Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является изучить процесс финансового анализа для проведения оценки финансового состояния и конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Задача моей дипломной работы состоит в понимании метода финансового анализа для изучения экономического явления, разработки более совершенных, но в то же время простых в применении финансовых коэффициентов и методов финансового анализа, которые помогут моему предприятию принимать перспективные решения с минимальным риском для финансового состояния и независимости.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I: Теоретические аспекты финансового анализа
Роль и значение финансового анализа…………………………….5
Информационная база анализа финансовой отчетности……….7
Методы финансового анализа………………………………...…...24
Глава II: Анализ основных финансово – экономических показателей на примере АО «АЗТМ»
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………31
2.2 Анализ экономических параметров деятельности…………………33
2.3 Анализ финансовой отчетности………………………………………38
Глава III: Проектные предложения ……………………………………..58
3.1 Создание депозитария финансовой отчетности………………….…58
3.2 Усовершенствование методов анализа финансовой отчетности…59
3.3 Внедрение рейтинговой оценки ……………………………………....63
Заключение……………………………………………………………..……68
Список используемой литературы………………………………..………72
Приложение…………………………………………………………….……73
Финансовый анализ представляет собой процесс изучения финансового состояния и конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия с целью поиска резервов роста его рыночной стоимости и достижения эффективного развития.
Информационным источником, для проведения финансового анализа является финансовая отчетность предприятия, в состав которой по Международным стандартам финансовой отчетности входят:
Основными методами анализа отчетности служат:
Чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложение в физические активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово – кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100%.
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинством финансовых коэффициентов является простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Недостатком применения финансовых коэффициентов при анализе финансовой отчетности является их большое количество.
В систему показателей используемых для анализа и оценки хозяйственно-финансовой деятельности предприятий включают группу соответствующих коэффициентов. Они отражают взаимосвязь между статьями бухгалтерского баланса и отчета о доходах и расходах и позволяют судить о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта на определенную отчетную дату. На основе построения динамических рядов показателей устанавливают характерные тенденции изменения финансово-экономического состояния предприятия за ряд отчетных периодов и принимают управленческие решения. Ключевые финансовые коэффициенты следующие:
Анализ ликвидности бухгалтерского баланса.
Ликвидность характеризует способность предприятия выплачивать краткосрочные долговые обязательства или удовлетворять претензии по текущим обязательствам. Эти коэффициенты имеют большое значение при ведении бизнеса, особенно при неблагоприятных коммерческих условиях. Основными показателями ликвидности являются: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, чистый оборотный капитал.
Коэффициент абсолютной ликвидности (Absolute Ratios, AR) показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде ценных рыночных бумаг и депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидных активов. Рекомендованные значения: 0,2 – 0,3.
AR = (Денежные средства + Краткосрочные инвестиции)/
/Текущие_обязательства
QR = QR= (Текущие активы – Запасы) / Текущие обязательства
Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio, CR) измеряет общую ликвидность и показывает в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, т.е. сколько денег приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Норма = 2, это позволяет фирме быть платежеспособной. Если этот коэффициент >2, то причиной может быть замедление оборачиваемости средств, которые вложены в запасы и неоправданный рост дебиторской задолженности, но если этот коэффициент имеет тенденцию к уменьшению, то это может привести к риску неплатежеспособности.
CR = Текущие активы / Текущие обязательства
Чистый оборотный капитал (Net Working Capital, NWC) необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие может не только погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности от ее масштабов, объемов реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и объемов и оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия.
NWC = Текущие активы – Текущие обязательства
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке уменьшения ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке увеличения сроков.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 – наиболее ликвидные активы, к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения. Данная группа рассчитывается следующим образом:
А1 = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения;
А2 – быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность);
А3 – медленно реализуемые активы, сюда относятся запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы;
А4 – труднореализуемые активы (необоротные активы).
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1 – наиболее срочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность);
П2 – краткосрочные пассивы, сюда относятся краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате дивидендов и прочие краткосрочные обязательства;
П3 – долгосрочные пассивы, например: долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и т.д.;
П4 - постоянные пассивы (устойчивые) – статьи раздела Капитал и Резервы.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств фирмы, ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняется четыре следующих неравенства:
Если выполняется первых три неравенства, то обязательно выполниться и четвертое.
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости.
Данная группа показателей характеризует платежеспособность предприятия и его общую финансовую устойчивость. Платежеспособность предприятия – это, прежде всего его способность отвечать по долгосрочным обязательствам без ликвидации долгосрочных активов. Платежеспособные компании наилучшим образом защищены от банкротства. Коэффициенты этой группы называются также показателями структуры капитала.
Коэффициент автономии (Own Ratio, OR). Данный коэффициент отражает степень независимости компании от внешних кредиторов, рекомендуемая норма больше 0,5. Рост этого коэффициента говорит об увеличении финансовой независимости компании и наоборот: уменьшение – об увеличении финансовой зависимости.
OR = (Капитал + Резервы) / Валюта баланса
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств ( Вorrowing costs’ Net, BCN). Рекомендуемая норма данного коэффициента меньше 1. Этот коэффициент указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один тенге вложенных в активы собственных средств.
BCN = (Долгосрочные кредиты и займы + Краткосрочные
кредиты и займы) / (Капитал + Резервы)
Коэффициент обеспеченности текущими активами (Current Assets Provision, CAP). Данный показатель платежеспособности и финансовой устойчивости является не менее важным, т.к. показывает, какая часть оборотных средств, сформирована за счет собственного капитала. Уменьшение данного коэффициента является отрицательной характеристикой результата деятельности предприятия, т.к. свидетельствует о росте финансовой зависимости и финансовой незащищенности.
CAP = СОС/Текущие активы
Коэффициент обеспеченности материальными запасами (Inventory Provision, IP). Отражает, в какой степени материально – производственные запасы покрываются собственными средствами. Норма данного коэффициента больше или равна 0,5. Этот коэффициент также носит название «коэффициент покрытия», который определяется исходя из того, что собственными источниками должны быть покрыты необходимые размеры запасов и затрат; остальные можно покрывать краткосрочными заемными средствами. При этом необходимый размер запасов в большей мере соответствует обоснованной потребности в них в те периоды, когда скорость их оборота выше.
IP = СОС / Материально – производственные запасы
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Own assets’ mobility, OAM). Отражает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства, в случае необходимости за счет собственных источников. Норматив колеблется от 0,2 до 0,5. Также, этот показатель отражает какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. С финансовой точки зрения повышение и высокий уровень его положительно характеризует финансовое положение предприятия, но уровень данного коэффициента зависит от характера деятельности предприятия.
OAM = СОС/ Собственный капитал
Анализ рентабельности.
Фирма считается доходной, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Экономическая сущность проведения данного анализа состоит в том, что определяется сумма прибыли с 1 тенге вложенного капитала.
Рентабельность инвестиций (Return on Investment, ROI) . Показывает эффективность использования средств, инвестируемых в предприятие. В странах с развитой экономикой, этот показатель оценивает мастерство управления инвестициями.
ROI = Общая сумма прибыли за период / (Величина
собственного капитала + Величина долгосрочных
обязательств)
Рентабельность собственного капитала (Return On Equity, ROE) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли «заработала» каждая единица, вложенная собственниками компании.
ROE = Чистая прибыль / Совокупный собственный капитал
Рентабельность основной деятельности показывает какая доля прибыли от реализации продукции основного вида деятельности включена в сумму затрат на производство. Рассчитывается как отношение прибыли от реализации основного вида деятельности к сумме затрат на производство продукции. К показателям, характеризующим доходность операционной деятельности, относятся:
Рентабельность активов (Return on Assets, ROA). Коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого 1 тенге, вложенного в активы.
ROI = Чистая прибыль / Суммарные активы
Рентабельность оборотных активов (Return on Current Assets, RCA) демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
RCA = Чистая прибыль / Оборотные средства
Анализ деловой активности.
Анализ и оценка деловой активности является завершающим этапом финансового анализа. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости, позволяющих определить насколько эффективно предприятие использует свои средства. Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.