Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
1 Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 183
Религиозное
направление, провозглашая целью деятельности
человека «воссоединение с Богом»,
в умеренности видело способ освобождения
от оков телесности, подавления чувственных
потребностей человека. Отказ от мясной
пищи у вегетарианцев этого
В истории
этической мысли обращение к
нравственным чувствам как источнику
ценности вегетарианства являлось своеобразной
формой протеста против так называемой
«двойной морали» (противоречия между
провозглашаемыми принципами и реальным
поведением). Традиционной европейской
культуре свойственно противоречивое
нравственное отношение к животным
(это особенно заметно с XVIII века):
с одной стороны, проповедовалась
гуманность, а с другой, по меткому
выражению вегетарианцев, — проповедники
«поедали объект своей гуманности».
В этой связи ценность вегетарианства
усматривалась сторонниками «безубойного
питания» в возможности следования
голосу непосредственных нравственных
чувств человека. Роль основного регулятора
отношений с животными
(Плутарх)
животных как бы требует
Эти
рассуждения вегетарианцев
1 Марксистская этика. М., 1986. С. 223.
Таким
образом, соотнесение ценности вегетарианства
с нравственными чувствами
Различные
виды вегетарианства тяготеют к двум
полюсам — противоположным
Позитивное
содержание идей гуманистического направления
в вегетарианстве, заложенное прошлыми
поколениями его приверженцев, в
условиях нашего времени нуждается
в воспроизведении на новом уровне,
в дополнениях и уточнениях, продиктованных
особенностями сегодняшней
В основе
нового взгляда на питание мясом
лежат открытия последних лет
о том, что токсичные вещества
(результат чрезмерного
1 Михайлов В. С, Трушкина Л. А., Могильный Н. П. Культура питания и здоровье семьи. М., 1987. С. 87.
Специалисты по гигиене питания видят в вегетарианстве способ адаптации современного человека к экологическому неблагополучию окружающей среды, отрицательным изменениям в образе жизни, в частности к малым физическим нагрузкам, гиподинамии [2].
2 См., например: Игнатьев А. Д., Сапожников Д. И., Николаев Н. А. Вегетарианское питание. Чебоксары, 1983. С. 5.
Теперь уже ни у кого не вызывает сомнения, что дальнейшее применение химических средств в сельском хозяйстве, игнорирование предупреждений медиков — своеобразное проявление дегуманизации, пренебрежения к человеку, его здоровью. Гуманистическое же содержание вегетарианства в современных условиях, напротив, включает в себя и представление о нравственной ценности здоровья человека. Этическая мысль призвана внести свой вклад в осмысление этой проблематики, в борьбу за здоровый образ жизни современного человека.
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.
В современном
мире на фоне бездумного отношения
к своим и окружающим нас жизням,
когда без всякой нужды уничтожаются
миллионы живых существ, основу современных
отношений человека и природы
должен составлять глубоко нравственный
принцип устойчивого развития, которое
удовлетворяет потребности
А.А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.
Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т.д.).
Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.
Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача ? искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.
Четвертый тип - отношение эстетическое.
Однако А.А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе - утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.
В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.
Как отмечает В.И. Баранова, ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единой системы «природа - общество», вне которого их существование невозможно; однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересами общества, включаются в сферу морали. При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа. Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).
В широком
и строгом смысле слова «этика»
- это философская и научная
дисциплина, изучающая явления морали
и нравственности: морали как совокупности
норм - запретов, требований, предписаний,
идеалов - принятых в данном обществе
и закрепленных в его культуре;
нравственности как поведения людей
с точки зрения его соответствия
этим нормам. В нестрогом, но допустимом
смысле в обыденном употреблении
термин «этика» совпадает с термином
«мораль», является его синонимом. В
отличие от обычая или традиции моральные
нормы имеют идейное
По
определению предметом
Здесь необходимо также подчеркнуть особое место этики во всей структуре экологического знания и поведения. Основатель учения о биосфере В.И. Вернадский писал: «Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни» ( Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - С. 386). Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание предположением, что первично ущербным становится сознание человека и только затем ущербной становится окружающая его природная среда, что экология человека - это прежде всего оздоровление духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали.
В связи
с названными существенными особенностями
экологической этики важно
В этике, которой уже более двух с половиной тысяч лет, до сих пор нет какой-то общепризнанной теории, прежде всего нет единого мнения относительно того, на что опираются все моральные нормы, т.е. не решен вопрос об истоках морали. На него даются различные ответы. Натуралистические теории этики усматривают истоки морали в естественном законе: «морально то, что естественно, что находится в согласии с природой». Другие теории утверждают, что все нормы морали содержат в себе здравый смысл, именно он является наилучшим руководством при решении моральных коллизий. Многие этические теории говорят о религиозном происхождении морали, основные императивы которой явлены в божественном откровении.
В области
экологической этики кроме, разумеется,
названных теоретических
Возвращаясь
к вопросу об истоках этики, но
применительно уже к
И в
этом смысле особую актуальность приобретает
этика благоговения перед жизнью
лауреата Нобелевской премии Альберта
Швейцера, который подвигом своей
жизни продемонстрировал
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность