Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:48, курсовая работа
В современных условиях степень развития транспортного комплекса оказывает все большее воздействие на уровень общественного производства. Грузовой автомобильный транспорт, являясь его частью, обеспечивает непосредственное обслуживание предприятий различных отраслей народного хозяйства, и именно в этой роли заложен его огромный потенциал. Значение автомобильного транспорта обусловлено тем, что он забирает и доставляет грузы в места, недоступные для других видов транспорта, поэтому практически любые грузовые перевозки начинаются и заканчиваются с его участием.
Введение 5
1 Теоретические основы себестоимости перевозок и повышение
эффективности использования грузового автотранспорта
8
1.1 Сущность и необходимость грузовых перевозок 8
1.2 Основные понятия себестоимости автотранспортных услуг 11
1.3 Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом 16
2 Анализ эффективности использования грузового автотранспорта на
примере ООО "ПромАльянс"
22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "ПромАльянс" 22
2.2 Анализ себестоимости и рентабельности грузоперевозок в ООО
"ПромАльянс"
29
2.3 Анализ состава, состояния и эффективности использования грузового
автотранспорта
36
3 Сокращение себестоимости грузоперевозок в ООО "ПромАльянс" 45
Заключение 52
Список использованных источников
По данным таблицы 2.9 можно сделать вывод, что большая часть грузовых автомобилей ООО «ПромАльянс» (50,0 %) эксплуатируется более семи лет. От трех до семи лет включительно эксплуатируется 3 автомобиля (13,64 % автопарка).
Положительно можно оценить тот факт, что на предприятии имеются и новые автомобили. Так, в 2012 г. было приобретено 5 новых грузовых автомобилей (22,72 % автопарка на конец 2012г.). Три автомобиля (13,64 % автопарка) эксплуатируются от одного года до трех лет. Однако, исходя из среднего срока эксплуатации грузового автомобиля семь лет (согласно техническим условиям), значительная часть автопарка ООО «ПромАльянс» исчерпала свои ресурсы. Следовательно, необходимо обновление автопарка.
Определим средний срок эксплуатации грузового автотранспорта в ООО «ПромАльянс» по формуле на конец 2012 г. (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Расчет среднего срока эксплуатации грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» на 31.12.2012 г.
Верхнее значение интервала группы, лет (Хв) |
Нижнее значение интервала группы, лет (Хн) |
Середина интервала, лет ( Хс) |
Количество оборудования, шт. (а) |
Удельный вес оборудования в общем количестве, % |
0 |
1 |
0,5 |
5 |
22,72 |
1 |
3 |
2 |
3 |
13,64 |
3 |
7 |
5 |
3 |
13,64 |
7 |
10 |
8,5 |
11 |
50,00 |
Итого |
21 |
16 |
22 |
100,00 |
Определим средний возраст грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» по формуле.
Хср = 0,5 х 22,72 % + 2,0 х 13,64 % + 5,0 х 13,64 % + 8,5 х 50,0 % = 5,3 года
Как показывают расчеты, средний возраст грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» составил 5,3 года. Анализ возрастного состояния грузового автопарка показал, что ООО «ПромАльянс» оснащено относительно «старым» автотранспортом, большая часть машин прослужила более пяти лет. Это говорит о том, что и расчет коэффициента годности: предприятию необходимо обновить часть грузового автопарка.
Рассчитаем и проанализируем коэффициенты износа и годности по всем видам грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» на конец 2012 г. (таблица 2.11).
Таблица 2.11 - Показатели износа и годности грузового автопарка ООО «ПромАльянс» на 31.12.2012 г.
