Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:53, курсовая работа
Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.
Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.
Влияние напряженности на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взяли нервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ее иннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратам батарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшая раздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражение непосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюда психофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практически неутомима. Утомляются проводящие пути — нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы, сочленения нервов.
Следовательно, для оптимизации процесса трудовой деятельности есть большие резервы полноценной регуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организации функционирования человека как биологического организма и как личности.
2. Требования к поддержанию работоспособности
Работоспособность – это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.
Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий:
— здоровье,
— рат питание,
— возраст,
— величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система),
— санитарно-гигиен условия труда,
— профессиональная подготовленность и опыт,
— мотивация,
— направленность личности.
Среди обязательных, условий, обеспечивающих работоспособность человека, предупрёждающих переутомление, важное место занимает правильное чередование труда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается в создании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следует устанавливать с учетом особённостей конкретной профессии, характера выполняемой работы, конкретных условий труда, индивидуально психологических особенностей работников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность к содержание перерывов Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должны предшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначаться позднее.
Психофизиологами установлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра и удерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшая работоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточного биологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается в течение двух после дующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенно уменьшается, а к 19 часам про- исходят специфические изменения в поведении: снижение психической стабильности порождает пред расположенность к нервоёности, повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людей начинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20 часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстрее реагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особенно обостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалось днем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовится к отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.
В послеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 — около 19 часов, 2 — около 22 часов, Для сотрудников, работающих в это время, требуется особое волевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период — 4 часа утра, когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.
Работоспособность колеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительности труда в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособность претерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной она ухудшается).
Во избежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также для формирования того, что можно назвать готовностью к работе, необходим отдых. Для предупреждения переутомления сотрудников целесообразны так называемые «микропаузы» т. е. кратковременные, продолжительностью 5—ю минут, перерывы во время работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менее эффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы. При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замене небольшого числа дли тельных перерывов более короткими, но частыми. В сфере обслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, но частые 5-минутные перерывы. Причем во второй полови не рабочего дня в связи с более выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем в дообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организациях не приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положении оказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час, сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение в учреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил при кратковременном который никто не организовывает.
В середине рабочего дня не позднее чем через 4 часа после начала работы вводится перерыв на обед (40—60 минут).
Существует три вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:
1. Отдых после рабочего дня. Прежде всего — достаточно продолжительный и крепкий сон (7— 8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видом отдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом в нерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организма усталости на работе
2. Выходной день. В
это день важно запланировать
такие мероприятия, чтобы
3. Наиболее длительный отдых — отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, но планирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет) может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок на санаторно-курортное лечение. Для восстановления работоспособности используются также такие дополнительные методы как релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация, психологические тренинги.
Релаксация
Не все проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.
В. П. Зинченко и В. М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны быть соблюдены следующиё условия:
– достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования; необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;
– допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;
– наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;
– конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийных условиях.
В. Ф. Ломов выделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:
1. Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорной и др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции и т. д.
2. Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.
3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода включаемой в работу системы человека от состояния покоя к состоянию высокой работоспособности.
4. Наибольшая стабильность
проявления функции, т. е.
5. Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (на пример, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую приспособленность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент оказываются соответствующими условиям.
6. При оптимальных
условиях наблюдается
Контрольные вопросы к теме 5.
1. Какие функциональные состояния человека вы знаете?
2. Какие необходимо
принимать меры для
3. Перечислите основные требования к поддержанию работоспособности.
Литература:
1. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. – М., 1991.
2. Ксенчук Е.В. Технология успеха / Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. – М., 1993.
3. Синк Д.С. Управление производительностью / Д.С. Синк. – М., 1989.
Тема 6.
Психология принятия управленческих решений
Учебные вопросы
1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности.
2. Этапы выработки управленческих решений
3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности.
Решение проявляется в планировании (процессе поиска и принятия решений, а также определении целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.
Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и средств для реализации данной цели.
К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:
– правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
– решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;
– сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
– исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
- снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.
Все это — последствия неправильно принятых решений.
Почему же становится возможным неправильное принятие решений? И — как снизить вероятность подобного просчета в управлении? для того чтобы понять это, нужно обратиться к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие.
В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях. данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений.
Решения принято классифицировать по разным основаниям:
— по широте охвата (общие и частные);
— по срокам действия и степени воздействия:
на будущее решение (оперативные, тактические и стратегические);