Понятие и цели административного наказания, система и виды административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачей курсовой работы является исследование понятия административного наказания, его целей, изучение основных видов административных наказаний.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 5
2. Общая характеристика административных наказаний 9
2.1. Понятие административного наказания 9
2.2. Цели административного наказания 11
3. Виды административных наказаний 13
3.1. Система административных наказаний 13
3.2. Виды административных наказаний 16
3.2.1. Предупреждение 17
3.2.2. Административный штраф 18
3.2.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения 22
3.2.4. Конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения 24
3.2.5. Лишение специального права 25
3.2.6. Административный арест 27
3.2.7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства 28
3.2.8. Дисквалификация 30
3.2.9. Административное приостановление деятельности 31
3.3. Основные и дополнительные административные наказания 33
4. Судебная практика 36
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик адм право мой.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

       7. В соответствии  со ст. 72 Конституции  РФ, ч.3 ст. 3.2 КоАП  РФ, все административные  наказания можно  поделить на:

       а) устанавливаемые централизованно;

       б) устанавливаемые децентрализованно.

       Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализованно – законами субъектов РФ об административных правонарушениях: только предупреждение и штраф.

       Перечень  административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.

       Таким образом, система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения. 

             3.2.  Виды административных наказаний

       Как было отмечено ранее за совершение административных наказаний могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

       В отношении физических лиц могут  применяться все вышеперечисленные  виды административных наказаний. В  отношении юридического лица могут  применяться только следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности. Теперь рассмотрим каждый из них подробнее. 

       3.2.1. Предупреждение

       Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания. КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.

       По  содержанию это мера морально-правового  воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.

       Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме, устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

       Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного  поведения. Но это лишь одна сторона  данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, например, в области дорожного движения (ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

       Статьей 3.4 КоАП РФ прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

       Применение  предупреждения, равно как и другого  административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие  правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года (ст. 4.6 КоАП) со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

       Предупреждение  как мера административного наказания  может применяться как к физическим, так и к юридическим лицам1. 

       3.2.2. Административный  штраф

       Административный  штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Штраф реализуется в виде взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, определенной суммы денежных средств, оказывая, таким образом, воздействие не только на сознание, но и на имущественное положение виновных. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В письме Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России.

       Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными  правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса (за исключением ч.2 ст.20.25), а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

       В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться  и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

       Основной  показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания, - величина административного штрафа. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный  и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц – пятьдесят тысяч рублей, на юридических лиц – один миллион рублей.

       Размеры штрафа в большинстве статей Особенной  части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (относительно – определенная санкция). За отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно – определенные санкции в виде административного штрафа.

       Кроме исчисления размера административного  штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель сохранил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

  • стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения, за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Максимум для рассматриваемого вида административного штрафа не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ) и др. Суммы административного штрафа в таких случаях исчисляются исходя из соответствующих налоговых обязанностей субъектов, обязанностей по уплате сборов, штрафов либо суммы незаконной операции. При определении этих исходных для исчисления административного штрафа сумм необходимо обращаться к действующим ставкам налогов применительно к конкретному налогоплательщику (гражданину, предпринимателю, коммерческой организации), нормативам валютных операций, размерам таможенных пошлин и др.;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Этот вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32 КоАП РФ), недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ) и др. Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения гл. 14 КоАП РФ, согласно примечанию к ст. 14.31, понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 и 249 Налогового кодекса РФ;
  • сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
  • начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

       Об  административном штрафе выносится  постановление судьей, органом, должностным  лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении. Особенностью исполнения постановления о наложении административного штрафа является то, что в течение установленного срока он может быть уплачен самим лицом, привлеченным к ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

       Если  постановление о наложении административного  штрафа вынесено в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствует самостоятельный заработок, то выносится решение о взыскании штрафа с его родителей или иных законных представителей. Помимо родителей законными представителями физического лица являются усыновители, опекуны или попечители.  

       3.2.3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

       Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения является мерой административной ответственности, носит имущественной характер и применяется лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

       По  содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения заключается в трех взаимосвязанных действиях:

  1. принудительное изъятие предмета у нарушителя,
  2. реализация орудий и предметов,
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов.

       Возмездный  характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного  наказания.

       Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться как в качестве основного, так и дополнительного вида административного наказания.

       Законодатель  устанавливает ограничения в  применении возмездного изъятия  орудий или предметов административного  правонарушения. Оно распространяется на охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Данная мера административной ответственности не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство, являются основным законным источником средств к существованию.

Информация о работе Понятие и цели административного наказания, система и виды административных наказаний