Марка грузовой автомашины |
Количество автомашин |
Первоначальная (балансовая) стоимость, тыс. р. |
Сумма начисленной амортизации, тыс. р. |
Остаточная стоимость, тыс. р. |
Коэффициент годности |
Коэффициент износа |
Газ 33081 |
2 |
654 |
623 |
31 |
0,05 |
0,95 |
ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» |
4 |
1720 |
504 |
1216 |
0,71 |
0,29 |
ГАЗ 27057Д1 комби |
4 |
2056 |
482 |
1574 |
0,77 |
0,23 |
ЗИЛ 43272Н |
2 |
900 |
890 |
10 |
0,02 |
0,98 |
ЗИЛ 4334В1 |
2 |
960 |
910 |
50 |
0,06 |
0,94 |
КАМАЗ 4308-1 |
1 |
1280 |
1100 |
180 |
0,15 |
0,85 |
КАМАЗ 4326 |
3 |
4600 |
1500 |
3100 |
0,68 |
0,32 |
КАМАЗ 43114 |
1 |
620 |
620 |
- |
- |
1,00 |
КАМАЗ 65117 |
1 |
1426 |
1400 |
26 |
0,02 |
0,98 |
Урал-532361 |
1 |
1620 |
1510 |
110 |
0,07 |
0,93 |
Урал-43206 |
1 |
530 |
530 |
- |
- |
1,00 |
Всего |
22 |
16366 |
10069 |
6297 |
0,38 |
0,62 |
Из табл. видно, что грузовой парк ООО «ПромАльянс» изношен очень существенно – на 62 %. Коэффициент годности грузового автотранспорта в целом на конец 2012 г. составляет всего 0,38. Следовательно, предприятию необходимо изыскивать резервы для обновления грузового автопарка.
Рассчитаем и проанализируем динамику общих показателей эффективности использования грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс» в 2010-2012 гг. (таблица 2.12).
Таблица 2.12 - Общие показатели эффективности использования грузового автопарка ООО «ПромАльянс» за 2010 – 2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Выручка от грузоперевозок, тыс. р. |
37858 |
45568 |
51761 |
Прибыль от грузоперевозок, тыс. р. |
2168 |
4094 |
10789 |
Среднегодовая стоимость грузового автотранспорта, тыс. р. |
16532 |
15989 |
16179 |
Фондоотдача грузового автотранспорта, р. (стр. 1 : стр. 3) |
2,29 |
2,85 |
3,20 |
Фондоемкость грузового автотранспорта, р. (стр. 3 : стр. 1) |
0,44 |
0,35 |
0,31 |
Рентабельность грузового автотранспорта, % |
13,12 |
25,62 |
66,69 |
Из данных таблицы 2.12 можно сделать вывод о повышении эффективности использования грузового автотранспорта в ООО «ПромАльянс». Фондоотдача грузового автотранспорта имеет устойчивую тенденцию к росту. В 2012 г. данный показатель составил 3,20 р. По сравнению с 2010 г. увеличение составило 0,91 р. (39,7 %), по сравнению с 2011 г. – 0,35 р. (12,3 %).
Расчеты коэффициента использования машин в работе приведены в таблице 2.13 .
Таблица 2.13 – Расчет коэффициента использования грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс в работе в 2010 – 2012 гг.
Марка грузовой автомашины |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||||
Годовой фонд рабочего автопарка, час. |
Фактический фонд рабочего времени, час. |
Коэффициент использования машин в работе |
Годовой фонд рабочего автопарка, час. |
Фактический фонд рабочего времени, час. |
Коэффициент использования машин в работе |
Годовой фонд рабочего автопарка, час. |
Фактический фонд рабочего времени, час. |
Коэффициент использования машин в работе | |
Газ 33081 |
3960 |
3808 |
0,962 |
3972 |
3812 |
0,960 |
3986 |
3857 |
0,968 |
ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» |
1980 |
1877 |
0,948 |
7944 |
7796 |
0,981 |
7972 |
7769 |
0,975 |
ГАЗ 27057Д1 комби |
1980 |
1908 |
0,964 |
1986 |
1875 |
0,944 |
7972 |
7753 |
0,973 |
ЗИЛ 43272Н |
7920 |
7237 |
0,914 |
7944 |
7529 |
0,948 |
3986 |
3753 |
0,941 |
ЗИЛ 4334В1 |
5940 |
5482 |
0,923 |
5958 |
5669 |
0,952 |
3986 |
3596 |
0,902 |
КАМАЗ 4308-1 |
3960 |
3319 |
0,838 |
1986 |
1158 |
0,583 |
1993 |
1507 |
0,756 |
КАМАЗ 4326 |
1980 |
1603 |
0,810 |
1986 |
1467 |
0,739 |
5979 |
5525 |
0,924 |
КАМАЗ 43114 |
3960 |
3106 |
0,784 |
1986 |
1423 |
0,716 |
1993 |
1554 |
0,780 |
КАМАЗ 65117 |
1980 |
1587 |
0,801 |
1986 |
1561 |
0,786 |
1993 |
1481 |
0,743 |
Урал-532361 |
1980 |
1609 |
0,813 |
1986 |
1421 |
0,715 |
1993 |
1474 |
0,740 |
Урал-43206 |
3960 |
3067 |
0,774 |
3972 |
2846 |
0,716 |
1993 |
1529 |
0,767 |
Всего |
39600 |
34703 |
0,876 |
41706 |
36557 |
0,877 |
43846 |
41517 |
0,906 |
Расчеты показывают, что в целом по предприятию степень использования грузового автотранспорта имеет тенденцию к росту, что оценивается положительно. Об этом свидетельствует рост Коэффициента использования машин в работе с 0,876 в 2010 г. до 0,906 в 2012 г.
При анализе можно отметить следующую закономерность: наибольшие значения Коэффициента использования имеют грузовые автомашины с небольшой грузоподъемностью: ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» - 0,975; ГАЗ 27057Д1 комби - 0,973 и Газ 33081 – 0,968. Наименьшие значения Коэффициента использования имеют грузовые автомобили с максимальной грузоподъемностью (Урал -532361 -0,740 КАМАЗ 65117 – 0,743; КАМАЗ 4308-1 – 0,756).
Таким образом, в ООО «ПромАльянс» очень мала степень использования грузового автотранспорта с большой грузоподъемностью. Напротив, самая высокая степень использования характерна для грузовых автомобилей с небольшой грузоподъемностью (до 3 тонн).
3. Сокращение себестоимости грузовых перевозок в ООО «ПромАльянс»
Сокращение себестоимости грузовых перевозок является основным фактором повышения рентабельности ООО «ПромАльянс», поскольку в условиях финансового кризиса и возросшей конкуренции тарифы на перевозки повышать нецелесообразно.
Снижение себестоимости грузоперевозок должно осуществляться по трем направлениям:
- сокращение затрат на топливо;
- экономия за счет ремонта автомобильных шин вместо их замены;
- снижение затрат на
В настоящее время часть грузового автопарка ООО «ПромАльянс» работает на бензине марки АИ-92. Стоимость данного вида топлива очень высока, и имеет тенденцию к росту. Поэтому предлагается переоборудовать автомобили, работающие на бензине, на сжиженный нефтяной газ. Ту часть автотранспорта, которая работает на дизельном топливе, переводить на сжиженный нефтяной газ нецелесообразно, поскольку стоимость данных видов топлива примерно одинакова.
В таблице 3.1 приведен расчет расходов на автомобильное топливо грузового автотранспорта ООО «ПромАльянс», работающего на бензине.
Таблица 3.1 – Расчет расходов на автомобильное топливо грузового автотранспорта, работающего на бензине
Марка грузовой автомашины |
Вид топлива |
Норма расхода на 100 км. пробега, л. |
Пробег, км. |
Расход топлива, л. |
Цена 1 л., р. |
Затраты на топливо, тыс. р. |
Газ 33081 |
Бензин АИ-92 |
23,5 |
293132 |
68886 |
26,30 |
1811,70 |
ГАЗ 330202Д4 «ГАЗель» |
Бензин АИ-92 |
16,5 |
588675 |
97131 |
26,30 |
2554,50 |
ГАЗ 27057Д1 комби |
Бензин АИ-92 |
16,5 |
662333 |
109284 |
26,30 |
2874,17 |
ЗИЛ 43272Н |
Бензин АИ-92 |
31,0 |
410400 |
127224 |
26,30 |
3346,00 |
Всего |
Бензин АИ-92 |
х |
х |
402499 |
26,30 |
10586,37 |