Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 14:35, курсовая работа
Разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители – Платон, Аристотель высказывали в своих работах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д.Мильберн (1614-1657 гг.).
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
ГЛАВА 1.
Понятие и основные признаки органов государственного управления (исполнительная власть)………………………..
7
ГЛАВА 2.
Виды органов государственного управления (исполнительная власть)…………………………………………………………..
15
2.1 Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления…………………………..
19
2.2 Республиканский орган государственного управления…...
23
2.3 Местные органы государственного управления…………...
26
ГЛАВА 3.
Система органов государственного управления……………..
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . .
46
Министерство Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.
Правовой статус министерства закрепляется в Положении о нем. Если говорить об образовании, упразднении и реорганизации, то все это осуществляется Президентом Республики Беларусь. Что же касается руководства, то министерством единолично руководит министр, который входит в состав Совета Министров. Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и постановления. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются в форме постановлений. Принимаемые министерствами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами [1, с. 84].
Кроме министерств в нашей республике действуют следующие комитеты: Комитет государственной безопасности, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет [21].
Государственный комитет Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности. Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их, как и министерства, образует, реорганизует и упраздняет Президент. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается и освобождается от должности указом Президента, по должности входит в состав Совета Министров и по статусу является министром.
Государственный комитет выполняет две основные группы задач:
а) межотраслевое управление порученной сферой – главная задача, ради которой орган был создан;
б) линейное руководство подчиненными ему организациями – внутриведомственное управление [1, с. 84].
Министры, председатели государственных комитетов, заместители министра и внутренних дел, министра обороны, министра по чрезвычайным ситуациям, председателя Комитета государственной безопасности, председателя Государственного таможенного комитета, председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министерств, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь [19].
На основе вышеизложенного, автор может сделать вывод о том, что все республиканские органы государственного управления, в основном, имеют подчиненные органы, учреждения, предприятия. Вместе они образуют систему. Во главе, которой находится республиканский орган государственного управления, а нижестоящие звенья находятся в административно-
2.3 Местные органы государственного управления
Важным звеном в системе органов государственного управления (исполнительной власти) являются местные органы государственного управления.
Реализация управленческих функций местными органами в нашем государстве осуществляется как в форме местного управления, так и в форме самоуправления [2, с. 87].
Правовой статус органов местного управления закреплен в разделе 5 Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других нормативных правовых актах [17].
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающих на соответствующей территории [5, с. 14].
Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах [9].
Основные принципы местного управления и самоуправления:
1. народовластие, участие граждан в местном управлении и самоуправлении;
2. взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
3. законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;
4. единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
5. разграничение компетенции представительных и исполнительных органов;
6. выборность Советов, других органов местного управления и самоуправления;
7. самостоятельность и независимость Советов, других органов местного управления и самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
8. гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых мерах по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;
9. ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений;
10. сочетание местных и общегосударственных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории [1, с. 87].
Несмотря на общность принципов, наличие общих целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и самоуправление понятия не равнозначные [7].
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Система местного управления:
- областные, Минский городской исполнительные комитеты;
- районные исполнительные комитеты;
- городские исполнительные комитеты;
- поселковые исполнительные комитеты;
- сельские исполнительные комитеты;
- администрации в районах городов с районным делением.
Состав исполнительного комитета:
- председатель исполнительного комитета;
- первый заместитель, заместители председателя исполнительного комитета;
- управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах - секретарь);
- члены исполнительного комитета [13, с.120].
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и местные администрации входят в единую систему органов исполнительной власти (в отличие от органов местного самоуправления).
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительными и распорядительными органами на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица в данной статье определены три вида исполнительных комитетов [17].
1. Первичный уровень – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.
2. Базовый уровень – городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.
3. Областной уровень – областные и Минский городской исполнительный комитеты [1, с. 87].
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета - председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом [17].
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь; исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета [7].
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющими делами исполнительного комитета.
Заседания исполкома созываются председателем исполкома по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов по месту жительства [1, с. 89].
Исполком непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве. В некоторых исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории [1, с. 90].
Особым видом органов местного управления является местная администрация, она является исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе.
Местные администрации обладают правом юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления [2, с. 92].
В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.
Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.
Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации [7].
Кроме вышеперечисленных исполнительных органов, в системе исполнительно-распорядительных органов имеются также местные органы государственного управления, которые организационно не подчиняются исполкомам. Это местные территориальные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, министерства по налогам и сборам и другие. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законодательством соответствующими министерствами. В своей деятельности по управлению непосредственно подчиненными объектами эти органы сотрудничают с соответствующими исполнительными комитетами [1, с. 91]
Таким образом, важным звеном в системе органов государственного управления (исполнительной власти) являются местные органы государственного управления.
Под органами местного управления следует понимать форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающих на соответствующей территории.
Основными задачами местных исполнительных и распорядительных органов является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Понятие «органы местного управления» включает в себя исполнительные местные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов (местные администрации). Данные органы осуществляют исполнительную власть на территории области, города, района, поселка, сельсовета, т.е. осуществляют местное управление, как один из видов государственного управления. В обобщенном виде главной задачей их деятельности является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
И последнее, основным исполнительным и распорядительным органом на территории административно-