Виды федеральных органов исполнительной власти и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1], теперь уже бывшие органы исполнительной власти Российской Федерации состояли из 23 федеральных министерств, 7 государственных комитетов, 2 федеральных комиссий, 11 федеральных служб, 7 агентств, 2 федеральных надзоров и 7 иных федеральных органов исполнительной власти.

Содержание

Введение 2
Глава I
Необходимость и основные принципы Административной реформы

5
Глава II
Новая структура федеральных органов исполнительной власти
2.1. Федеральное министерство
2.2. Федеральная служба
2.3. Федеральное агентство
2.4. Правительство
Глава III
Основные тенденции кадровой политики в высших эшелонах власти

24
Заключение 30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Виды федеральных органов исполнительной власти.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

      Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

      Порядок взаимоотношений федеральных министерств  и находящихся в их ведении  федеральных служб и федеральных  агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

      Установленные для федеральных министерств  и находящихся в их ведении  федеральных служб и федеральных  агентств ограничения полномочий не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

      Руководители  федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

      Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.

      Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации.

      Руководители  федеральных служб, федеральных  агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

      Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением  заместителей руководителей федеральных  служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

      Порядок назначения на должность руководителей  и членов коллегиальных органов  управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

      2.4. Правительство РФ.

      а) Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года [22].

      б) Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (статья 2-я Закона «О Правительстве Российской Федерации» ).

      в) На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

      г) На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

      Согласно  статьи 110-й Конституции РФ, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

     Председатель  Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

     Заместители Председателя Правительства и федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

     Сформированный  первичный состав федеральных органов  исполнительной власти оказался недостаточно сбалансированным и уже в ближайшие  месяцы Президентом РФ в эту систему  органов были внесены оперативные уточнения:. Так, Указом от 20 мая 2004 г. № 649 [23]одно из министерств было разделено на два, были образованы две новых службы и два новых агентства, две из ранее созданных служб были объединены в одну, а три службы и агентства преобразованы (в том числе одна из служб – в агентство). Указом от 13 сентября 2004 г. № 1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации» [24] было создано новое федеральное министерство в ведении Правительства РФ. Указом от 11 октября 2004 г. № 1304 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» [25] было создано новое федеральное агентство, подведомственное министерству в ведении Правительства РФ. Указом от 18 ноября 2004 г. № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» [26] было создано новое федеральное агентство, подведомственное Правительству РФ, а Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту и передано из ведения Министерства здравоохранения и социального развития непосредственно в ведение Правительства РФ. Указом от 1 декабря 2004 г. № 1487 «О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» [27] данное агентство было передано из ведения Министерства промышленности и энергетики в ведение Министерства регионального развития.

     Перечисленные изменения мая-декабря 2004 г. коснулись в основном органов, подведомственных Правительству РФ. В результате этих изменений число органов в его ведении увеличилось на 7 единиц (добавились 2 министерства и 5 агентств). При этом число служб и агентств, подведомственных непосредственно Правительству РФ (не подчиненных соответствующим федеральным министерствам), также увеличилось [28].

     Данный  состав федеральных органов исполнительной власти был подвергнут изменениям еще не раз. Последние поправки были зарегистрированы 12 мая 2008 г.

     Говоря  о недостатках проведенных административных инноваций, следует особо отметить, что сформированная из логической схемы новая конструкция федеральных органов исполнительной власти, введенная в действие в марте 2004 года, долгое время находилась в институциональном «вакууме»: министерства, службы и агентства сначала создавались, а затем (в течение полугода, а иногда и более) появлялись положения о них. Произошло вопиющее игнорирование принципов управления изменениями. Любая реорганизация означает некоторое уменьшение управляемости, но реорганизация без своевременного нормативного наполнения приводит к фактической утрате полноценного управления. Слова премьер-министра М. Фрадкова о «хаосе административной реформы» точно отразили фактическое положение дел в федеральных органах исполнительной власти. Замедлился документооборот, количество принятых нормативно-правовых актов в 2004 году оказалось примерно в два раза ниже, чем в предыдущие годы [29]. 

      Структура федеральных органов  исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724, выглядит следующим образом.

Правительство Российской Федерации

Председатель  Правительства Российской Федерации

  1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Федеральная миграционная служба
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации 
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству.
  • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Федеральная служба по оборонному заказу
    • Федеральное агентство специального строительства 
  • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)  
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)  
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Национальный антитеррористический комитет
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

 II. Федеральные  министерства, федеральные службы  и федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Правительство Российской Федерации,  федеральные службы и федеральные  агентства, подведомственные этим  федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство культуры Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
    • Федеральное архивное агентство
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    • Федеральное агентство по науке и инновациям
    • Федеральное агентство по образованию 
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство по недропользованию 
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
    • Федеральное агентство по информационным технологиям
    • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
    • Федеральное агентство связи
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство лесного хозяйства 
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации 
    • Федеральное агентство по делам молодежи
    • Федеральное агентство по туризму 
  • Министерство транспорта Российской Федерации 
    • Федеральная аэронавигационная служба
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта 
  • Министерство финансов Российской Федерации  
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная служба страхового надзора
    • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
    • Федеральное казначейство (федеральная служба) 
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами 
  • Министерство энергетики Российской Федерации
  • Федеральная антимонопольная служба 
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба по тарифам 
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральная служба по финансовым рынкам 
  • Федеральное космическое агентство
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской федерации 
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств 
  • Федеральное агентство по рыболовству 
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Информация о работе Виды федеральных органов исполнительной власти и их особенности