Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
Насилие
создает стены — зримые и незримые,
которые необходимо разрушить. Но разрушить
их можно отказом от самого фундамента,
т. е. насилия как такового. Гуманизм
не может спасти ритуал и индивидуализм.
Обе исторические формы гуманизма
были несовершенны потому, что в
них не было сердцевины гуманности
— ненасилия. В гуманизме Конфуция
ритуал был выше жалости к животным,
в гуманизме Возрождения
Для гуманизма индивидуальность важна, потому что без личного осознания действие не имеет смысла. Гуманизм Конфуция заключил себя в ритуале, и необходимо стало обращение к личности, которая сама для себя решает, что ей нужно. Но в этом обращении новоевропейский гуманизм отринул окружающее бытие.
Освобождение
от сковывающих ритуалов благотворно,
но без ущерба для нравственности,
от которой в своей агрессивно-
Хайдеггер
прав в том, что европейский гуманизм
исчерпал себя в индивидуализме и
агрессивности. Но гуманиизм — не
только западное детище.
Возможны иные пути развития цивилизации.
Их пролагают и проповедуют
Толстой, Ганди, Швейцер, Фромм. Хайдеггер
понял, что гуманизм Нового времени неприемлем,
но то, что он предложил вместо него, и
то, что Швейцар сформулировал как «благоговение
перед жизнью», тоже гуманизм в смысле
человечности, уходящей корнями в древнюю
гуманность.
Принципы экологического гуманизма
Как
только в цивилизованных странах
в результате достижений науки и
техники стало снижаться
Необходима
концепция, которая могла бы ответить
на вызов столетия, на все нынешние
кризисы вместе взятые — экологические,
социальные, внутриличностные. Таким
ответом и призван стать
Современная
цивилизация не учит умению жить вместе
с людьми и природой.
Агрессивно-потребительская ориентация
с ее стремлением взять у природы все,
что хочется человеку, привела к экологическому
кризису. Современная экологическая ситуация,
дает импульс к новому типу цивилизации.
Традиционное понимание гуманизма, по Хайдеггеру, метафизично. Но бытие может дарить себя, а человек—относиться к нему с благоговением, что сближает подход Хайдеггера и Швейцера. Природа входит в сферу морали как следствие возросшего научно-технического могущества человека.
Беда западной цивилизации, по Швейцеру, в том, что она пыталась удовлетвориться культурой, оторванной от этики. Но конечной целью должно быть духовное и нравственное совершенство индивида. Новоевропейская культура посчитала, что духовность придет с ростом материального благосостояния, а этого не случилось.
Возрождая
древний принцип ахимсы, Швейцер
писал: «Для истинно нравственного
человека всякая жизнь священна, даже
та, которая с нашей человеческой
точки зрения кажется нижестоящей»
за Толстым и Ганди, которые говорили
о законе любви, Швейцер пишет
о воле к любви, которая стремится
устранить самораздвоенность
Хайдеггер выявил недостаточность гуманизма эпохи Возрождения в наше время. Критикуя современный гуманизм, Хайдеггер вел, по существу, к необходимости синтеза гуманизма Конфуция с новоевропейским гуманизмом. Этот синтез не будет простым соединением того и другого, а качественно новым образованием, соответствующим нашему времени. Синтез западного и восточного гуманизма должен соединить следование нравственным максимам с творением нового.
«Гуманизм»
означает теперь, если мы решимся сохранить
это слово, только одно: существо человека
существенно для истины бытия, однако
так, что все сводится как раз
не просто к человеку как таковому».
Гуманизм происходит от
«homo», в котором не только «человек», но
и «земля» («гумус» как наиболее плодородный
слой земли). И человек — «homo» от земли,
а не только «men» от ума и «антропос» сам
по себе. В этих трех словах — три концепции
человека.
В «men» и «антропос» нет ничего от земли
и человечности. Гуманизм же (по происхождению
слова) понимается как земной, экологический.
А «экология» —
«дом» человека, его бытие в широком смысле
слова.
Бердяев
говорил о каре за гуманистическое
самоутверждение. Она в том, что
человек противопоставил себя всему
окружающему, тогда как он должен
соединиться с ним. Бердяев пишет,
что гуманистической Европе наступает
конец — но для того, чтобы
расцвел гуманистический мир. Гуманизм
эпохи
Возрождения лелеял индивидуализм, новый
гуманизм должен быть прорывом сквозь
индивидуальность к бытию.
Экологический гуманизм выполняет хайдеггерову задачу приобщения к бытию. Вход в бытие осуществляется через практику человеческой допреобразовательной деятельности. Однако человек не детерминирован технологическим путем, которым он идет. Он может двинуться экологическим путем. Не бытие ведет человека — и дороги, которые он выбирает, определяют выйдет он к бытию или нет.
Эколого-социальные
кризисы требуют практического
гуманизма, но в то же время они
вынуждают человечество подняться
на новую теоретическую ступень.
Путь к подлинно глобальному сознанию
и всемирной культуре лежит не через подавление
одних культур другими или рациональное
конструирование неких новых систем, а
через объединение людей и наций на базе
общечеловеческой нравственной мудрости.
По такому же пути, наверное, шло когда-то
объединение людей в племена и нации. Христианина
Толстого и индуса Ганди объединяли инварианты
этики, которые оказались для них важнее
национальных и религиозных различий.
Так ненасильственно должен объединяться
мир для решения глобальных проблем.
Новая
экологическая мысль должна соединяться
с традиционным гуманизмом, в основе
которого лежит ненасилие. Это и
дает экологический гуманизм, представляющий
собой гуманизм Конфуция, Сократа, Христа
и Возрождения, распространенный на
природу, ростки которого в философии
Толстого, Ганди и других. В культуру
должна войти этика, в этику —
природа, и через этику культура
в экологическом гуманизме
Экологический
гуманизм лежит на пересечении восточных
и западных традиций. Запад может
многое дать в научно-техническом
плане для решения
Этика
экологического гуманизма — этика
ахимсы, распространенная на весь мир.
Экологический гуманизм требует
изменения отношения к природе
(защита животных, охрана среды от загрязнения
и т. д.), к людям (сохранение культурного
и индивидуального
Экологический гуманизм основан на принципе гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого. «Попытка установить общезначимые ценностные различия между живыми существами восходит к стремлению судить о них в зависимости от того, кажутся ли они нам стоящими ближе к человеку или дальше, что, конечно, является субъективным критерием. Ибо кто из нас знает, какое значение имеет другое живое существо само по себе и в мировом целом».
В практическом плане экологический гуманизм включает в себя соответствующее поведение и даже питание, т. е. ненасилие и вегетарианство, которые вытекают из принципа ахимсы и заповеди защиты коровы в индуизме.
Если
мы хотим преодолеть экологический
кризис, нужно учиться
Чтобы
освободиться от власти природы, человек
прибегал к насилию.
Теперь он свободен (скорее, думает так),
а природа побеждена, и дальнейшее насилие
опасно. Люди начинают понимать, что насилие
над природой обращается против них самих.
А гуманность по отношению к природе будет
еще одним аргументом в обосновании необходимости
отказа от насилия в межличностных отношениях.
Почему
с экологической точки зрения
нужно быть гуманным? Сохранение существующего
разнообразия сохраняет мир, и не
только материальный, который тем
более устойчив, чем более разнообразен,
но и душу человека, как подтверждает
современная психология в лице Фромма.
Добавим к этому аргумент кармы,
который в христианстве интерпретируется
как наказание за грехи.
Отказываясь от насилия, мы спасаем природу
и наши души.
Обоснование
ненасилия в отношении к
Ситуация в экологической области имеет свою специфику. Человек должен регулировать силы природы, как того требовал Н. Ф. Федоров, но любовью, а не насилием, как делает сейчас. Понятие любви к природе, которое противостоит стремлению к господству над ней, остается важным, несмотря на использование научной терминологии «регулирования», «оптимизации» и т. п.
Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не вести к кризису, потому что материальные потребности, как уже подчеркивалось, в принципе могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Экологический гуманизм позволяет ослабить антагонизм данного противоречия.
Экологический гуманизм как современная форма гуманизма объединяет борьбу за социальную справедливость и антивоенные акции, «зеленое движение» и движение за права животных и милосердие. Его принципы:
1. Гармония человека с природой.
2. Равноценность всего живого.
3. Ненасилие (ахимса).
4. Самоограничение вместо потребительства.
5. Становление любовно-творческой личности.
6. Необходимость
нравственного
7. Личная ответственность за мир.
8. «Золотое правило экологии».
9. Несотрудничество с эксплуататорскими классами.
10.
Сохранение разнообразия
Новое
отношение человека к природе
оказывает влияние и на экологическое
право, т. е. систему юридических
норм, регулирующих взаимодействие человека
и природы. Экологическое право
может пониматься в двух основных
смыслах.
Прежде всего, это право людей на здоровую
природную среду; возмещение ущерба конкретным
людям и государству предприятиями-загрязнителями:
экологическую гласность, т. е. полную
информацию о состоянии природной среды,
объединение в различные экологические
организации - экологические митинги,
собрания, демонстрации, пикеты и т. п.
Эта одна сторона экологического права,
представляющая собой экологическое дополнение
к основным правам личности, ставшее необходимым
в связи с расширением масштабов человеческой
деятельности.
Есть и другая сторона, менее традиционная. Это права самих животных, законодательно оформленные. Так, в некоторых странах, например, в Швеции, приняты законы, запрещающие жестокие формы обращения с животными, безвыпасное содержание домашнего скота и т. д. Это направление экологического права еще находится в зачаточном состоянии и является предметом бурного обсуждения в печати.
Экологическая идеология
Экологический
гуманизм в своем развитии, расширяя
сферу своего влияния, превращается
в экологическую идеологию, на основе
которой создается
Словосочетание «экологическая идеология» может показаться странным и неуместным в наше время, когда господствовавшая и казавшаяся еще совсем недавно незыблемой коммунистическая идеология вроде бы повержена, а другие не спешат объявлять себя и стараются войти в наш дом неприметным образом.
Самое
время задать вопрос: а нужна ли
вообще в обществе какая-либо идеология?
Можно вспомнить саркастические
строки из письма классика:
«Идеология — это процесс, который совершает
так называемый мыслитель, хотя и с сознанием,
но с сознанием ложным. Истинные движущие
силы, которые побуждают его к деятельности,
остаются ему неизвестными, в противном
случае это не было бы идеологическим
процессом. Он создает себе, следовательно,
представления о ложных или кажущихся
побудительных силах».
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность