое проникновение
с помощью чувств человека в мир природы.
Необходимость
более любовного и
«Начиная со ступени человека, долг существа
по отношению к нижестоящим возрастает
по мере восхождения его по дальнейшим
ступеням». Таким образом, экологическая
этика возможна даже если мы оставим в
стороне дискуссионный вопрос о равноценности
всего живого в силу несопоставимой внутренней
ценности каждого существа.
«На первобытного человека уже возлагался долг по отношению к прирученным животным. И не в том он состоял, что человек должен был их кормить и охранять... Этический же долг первобытного человека заключался в том, что он должен был то животное, которое приручал и которым пользовался, любить» (Там же). В настоящее время, когда человек может уничтожить все живое на Земле, этого уже мало. «Разве мы не в состоянии любить и тех животных, от которых не получаем непосредственной пользы — диких животных, по крайней мере тех из них, которые не приносят нам вреда?».
Не
только живая, но и неживая природа
может быть объектом любви. Здесь
мы переходим от экологической этики
к этике глобальной, в соответствии
с которой человек ответственен
за всю природу. В Древней Греции
человек рассматривался как «микрокосм»,
который заключает в себе как
в части всю
Вселенную как «макрокосм». Эти представления
переняли древнеримские стоики; известны
они и в русской философии. Что необходимо
ныне для человека — не только ощущать
себя частью Универсума, но и чувствовать
ответственность за все окружающее его.
В этом суть экологической и глобальной
этики.
Шаги гуманизма
Толстой и Ганди не злоупотребляли терминам «гуманизм», но они занимались тем, что находится в ядре гуманизма — проблемой ненасилия. Если же говорить о собственно гуманизме, то первой его исторической формой был нравственно-ритуальный гуманизм Конфуция.
Социальный
кризис в Китае за 6 веков до нашей
эры создал Конфуций, который принял
вызов времени. Помогло ему, как
ни странно, отсутствие в
Китае пантеона богов, который подсказал
бы мифологический ответ. Конфуцию пришлось
обратиться к человеческой личности, т.
е. использовать средства, которые и необходимы
для выработки гуманистического учения.
Мистически- религиозная направленность
мышления древних индийцев и рационально-
философская направленность мышления
древних греков препятствовали зарождению
гуманизма в Индии и Греции, да и социальный
кризис у этих народов в условиях функционирования
небольших государств был, по-видимому,
не столь острым. Так или иначе, выбор пал
на Китай.
Главный довод Конфуция: в человеческом общении — не только на уровне семьи, но и государства — важнее всего мораль. Главное слово для Конфуция — взаимность. Эта отправная точка отличала Конфуция и от религии, и от философии, для которых основными понятиями были вера и разум.
Идеалом
государственного устройства, по Конфуцию,
является семья.
Правители должны относиться к подданным,
как хорошие отцы, а те — почитать их. Высшие
чиновники должны быть благородными мужами
и показывать низшим пример человеколюбия,
действуя в соответствии с «золотым правилом»
этики.
Мораль
несовместима с насилием над человеком.
На вопрос: «Как вы смотрите на убийство
людей, лишенных принципов, во имя приближения
к этим принципам?" Кун-цзы ответил:
«Зачем, управляя государством, убивать
людей?
Если вы будете стремиться к добру, то
и народ будет добрым».
На вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» Учитель ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью». Хотя это не доходит до христианского «возлюбите врагов ваших», но не свидетельствует, что в ответ на зло следует применять насилие. Справедливым будет ненасильственное сопротивление.
Человеколюбием
Конфуций называл сдерживание себя
в соответствии с требованиями ритуала.
Для Конфуция ритуал жертвоприношения
выше жалости к животным. В этом
доэкологический характер его гуманизма.
Основой гуманизма
Конфуция выступает почтительность к
родителям и уважительность к старшим
братьям. Но ныне на первый план выходит
забота о «братьях наших меньших».
Это новое и в то же время старое.
В конечном
счете, христианство победило древний
мир не насилием, а силой духа
и жертвенностью. Заповеди Христа вполне
допускают распространение на природу.
Так, пятая евангельская заповедь, которую
Толстой считает относящейся ко всем чужим
народам, вполне может быть расширена
до «возлюбите природу».
Но победив и создав могущественную церковь, христианство повернуло от мученичества праведников к мучительству инквизиции. К власти приходили люди, для которых главным была власть, а не христианские идеалы, и они-то дискредитировали веру в христианство, способствуя обращению взоров подданных к древности. Пришла эпоха Возрождения с новым пониманием гуманизма.
Новоевропейский гуманизм — это радость расцвета творческой индивидуальности, которая с самого начала была омрачена стремлением к покорению. Это подтачивало творчески-индивидуалистический западный гуманизм и вело к постепенной утрате доверия к нему.
Ж.-П.
Сартр дает два определения гуманизма,
которые, с его точки зрения, совершенно
различны. «Под гуманизмом можно понимать
теорию, которая рассматривает человека
как цель и высшую ценность». Такой
гуманизм, по
Сартру, ведет к фашизму. Добавим — к экологическому
кризису. Тот, кто ставит себе задачу владычества
над миром, тот становится рабом — и мира,
и техники, с помощью которой покоряется
мир.
Второе
понимание гуманизма, по Сартру, заключается
том, что человек находится
Объявление
Сартром экзистенциализма — модного
философского течения XX века, учреждающего
приоритет индивидуального
Пройти
путь от «человек — это звучит гордо»
до «человек ответственен за самого себя»
и посчитать это этапами
Вряд ли говоря «человек — это звучит
гордо», горьковский герой имел в виду
способность человека к самообличению,
которое так коррелирует со способностью
к самообману.
Глубокий мыслитель Хайдеггер повял, что разрешить человеку делать все, что он хочет, — еще не гуманизм, потому что не гарантирует гуманности поведения. Это условие гуманизма, но не больше.
Отвечая
на вопрос: «Каким образом можно
возвратить какой-то смысл слову
«гуманизм», Хайдеггер определяет гуманизм
как «раздумье и забота о том, как бы человек
был человечным, а не бесчеловечным, «негуманным»,
то есть отпавшим от своей сущности». Но
что такое сущность человека, вопрошает
Хайдеггер, и возвращается к греко-римскому
«культивированию человека».
По
Хайдеггеру, «высшие гуманистические
определения человеческого
Нового времени под гуманизмом, по существу,
понимался антропоцентризм, который в
своем самоутверждении дошел до отрицания
всего, что вне его.
Гуманизм
Хайдеггера мыслит «человечность человека
из близости к бытию.
Но это вместе и гуманизм, в котором во
главу угла поставлен не человек, а историческое
существо человека с его истоком в истине
бытия». К позиции
Хайдеггера близок Бердяев. Повторяется
та парадоксальная истина, что человек
себя приобретает и себя утверждает, если
он подчиняет себя высшему сверхчеловеческому
началу и находит сверхчеловеческую святыню
как содержание своей жизни». «Гуманизм
и индивидуализм не могли решить судьбы
человеческого общества, они должны были
разложиться».
В гуманизме Нового времени произошла подмена, и он ушел в индивидуализм, а затем в потребительство с реакциями социалистической и националистической. Нигилизм и самоотрицание ведут к торжеству агрессивно- потребительских ценностей.
Насилие
создает стены — зримые и незримые,
которые необходимо разрушить. Но разрушить
их можно отказом от самого фундамента,
т. е. насилия как такового. Гуманизм
не может спасти ритуал и индивидуализм.
Обе исторические формы гуманизма
были несовершенны потому, что в
них не было сердцевины гуманности
— ненасилия. В гуманизме Конфуция
ритуал был выше жалости к животным,
в гуманизме Возрождения
Для гуманизма индивидуальность важна, потому что без личного осознания действие не имеет смысла. Гуманизм Конфуция заключил себя в ритуале, и необходимо стало обращение к личности, которая сама для себя решает, что ей нужно. Но в этом обращении новоевропейский гуманизм отринул окружающее бытие.
Освобождение
от сковывающих ритуалов благотворно,
но без ущерба для нравственности,
от которой в своей агрессивно-
Хайдеггер
прав в том, что европейский гуманизм
исчерпал себя в индивидуализме и
агрессивности. Но гуманиизм — не
только западное детище.
Возможны иные пути развития цивилизации.
Их пролагают и проповедуют
Толстой, Ганди, Швейцер, Фромм. Хайдеггер
понял, что гуманизм Нового времени неприемлем,
но то, что он предложил вместо него, и
то, что Швейцар сформулировал как «благоговение
перед жизнью», тоже гуманизм в смысле
человечности, уходящей корнями в древнюю
гуманность.
Принципы экологического гуманизма
Как
только в цивилизованных странах
в результате достижений науки и
техники стало снижаться
Необходима
концепция, которая могла бы ответить
на вызов столетия, на все нынешние
кризисы вместе взятые — экологические,
социальные, внутриличностные. Таким
ответом и призван стать
Современная
цивилизация не учит умению жить вместе
с людьми и природой.
Агрессивно-потребительская ориентация
с ее стремлением взять у природы все,
что хочется человеку, привела к экологическому
кризису. Современная экологическая ситуация,
дает импульс к новому типу цивилизации.
Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично. Но бытие может дарить себя, а человек — относиться к нему с благоговением, что сближает подход Хайдеггера и Швейцера. Природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека.
Беда западной цивилизации, по Швейцеру, в том, что она пыталась удовлетвориться культурой, оторванной от этики. Но конечной целью должно быть духовное и нравственное совершенство индивида. Новоевропейская культура посчитала, что духовность придет с ростом материального благосостояния, а этого не случилось.
Возрождая
древний принцип ахимсы, Швейцер
писал: «Для истинно нравственного
человека всякая жизнь священна, даже
та, которая с нашей человеческой
точки зрения кажется нижестоящей»
за Толстым и Ганди, которые говорили
о законе любви, Швейцер пишет
о воле к любви, которая стремится
устранить самораздвоенность
Хайдеггер выявил недостаточность гуманизма эпохи Возрождения в наше время. Критикуя современный гуманизм, Хайдеггер вел, по существу, к необходимости синтеза гуманизма Конфуция с новоевропейским гуманизмом. Этот синтез не будет простым соединением того и другого, а качественно новым образованием, соответствующим нашему времени. Синтез западного и восточного гуманизма должен соединить следование нравственным максимам с творением нового.
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность