Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 98 вопросов по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

А.П. ГОТОВОЕ.docx

— 217.02 Кб (Скачать файл)

– регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

В процессе реализации задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

– организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

– проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

– анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

– подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году и т. д. Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

78. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Виды надзорной деятельности государства:

– отраслевой надзор (например, финансовый надзор); – межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни. Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

– Государственный таможенный комитет РФ; – Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

– Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации; – Федеральный горный и промышленный надзор России; – Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности; – Государственная налоговая служба РФ;

– Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

– является особой разновидностью государственного контроля; – осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами; – деятельность по надзору осуществляется систематически; – цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления; – между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

– осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан; – осуществляется при помощи определенных методов; – оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора: – постоянное наблюдение; – периодические проверки; – обследование поднадзорного объекта; – истребование и анализ документов; – изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

 Полномочия органов, осуществляющих  административный надзор:

– получение информации; –применение мер административного предупреждения; – применение мер административного пресечения; – привлечение к административной ответственности; – регистрация и учет; – выдача разрешений (лицензий); – нормотворчество.

Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

79. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под разрешительной системой государства понимается его деятельность в трех основных направлениях:

– государственная регистрация; – государственное лицензирование;

– особый порядок разрешения на осуществление определенных операций (например, валютных). Под регистрацией понимается деятельность государственных органов по фиксации (учету) объектов регистрации в специальных перечнях.

Объектами регистрации могут быть:

– физические лица (индивидуальные предприниматели, беженцы, безработные граждане, патентные поверенные и );

– юридические лица (страховые организации, политические партии и т. д.); – ценные бумаги;

– опасные вещества (в том числе взрывчатые, наркотические, психотропные и т. д.); – недвижимость;

– права (товарные знаки, изобретения, полезные модели и т. д.); – животные; – оружие и т. д.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законом.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

– обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; – установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; – установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; – установление лицензионных требований и условий; – гласность и открытость лицензирования; – соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

– предоставление лицензий; – переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

– приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий; – прекращение действия лицензий; – ведение реестров лицензий и т. д.

 

80. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

– разновидность юридического процесса; – представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

– обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права; – целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел; – результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах); – регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права; – обладает определенным строением. Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность:

– принцип законности; – принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения;

– принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения;

– принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом; – принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса; – принцип национального языка. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика; – принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом;

– принцип экономичности – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению;

– принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту. Стадии административного процесса:

– анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов); – принятие решения (приказ, постановление, инструкции); – исполнение решения.

81. ОРГАНЫ (ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА), УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной КоАП РФ:

– судьями (мировыми судьями); – комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

– мировыми судьями; – комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"