Анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования и управления производством.

Содержание

Содержание
Введение
1. Исходная информация для анализа причин отклонения от плана отчётной величины показателя
2. Анализ выполнения плана перевозок
2.1. Анализ выполнения по родам грузов
2.2.Анализ грузооборота
2.3. Анализ пассажирооборота
3.Анализ выполнения плана доходов
4.Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок
5.Анализ прибыли
6. Анализ производительности и фонда оплаты труда
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АХД предприятий тр-та.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 4.1. можно сделать следующие выводы.

В грузовом движении наибольший удельный вес имеет электротяга. Его увеличение вызывает снижение средней себестоимости перевозок. В структуре пассажирских перевозок также наибольший удельный вес занимает электротяга. В целом расходы в отчетном периоде по сравнению с планом увеличились. Факторами роста расходов по каждому типу тяги являются изменение состава выполняемых работ и их себестоимость.

 

Таблица 4.2.

Последовательность оценки влияния на расходы и себестоимость перевозок отдельных факторов.

Наименование факторов

Порядок расчета по даным  таблицы

Влияние факторов на

расходы

себестоимость

изменение, млн.р.

в %

изменение, млн.р.

в %

А

1

2

3

4

5

1.Объем перевозок (без учета изменения себестоимости по этому фактору)

гр.1-гр.2

-31682,47

-1,618

-0,613

-0,1618

2.Себестоимость перевозок,  в т.ч.

гр.2-гр.8

-6497,53

-0,332

-0,126

-0,0332

2.1.влияние объема перевозок

гр.2-гр.3

19009,48

0,971

0,368

0,0971

2.2.влияние структуры перевозок по их видам

гр.3-гр.4

-3207,16

-0,164

-0,062

-0,0164

2.3.населенности пассажирского  вагона

гр.4-гр.5

-1779,78

-0,091

-0,034

-0,0091

2.4.влияние структуры  перевозок по типам тяги

гр.5-гр.6

-1995,40

-0,102

-0,039

-0,0102

2.5.изменение качества использования подвижного состава

гр.6-гр.7

93270,33

4,763

1,805

0,4763

2.6.изменение цен и  отклонений от плановых норм  затрат

гр.7-гр.8

-111795,00

-5,709

-2,163

-0,5709

3.Изменение расходов  всего

гр.1-гр.8

-38180,00

-1,950

-0,739

-0,1950


 

гр. 3 = Δ гр.2/Епл * 100; гр. 4= гр. 2 / ΣPlпл пр ; гр.5 = гр.4 / Спл 10 * 100,

 

где Спл 10 – себестоимость 10 приведенных тонно-километров Спл 10 = Епл *10 / ΣPlпл пр

Проверка:

 

п.3 = п.1 +п.2; п.2 = п.п. (2.1 + 2.2 + … + 2.6.) .

-38180,00=-31682,47-6497,53=-38180,00;

-6497,53=(19009,48-3207,16-1779,78-1995,40+93270,33-111795,00)=-6497,53;

 

По данным таблицы 4.2. можно сделать следующие выводы:

В отчетном году по сравнению с базисным наблюдается рост затрат на 38180,00 млн. руб. Это произошло за счет следующих факторов:

за счёт роста объема перевозок, что привело к увеличению расходов на 31682,47 млн. руб. или 1,618 %;

за счёт роста себестоимости  перевозок, что так же привело  к росту расходов на 6497,53 млн. руб. или 0,332 %.

Рост себестоимости  перевозок обуславливается ростом и снижением составляющих её показателей:

2.1) изменение себестоимости  перевозок под воздействием объема  перевозок снизило расходы на 19009,48 млн. руб., что составляет 0,971 %;

2.2) изменение структуры  перевозок по их видам увеличило  расходы на 3207,16 млн. руб. или 0,164 %;

2.3) изменение населенности  пассажирского вагона увеличило  расходы на 1779,78 млн. руб., что в  относительном выражении составляет 0,091 %;

2.4) изменение структуры  перевозок по типам тяги привело  к росту расходов на 1995,40 млн. руб. или 0,102 %;

2.5) изменение качества  использования подвижного состава  снизило расходы на 93270,33 млн. руб., что в относительном выражении  составляет 4,763 %.

