Анализ стартегического управления финансвой деятельности на примере работы Сбербанка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:17, дипломная работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.

Традиционные системы финансового  менеджмента сильно формализованы. Кроме этого, им свойственна негибкость процессов планирования и контроля, плохая координация управления эффективностью, рисками и ликвидностью,  внутренняя информационная непрозрачность. Это приводит не только к низкой эффективности управленческих решений, но также и к чрезмерному росту затрат на процессы финансового менеджмента из-за дублирования функций сбора, накопления и анализа финансовой информации при подготовке внутренней и внешней отчетности, а также прогнозов, используемых в процессах принятия данных решений.

Финансовое управление в кредитной  организации отличается большой  спецификой, вытекающей из сущности банка  и направлений его деятельности. Оно должно в режиме реального времени сопровождать основные процессы банка, продающего финансовые услуги, так как каждая транзакция практически мгновенно может повлиять на показатели ликвидности и рисков, особо регулируемые в финансовой отрасли. 

Качество финансового менеджмента являлось одним из главных факторов надежности кредитной организации на протяжении всего периода становления и роста банковской системы России. Так кризисы 1995, 1998, 2004 г.г. не смогли пережить банки, недооценивающие важность процессов планирования, антикризисного управления, управления долгосрочной ликвидностью и рисками. Аналогичная ситуация складывается и на современном этапе, когда нестабильность финансовых рынков выявляет слабые стороны систем управления активами-пассивами многих крупнейших российских кредитных организаций.

В условиях постоянно повторяющихся  кризисов, угрожающих стабильности всей банковской отрасли, создание адаптивной системы финансового управления становится необходимым условием выживания кредитной организации. При этом соответствующие процессы управления активами-пассивами большинства российских банков требуют своего совершенствования, а накопленный в этой области опыт – систематизации и оценки. Поэтому выбранная тема исследования чрезвычайно актуальна.

Объектом исследования является система  стратегического финансового менеджмента, ее основные подсистемы: планирования, управления эффективностью, управления рисками, управления ликвидностью.

Предметом исследования являются методические, организационные и информационные  проблемы формирования системы стратегического финансового управления.

Целью данной работы является анализ системы стратегического финансового  управления кредитной организации, адекватной современным условиям. Для  этого необходимо определить основные элементы, методическую и информационную инфраструктуры данной системы, а также основные подходы к организации ее процессов, обеспечивающие реализацию данной концепции.

Для реализации  данной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. использовать системный подход для описания процессов финансового менеджмента банка, определить основные элементы этой системы и их взаимосвязь;
  2. изучить основные особенности современных систем стратегического управления в кредитных организациях;
  3. обосновать интегрирующую роль финансового менеджмента в достижении стратегических целей банка и формировании его конкурентного преимущества;
  4. выявить универсальные для всех процессов финансового менеджмента инструменты,

Методологической и теоретической  основой исследования являются системный и функциональный подходы, принципы системного анализа, а также общенаучные методы: научная абстракция, анализ и синтез, исторический анализ, статистический анализ, классификация, моделирование. Сочетание указанных подходов и методов позволяет обеспечить необходимую глубину исследования, достоверность и обоснованность выводов и предложений.

При проведении исследования использовались научные положения и методологические подходы, представленные в работах  зарубежных и российских авторов  по стратегическому, инновационному и финансовому менеджменту, стратегическому планированию, системному анализу процессов управления, управленческого учета и управления активами-пассивами.

 

 

1 Сущность и роль  стратегического управления финансовой деятельностью коммерческого банка

1.1 Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке

 

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой  управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.  Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (см. таблицу 1).

Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным  и заемным.

Этот капитал рассматривается  с позиции самовозрастающей стоимости  или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах.  Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке.  Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в таблице 2.

Банковский менеджмент — это  практическая деятельность, связанная  с непосредственным управлением  процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте  банковский менеджмент выступает как  система разработки управляющих  воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

Как известно, основное назначение банка  — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

Как я отметил выше, экономические  интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

Постоянное изменение внешних  условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции  со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции.  Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные  и взаимозависимые системные  параметры:

  • финансово-экономических показателей (ФЭ);
  • организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
  • функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать  системные параметры, то соподчиненность  и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ – ОП – ФТ.

Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".

 

1.2 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке

 

Широко используемое в настоящее  время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования.  Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П. Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.1

В гораздо меньшей степени, чем  общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей.  Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова.

Информация о работе Анализ стартегического управления финансвой деятельности на примере работы Сбербанка