Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:36, дипломная работа
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет свойственные только ему задачи и функции;
- обладает собственной компетенцией;
Введение…………………………………..……………………………………….4
Глава 1. Законодательные органы субъектов РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности законодательного процесса на региональном уровне.…………………………….……………………………………………...10
§1.1 Понятие, структура, и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа функционирования………………………………………………………………10
§1.2 Региональные парламенты: принципы деятельности, особенности законодательного процесса……………………………………………………..22
Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации..…………………………………………………..38
§2.1 Понятие, структура и порядок формирования исполнительных органов субъектов РФ. Структура органов исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...………………………………..38
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая основа деятельности региональных органов исполнительной власти. Правовой статус глав регионов ……………………………………………………...…………………..45
Глава 3. Судебная власть на региональном уровне: понятие, система и особенности функционирования ………….......................................…………..58
§3.1 Конституционные (уставные) суды: понятие, основные направления и принципы деятельности…………………………………………………………58
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение ……………………………………………………………..………..78
Библиографический список……………………………………….…………….85
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уфа 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………..…………………
Глава 1. Законодательные органы субъектов
РФ: понятие, принципы деятельности. Особенности
законодательного процесса на региональном
уровне.…………………………….……………………………
§1.1 Понятие, структура, и порядок
формирования законодательных (представительных)
органов субъектов. Нормативно-правовая
основа функционирования……………………………………
§1.2 Региональные парламенты: принципы
деятельности, особенности законодательного
процесса……………………………………………………..
Глава 2. Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и особенности
их организации..……………………………………………
§2.1 Понятие, структура и
порядок формирования исполнительных
органов субъектов РФ. Структура органов
исполнительной власти в Республике Башкортостан…………………………………...……
§2.2 Полномочия и нормативно-правовая
основа деятельности региональных органов
исполнительной власти. Правовой статус
глав регионов ……………………………………………………...…………………
Глава 3. Судебная
власть на региональном уровне: понятие,
система и особенности функционирования
…………..........................
§3.1 Конституционные
(уставные) суды: понятие, основные направления
и принципы деятельности………………………………………………
§3.2 Мировые суды: понятие, компетенция и принципы деятельности……..68
Заключение
……………………………………………………………..………..
Библиографический список……………………………………….…………….85
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность государственности в условиях федеративного устройства России в немалой степени зависит от того, насколько качественно организована система государственной власти в субъектах РФ.
Важнейшим структурным элементом правовой системы федеративного государства является конституционное законодательство и его базовая часть - основные законы федерации и субъектов. Наряду с федеральной Конституцией существуют основные законы 83-х субъектов Федерации. Согласно ст. 65 Конституции Российской Федерации, это конституции 21 республики в составе Российской Федерации (Республики: Адыгея (Адыгея), Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан (Татарстан), Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашия) и 62 устава – краев (Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край), областей (Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская), городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), Еврейской автономной области и автономных округов (Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.)1.
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Наиболее часто используется определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.
Понятие органа государственной власти состоит из единства его признаков, а именно он:
- создается
и действует от имени
- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
- выполняет
свойственные только ему
- обладает собственной компетенцией;
- характеризуется
организационной
- наделен
властными полномочиями, т. е. его
решения принимаются от имени
государства, носят обязательный
для всех характер и при
необходимости подкрепляются
Лишь при наличии этих признаков можно относить тот или иной орган к числу государственных. Ведь не каждое государственное учреждение или организацию можно отнести к органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающие комплексом вышеуказанных признаков.
Конституция РФ 1993 года четко разграничивает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Система органов государственной власти состоит из тех, что определены Конституцией Российской Федерации, и тех, создание которых вызвано функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти состоит из различных иерархически соподчиненных звеньев.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с принятием в 1993 году на всероссийском референдуме новой Конституции Российской Федерации значительно изменились условия деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации: субъекты федерации приобрели новый конституционно-правовой статус получили и более широкие полномочия и. Прежде всего, это выразилось в праве субъектов федерации самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общими принципами, предусмотренными Федеральным законом, устанавливать систему органов государственной власти. К тому же, субъекты федерации приобрели право принимать законы. Повысилась роль правотворчества субъектов федерации в организации местного самоуправления, впервые конституционно был закреплен принцип, согласно которому в случаях, когда регулирование того или иного отношения отнесено к исключительному ведению субъекта федерации, нормативный правовой акт субъекта федерации обладает большей юридической силой по сравнению с федеральным законодательством. Новые условия функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации потребовали переосмысления их роли и места, а также новых научно обоснованных концепций организации системы их органов государственной власти. В связи с этим, старые знания об организации органов субъектов Российской Федерации становятся несовершенными и во многом неприемлемыми. Среди проблем, обусловленных становлением федеративного государства, особую актуальность приобретает проблема организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно через органы публичной власти реализуется народный суверенитет, политическая власть, принадлежащая народу. И от того, каким образом законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечит реализацию народной воли в системе органов власти, во многом зависит эффективность всех других публичных механизмов.
Объектом исследования служит комплекс органов власти субъектов РФ, образующих систему органов государственной власти субъектов РФ.
Предметом исследования являются положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов, актов высших должностных лиц и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие основные положения, полномочия органов государственной власти субъектов РФ.
Целью исследования является комплексный анализ органов государства, составляющих систему органов государственной власти в субъектах РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
В работе использовались различные методы исследования, в числе которых: сравнительно-правовой, структурно-функциональный и другие.
Данная работа сформировалось в результате изучения и использования большого научно-монографического материала, законопроектов, публикаций по вопросам организации государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Источниковедческую базу исследования помимо Конституции Российской Федерации, федерального законодательства составляют также конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы, регламенты законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовую основу составляют текущее законодательство.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
В работе анализируются: понятие, функции и принципы органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации; особенности законодательного процесса в регионах; понятие, структура, порядок формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их организации; понятие судебной власти, основные направления деятельности конституционных (уставных) судов, компетенция мировых судей субъектов РФ и принципы их деятельности.
Положения дипломной работы могут быть использованы в образовательном процессе, в частности при преподавании конституционного права Российской Федерации, а также спецкурсов по парламентскому праву и проблемам регионального правотворчества.
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РФ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
§1.1 Понятие, структура и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Нормативно-правовая основа их функционирования
Законодательные (представительные) органы государственной власти — это образуемые непосредственно народом, подотчетные ему и ответственные перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию и в интересах народа государственную власть, являющиеся постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Понятие «постоянно действующий» означает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ должен осуществлять свою деятельность постоянно. Но на практике возможно возникновение ситуаций, когда законодательный (представительный) орган отсутствует (самороспуск, роспуск законодательного (представительного) органа, образование нового субъекта РФ). Однако такие ситуации являются скорее исключением из правила. В этих случаях законодателем определен четкий алгоритм действий для быстрого устранения ситуации, когда законодательный (представительный) орган отсутствует (например, установлены сокращенные сроки проведения досрочных выборов).
В то же время понятие «постоянно действующий» не означает, что состав данного законодательного (представительного) органа не может меняться.
Основной особенностью законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ является то, что он высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ. То есть ни один другой орган государственной власти субъекта РФ не наделен правом принимать законодательные акты субъекта РФ, ни один другой орган не праве подменять законодательную функцию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты иных государственных органов должны соответствовать законодательным актам, принятым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в пределах его компетенции.
Законодательные органы государственной власти имеют исключительное право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной властью. Его наличие является строго обязательным.
Законодательные органы субъектов РФ олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена принципом народовластия, устанавливаемой ч. 2 ст. 3 Конституцией Российской Федерации. С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций 2.
На сегодняшний день вопросы наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ отнесены исключительно к компетенции субъекта РФ. А именно установлено, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ3.
Следует отметить, что субъекты РФ весьма разнообразно подошли к вопросу наименования своих законодательных (представительных) органов. Можно встретить следующие наименования:
- Дума, областная Дума (Московская область, Тюменская область, Калининградская область, Тульская область, Рязанская область, Ставропольский край, Ярославская область, Мурманская область, Новгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Брянская область, Сахалинская область, Ивановская область, Костромская область, Курганская область, Астраханская область, Саратовская область, Смоленская область, Белгородская область, Курская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Тамбовская область, Ханты-мансийский автономный округ);