Аназиз доходности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Результативное использование всех видов ресурсов производства, снижение затрат и рост доходности являются основными стратегическими задачами деятельности любого сельскохозяйственного предприятия. Бухгалтерский учет, который сплошь, непрерывно, взаимосвязанно отражает любые хозяйственные операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность и суммарную точность информации.

Содержание

1.Доходы предприятия в условиях рынка…….…………………………………3
1.1 Понятие прибыли, ее формирование ..………….…………………………4
1.2 Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия …..9
1.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли и рентабельности предприяти……………………………………………………………………….12
1.4 Задачи анализа доходности и источники информации, необходимые для его проведения……………………………………………………………....13
2 Анализ прибыли……………………………………………………………….13
2.1.Оценка состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»…………………………..14
2.1.1 Метод построения вертикального и горизонтального баланса………17
2.1.2 Метод коэффициентного анализа бухгалтерской отчетности……….21
2.1.3 Анализ финансового состояния..……………………………………….21
2.1.4 Анализ возможности банкротства……………………………………...22
2.1.5 Анализ финансовой устойчивости……………………………………...22
2.1.6 Анализ деловой активности………………………………………….…22
2.1.7 Анализ рентабельности………………………………………………….22
2.1.8 Методика факторного анализа чистой прибыли………………………22
2.2 Анализ факторов, повлиявших на формирование чистой прибыли……23
3 Анализ рентабельности………………………………………………………..24
3.1 Сравнительный анализ показателей рентабельности за отчетный период…………………………………………………………………………….24
3.2. Методика моделирования и факторного анализа показателей рентабельности………………………………………………………………..…26
4 Заключение…………………………………………………………………….28
5 Список приложений...…………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ доходности предприятия в условиях рыночной экономики.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Не противоречит действующему Положению по бухгалтерскому учету определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.

Словарь экономических терминов дает следующее определение: "Валовая прибыль - общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов".

Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. А.Д. Шеремет пишет: "Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость".

Более широкое экономическое содержание в понятие брутто-прибыли вкладывает Г.В. Савицкая: "Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов)".

Несмотря на несогласованность в понимании содержания валовой прибыли, для целей учета и анализа этого показателя в первую очередь необходимо руководствоваться действующими нормативными документами, определяющими валовую прибыль как разницу между выручкой и производственной себестоимостью, а именно ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Валовая прибыль предприятия – это прибыль от всех видов деятельности предприятия. В валовую прибыль входит прибыль от реализации товаров (работ, услуг), прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов.

ВП=ПРТ+ППР+ВД-ВР

Где ВП – валовая прибыль, руб.;

ПРТ – прибыль от реализации товаров, руб.;

ППР – прибыль от прочей реализации,;

ВД - внереализационные доходы, руб.;

ВР - внереализационных расходоы, руб.

 

Прибыль от продаж - следующий показатель, имеет однозначный подход к его экономической трактовке и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия. Прибыль от реализации товаров определяется как объем реализации за вычетом себестоимости производства и реализации продукции. Налоговому вычету подлежат далеко не все деловые расходы организации, а только те, которые упомянуты в специальном перечне утверждаемом Правительством РФ. Для некоторых видов расходов установлены нормы и лимиты: это касается командировочных расходов, расходов на рекламу, на обучение персонала, представительских расходов.

Объем реализации рассчитывается как выручка за вычетом косвенных налогов (НДС, налога с продаж и акцизов).

Выручка – это сумма средств, которые поступили на предприятие за поставленную продукцию.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию.

Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную в результате реализации основных фондов, материалов и т.д.

Внереализационные финансовые результаты рассчитываются как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами.

К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, присужденные или признанные должником штрафы, средства, полученные в качестве инвестиций в результате инвестиционных торгов, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т.д.

К внереализационным расходам относятся убытки от списания дебиторской задолженности, судебные издержки, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и т.д.

Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками. Современный экономический словарь бухгалтерскую прибыль трактует как прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанную по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Противником такого подхода в обозначении прибыли до налогообложения и бухгалтерской прибыли как синонимов выступает Энтони Роберт: "Следует отличать ее (бухгалтерскую) от налогооблагаемой прибыли". Под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Налогооблагаемая прибыль - это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде. Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью предприятия и доходами по видам деятельности, облагаемым в особом порядке или по ставке, отличной от основной, и льготами по налогу на прибыль.

Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) - это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль). Чистая прибыль – это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Это конечный результат хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ прибыли предполагает  изучение состава и структуры балансовой прибыли в отчетном году и в прошлых годах, динамики балансовой прибыли и элементов, ее образующих, а также динамики структуры балансовой прибыли. Наибольшую долю в структуре прибыли промышленных предприятий должна составлять прибыль от реализации товаров, поэтому если в структуре прибыли удельный вес этой составляющей сокращается, то можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности предприятия. При изучении динамики балансовой прибыли следует все данные скорректировать на величину инфляции.

Базовая прибыль (убыток) на акцию - в отчете о прибылях и убытках представляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающихся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию - максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании. Это может случиться, к примеру, если отдельные виды ценных бумаг или договора, дающие право собственности на обыкновенные акции, будут конвертированы своими владельцами в обыкновенные акции.

Кроме рассмотренных видов прибыли, закрепленных в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования, и требуют определенной систематизации используемых терминов.

 

1.2 Рентабельность как  показатель эффективности работы  предприятия

 

Эффективность работы предприятия характеризуется прежде всего наличием прибыли. Чем больше прибыль, приходящаяся на единицу использованных ресурсов, тем эффективнее работает предприятие. Показателем, отражающим результативность деятельности предприятия, выступает рентабельность.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности работы предприятия, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы. Величина показателей рентабельности характеризует соотношение полученного эффекта с затратами.

Для анализа хозяйственной деятельности рассчитываются следующие показатели рентабельности:

    • Рентабельность деятельности предприятия;
    • Рентабельность реализованной продукции;
    • Рентабельность капитала и его частей;
    • Рентабельность производственных ресурсов.

Показатели рентабельности деятельности предприятия характеризуют степень выгодности для предприятия производства продукции (или иных видов деятельности) и показывают окупаемость издержек.

Рентабельность деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле:

Р = П / З,

 где П – прибыль (балансовая  или чистая), руб.,

З - затраты на реализованную продукцию, руб..

Рентабельность отдельного вида продукции оценивается аналогично:

Рi = Пi / Зi,

Рентабельность показывает, сколько предприятие получает прибыли с каждого затраченного на производство и реализацию товаров рубля.

Повышение рентабельности обеспечивается, главным образом, за счет снижения себестоимости единицы продукции. Чем эффективнее используются основные производственные фонды, тем выше рентабельность производства, и ускорение оборачиваемости материальных средств приводит к росту рентабельности.

Доходность деятельности также характеризует степень выгодности производства (или другого вида деятельности) для предприятия. Показатель доходности рассчитывается по формуле:

Д = П реал / ОР, где

П реал – прибыль от реализации продукции, руб.,

ОР – объем реализации продукции, руб.

Объем реализации рассчитывается как сумма средств от реализации за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизов и др).

Доходность отдельного вида продукции рассчитывается аналогично:

Дi = П реал i / ОРi

Анализ рентабельности и доходности деятельности предприятия проводится с помощью сравнения показателей отчетного года с плановыми показателями и показателями прошлых лет.

Рентабельность оборота (продаж). Рентабельность оборота представляет собой отношение прибыли от реализации, чистой или балансовой прибыли к полученной выручке. Рентабельность оборота показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля выручки.

Р0=П/В

Где В – выручка от реализации, руб.

Выручка – это сумма средств, которые поступили на предприятие за поставленную продукцию.

Рентабельность всего капитала рассчитывается как отношение прибыли (балансовой, чистой или валовой) к среднегодовой стоимости инвестированного капитала или его частей. Рентабельность капитала характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля, вложенного в основные средства или оборотные средства.

Рк=ЧП/К,

Где ЧП – величина чистой прибыли предприятия, руб.;

К – величина капитала предприятия или его частей (оборотного, производственного и т.д.), руб.

Снижение рентабельности всего капитала является показателем низкого спроса на продукцию предприятия, сокращения ее прибыльности или перенакопления активов. Показатель рентабельности всего капитала зависит от многих факторов, в том числе и от политики ценообразования предприятия и уровня затрат на производство реализованной продукции. Существует несколько способов повышения этого показателя. Если производимая продукция приносит относительно низкую прибыль, следует стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его отдельных элементов. В случае низкой деловой активности предприятия к повышению рентабельности капитала предприятия могут привести снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, за счет использования ресурсосберегающих технологий, и рост отпускной цены на продукцию, то есть повышение рентабельности продукции.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственных средств. Показатель рентабельности собственного капитала указывает, сколько чистой прибыли приходится на один рубль собственных средств.

Рск=ЧП/СК,

Где ЧП – величина чистой прибыли предприятия, руб.;

СК – величина собственного капитала предприятия, руб.

Рентабельность производственных ресурсов предприятия является важным показателем эффективности его деятельности. Факторный анализ рентабельности собственного капитала проводится на основе формулы Dupont. Эта формула устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом в одной из его модификаций.

Информация о работе Аназиз доходности организации