2.6) изменение цен и  отклонений от плановых норм  затрат привело к перерасходу  на 111795,00 млн. руб. или 5,709 %.

Что касается себестоимости, то в отчетном году она так же выросла на 0,739 млн. руб. Факторы, повлиявшие на снижение/увеличение себест-ти аналогичны по своему составу и группировки приведенным выше.

 

Рис. 4. Схема влияния отдельных факторов на расходы и себестоимость перевозок

 

 

5. Анализ прибыли

 

Важным фактором образования  прибыли являются доходы, получаемые дорогой за выполненные грузовые и пассажирские перевозки, а также  от подсобно-вспомогательной деятельности и прочей деятельности и экономии от сокращения расходов.

Анализ выполнения плана  прибыли дороги произведем на основании  таблицы 5.1.

 

Таблица 5.1.

Анализ выполнения плана  прибыли отделения дороги, млн.р.

Вид деятельности

План

Отчет

Отклонение

А

1

2

3

1.Доходы от перевозок

2121265,162

2156001,628

34736,466

2.Расходы от перевозок

1958325,000

1996505,000

38180,000

3.Прибыль от перевозок

162940,162

159496,628

-3443,534

4.Доходы от ПВД

110000

99000

-11000

5.Расходы ПВД

95700

87100

-8600

6.Прибыль от ПВД

14300

11900

-2400

7.Местные доходы

270

280

10

8.Местные расходы

45

50

5

9.Прибыль

225

230

5

Всего прибыли

177465,162

171626,628

-5838,534


 

По данным таблицы 5.1. можно сделать следующие выводы.

За отчётный период общая прибыль по сравнению с планом уменьшилась на 5838,534 млн. руб. Это связано, в первую очередь, с уменьшением прибыли от перевозок на 3443,534 млн. руб. т.е. расходы от перевозок растут быстрее, чем доходы. Аналогичные показатели и у подсобно – вспомогательной деятельности, её прибыль по отношению к плану снизилась на 2400 млн. руб. Небольшим плюсом сказалась прибыль от местных перевозок, рост составил всего 5, млн. руб.

 

 

Таблица 5.2.

Анализ прибыли от перевозок, млн.р.

Показатели

План

Отчет

Отклонение от плана

В том числе за счет изменения

Объема перевозок

Ср.расчетной цены

Себестоимости

Всего

В том числе

По факторам измен. объема перевозок

По качественным факторам

расчет цен по видам  перевозок

структ. изменения

структурные изменения  по видам перевозок

структурные изменения по типам тяги

кач. изменения

уд. норм.цен

населенность пассажирского  вагона

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.Доходы от перевозок

2121265,162

2156001,628

34736,466

34318,568

417,898

326,272

21,565

           

2.Расходы по перевозкам

1958325,000

1996505,000

38180,000

-31682,465

     

19009,479

-3207,160

-1995,397

93270,326

-111795,000

-1779,783

3.Прибыль по перевозкам

162940,162

159496,628

-3443,534

2636,103

417,898

326,272

21,565

19009,479

-3207,160

-1995,397

93270,326

-111795,000

-1779,783


 

 

 

В целом же отделение дороги в отчётном периоде имеет неплохой результат, ниже, чем планировалось, но всё же прибыль составила 171626,628 млн. руб.

По данным таблицы 5.2. можно сделать следующие выводы.

Прибыль по перевозкам в  отчетном периоде по сравнению с планом уменьшилась на 3443,534 млн. руб. Даже выросшие показатели доходов от перевозок не смогли оправдать ожидаемых результатов.

Этому способствовали выросшие показатели себестоимости, опередившие доходы, за счет таких факторов как: изменения объема перевозок (на19009,479 млн. руб.), изменений структурных по видам перевозок (3207,160 млн. руб.), изменений структурных по типам тяги (на 1995,397 млн. руб.), за счёт удельных нормативных цен на 111795,000 млн. руб., за счет снижения населенности пассажирского вагона на 1779,783 млн. руб. Из положительных изменений можно отметить: рост доходов за счёт изменения объёма перевозок на 2636,103 млн. руб., рост доходов за счёт изменения средней расчетной цены по обоим факторам на 417,898 млн. руб.; а так же снижение себестоимости по факторам изменения объёма перевозок на 19009,479 млн. руб., снижение себестоимости по факторам качественного изменения 93270,326 млн. руб.

Анализ интенсивности  использования основных производственных фондов (фондоотдачи) и уровня рентабельности перевозок произведем по следующим формулам:

- натуральный показатель  фондоотдачи 

 

Фо = ΣPl пр / ОПФ,

 

где Фо - фондоотдача, приведенная на 1 руб. основных производственных фондов, тыс. руб.;

- стоимостной показатель  фондоотдачи

 

Фо = D / ОПФ;

 

- уровень общей рентабельности

 

Rо = Пpl * 100 / ОПФ ,

 

где Пpl – прибыль от перевозок, ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

На основании этих формул, исходных данных и выполненных  ранее расчетов построена таблица 5.3.

 

Таблица 5.3.

Интенсивность использования  ОПФ и уровень рентабельности.

Показатели

Ед.изм.

План

Отчет

Отклонение от плана

в абсолютном значении

в %

% роста

1

2

3

4

5

6

7

1.Стоимость ОПФ

млн.руб.

8150000,00

9000000,00

850000,00

10,43

110,43

2.Приведенные тонно-км

т-км

51674,00

52510,00

836,00

1,62

101,62

3.Доходы от перевозок

млн.руб.

2121265,16

2156001,63

34736,47

1,64

101,64

4.Прибыль от перевозок

млн.руб.

162940,16

159496,63

-3443,53

-2,11

97,89

5.Фондоотдача - натуральный  показатель

привед.т-км/1 руб. ОПФ

0,0063404

0,0058344

-0,00051

-7,98

92,02

6.Фондоотдача - стоимостной  показатель

руб./ 1руб.ОПФ

0,26028

0,23956

-0,02072

-7,96

92,04

7.Рентабельность общая

%

1,99927

1,77218

-0,22708

-11,36

88,64


 

Пример расчетов:

- натуральные показатели  фондоотдачи:

 

 привед. ткм / 1 руб. ОПФ

привед. ткм / 1 руб. ОПФ;

 

- стоимостные показатели  фондоотдачи:

 

руб. / руб.

 руб. / руб.

 

- рентабельность общая:

 

;

.

 

По данным таблицы 5.3. можно сделать следующие выводы.

По результатам расчетов, видно, что увеличение стоимости  основных производственных фондов в  отчетном периоде по сравнению с плановым на 10,43 % отрицательно сказалась на остальных анализируемых показателях. Повышение может быть вызвано, например, обновлением локомотивного и вагонного парка, так же приобретением др. новых основных средств или др. факторами (например, переоценка, инвентаризация и др.) на 850000 млн. руб.

Фондоотдача в натуральном  выражении снизилась на 7,98%. В стоимостном выражении уменьшилась на 7,96% или на 0.02072 руб/руб ОПФ. Рентабельность также снизилась на 11,36%. В результате, наблюдается ухудшение всех основных показателей. Прибыль снизилась на 2,11%, в то время как приведенные т-км. выросли на 1,62%.

Предприятия экономически заинтересованы в росте фондоотдачи, поскольку при этом достигается  снижение расходов (в части затрат на амортизацию и ремонт основных фондов), рост чистой прибыли. Однако в данном случае, цель предприятия в другом, возможно, обновление вагонного и локомотивного парка, переход на более эффективный вид тяги и тд.

 

6. Анализ производительности и фонда оплаты труда

 

Следует произвести пофакторный анализ выполнения плана по производительности труда. Расчеты целесообразно произвести в табл. 6.1.

Расчет данных для  таблицы 6.1. ведется в следующем  порядке:

1. На основе данных  приложения 1 определим численность  независящего (условно-постоянного)  контингента:

 

=14550-2779,05=11770,95

 

2. Произведем корректировку  численности эксплуатационного  штата на фактический объем  перевозок: 

 

=11770,95+1,016178349*2779,05=14595

 

3. Рассчитаем три значения  производительности труда - плановую, фактическую и скорректированную на фактический объем перевозок (право):

 

Пплтр=Σ plплпр / Кплэ ,=1000*51674 / 14550 =3551,478

Пфтр = Σ plфприв / Кфэ ,=1000*52510 / 14730 =3564,834

П,тр(Σplпр )= Σplфпр / К,э(Σplпр)=1000*52510 / 14595 = 3597,817

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности