Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа
Вопрос самосохранения и борьбы за выживание организации в современном мире довольно актуален и популярен. Самосохранение тесно связано с понятиями жизнь, выживание, равновесие, выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. Актуальность закона самосохранения особенно велика для организаций.
Цель данной работы изучить и раскрыть закон самосохранения организации и основные способы этого самосохранения. Рассмотреть способы борьбы за выживание на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Задача - дать определение закону сохранения, ознакомить с вариантами его реализации на практике, показать способы определение уровня самосохранения организации и их характеристики, раскрыть основные стратегии действия для сохранения деятельности организации в конкурентной среде.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Сущность закона самосохранения с точки теории….......................................4
1.1 Сущность закона самосохранения…………………………………………………...4
1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций
за выживание……………………………………………………….…………………….9
1.3 Борьба организаций за выживание в России и
за рубежом……………………………………………………………………………....16
Глава 2. Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ»………………………28
2.1 Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………28
2.2 Изучение проблемы самосохранения и борьба за выживание
ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………….29
2.3 Выявленные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………...33
Глава 3. Предложения по устранению проблем
ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………………….46
Введение......................
Глава 1. Сущность закона самосохранения
с точки теории….......................
1.1 Сущность закона
1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций
за выживание………………………………………………………
1.3 Борьба организаций за выживание в России и
за рубежом……………………………………………………………
Глава 2. Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ»………………………28
2.1 Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………28
2.2 Изучение проблемы
ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………
2.3 Выявленные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………...33
Глава 3. Предложения по устранению проблем
ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Вопрос самосохранения и борьбы за выживание организации в современном мире довольно актуален и популярен. Самосохранение тесно связано с понятиями жизнь, выживание, равновесие, выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. Актуальность закона самосохранения особенно велика для организаций.
Столкнувшись с экстремальными условиями рыночной среды, большинство из них оказались неспособными адаптироваться к изменениям в политике, экономике, технологии. Следует подчеркнуть, что способность к адаптации возникает на протяжении многих поколений. Закон самосохранения носит общий характер. Все системы стремятся сохранить себя как единое целое. В природе это получается далеко не у всех организаций - выживают победители в борьбе за существование.
В жизни многих организаций бывали ситуации, когда они оказывались на грани ликвидации или вступали в процедуру банкротства. Одни из них при этом были ликвидированы, другие, реорганизовав предприятие, сумели найти ресурсы и выжили. Тому виной высокая степень неопределенности в поведении потребителей и конкурентов, изменения в окружающей среде организации, и крайняя нестабильность рыночной экономики. Эти факторы определяют необходимость надежных ориентиров развития, адекватных обобщающих сравнительных оценок результатов деятельности организаций и решение проблем её выживания. Всё это делает мою работу крайне актуальной.
Цель данной работы изучить и раскрыть закон самосохранения организации и основные способы этого самосохранения. Рассмотреть способы борьбы за выживание на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Задача - дать определение закону сохранения, ознакомить с вариантами его реализации на практике, показать способы определение уровня самосохранения организации и их характеристики, раскрыть основные стратегии действия для сохранения деятельности организации в конкурентной среде.
Глава1: Сущность закона самосохранения с точки теории
1.1Сущность закона самосохранения
В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или даже вступала в процедуру банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.
Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). [4, с.152]
Для стабильности организации очень важны правильная организационная стратегия и тактика. При низком уровне самосохранения необходимо обдумать ситуацию и применить ряд организационных мер. Они могут касаться изменения стратегии поведения фирмы на рынке, формы управления, изменения численности персонала и структуры кадров. Организация может войти в более крупную компанию, может стать лидером в одном выбранном направлении и отбросить те направления деятельности, которые тянут её вниз. На потенциал самосохранения влияют ошибки руководства, внешние форс-мажорные обстоятельства, отсутствие специалистов в нужное время в нужном месте, а также современное страхование.
В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:
[4, с.152],
где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий её развитию.
V1i - ресурс внешнего разрушительного воздействия;
V2i - ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Другими словами, желательно, чтобы внутренние свойства организации обеспечивали её достаточную устойчивость.
Самосохранение - это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надёжности системы-организации.[1, с.168]
Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера её деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов - консерватизма и развития: консерватизм приводит к застою; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.
Левая часть в формуле - «энергия удержания» (У), а правая часть - «энергия ликвидации» (Л). Формулу можно представить в виде:
У>Л.
V1i и V2i могут влиять на деятельность организации как позитивно, так и негативно. Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с её сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:
- У компании «А» нет ресурсов для противостояния, и она терпит существенные убытки или ликвидируется.
- Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.
- Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность её персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.
При позитивном влиянии параметры V1i и V2i увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при негативном - увеличивают только энергию ликвидации.
Таким образом, реакция компании на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо у разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:
- философия организации;
- принципы её деятельности;
- использование ресурсов и технологии;
- качество и уровень реализации маркетинга.
По данным консультантов США, 90% различных неудач американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, злоупотреблениями, постарением персонала.
К внешним факторам относятся:
- демографические;
- экономические и политические;
- развитие науки и техники;
- развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.
Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен:
- иметь в запасе новую технологию;
- постоянно повышать профессионализм персонала;
- иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;
-иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;
- создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями;
- в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества;
- иметь дополнительный источник существования.
Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объём ресурсов удержания.
Уровень самосохранения рассчитать довольно просто, если всем факторам самосохранения и устойчивости приписать количественные значения. Между тем такие важные факторы, как сплоченность коллектива, деловая атмосфера, изворотливость руководителя и наличие в фирме хорошей столовой, трудно поддаются скалярной оценке.
Для определения, на каком уровне самосохранения находится организация, используют систему показателей эффективности: рентабельности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности и другие показатели. Например, в качестве созидательного параметра можно использовать доход, в качестве разрушительного - долги, налоги и штрафы.
Представляют практический интерес семь уровней самосохранения (табл. 1).
Умелое оперативное руководство как важнейший фактор самосохранения организации, как правило, связывают с уровнем экономических знаний руководителя. Грамотный менеджер для оценки уровней созидательных и разрушительных потенциалов самосохранения используют систему показателей эффективности: уровень общей рентабельности, уровень рентабельности по отношению к численности персонала, уровень рентабельности по отношению к себестоимости, уровень рентабельности по отношению к объему производства, производительность, норму затрат на рубль выпускаемой продукции и другие удельные показатели эффективности производства товаров или услуг.
Таблица 1. Характеристика уровней самосохранения [3, с.154]
Уровень |
Диапазон значений, % |
Комментарии |
1 |
(- 1000)-(-100) |
Организацию следует немедленно ликвидировать |
2 |
(- 40)-(-10) |
Для старых организаций просмотреть циклы подъема и спада. Общая тенденция - принятие решения о ликвидации или реорганизации. Для новых организаций - либо ликвидация, либо подключение новых источников удержания |
3 |
0 |
Для старых организаций - это сигнал к принятию радикальных решений. Для новых - это обычная борьба за выживание |
4 |
10 - 20 |
Нормальная ситуация в рыночной экономике |
5 |
100 - 200 |
Благоприятствующая ситуация в рыночной экономике |
6 |
300 - 400 |
Организация находится в искусственно льготных условиях. Это сигнал к скорой расплате (наказанию) |
7 |
500 - 1000 |
Организацию следует немедленно ликвидировать |
Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то её специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на неё и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности.
Американские учёные выделяют две явно выраженные фазы развития организаций:
- падение, которое длится в среднем 2,8 года (2 – 12,5),
- подъем, продолжающийся в течение 3 лет (1,1 – 7,7).
У руководителей организации при своевременном распознавании отрицательных тенденций в своей организации есть достаточно времени для реализации необходимых решений (время подъема или время спада).
Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности её руководителей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный и стратегический. Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и её подразделений, материалов и готовой продукции. Стратегический аспект требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и её руководителям. Эта работа связана, прежде всего, с определением уровня самосохранения организации. Так, при уровнях 3,4 и 5 самосохранения вероятность угроз будет значительно меньше, чем при 1,2,6 и 7.
1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций за выживание.
Закон самосохранения, как уже отмечено выше, относится к объективным законам. Поэтому в практике его реализации имеются три варианта.
Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.
Результат стихийного действия закона. Да тех пор пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон сам себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. Например, берут срочные кредиты под большие проценты, оставляя в качестве залога готовую продукцию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации удается расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.
Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.
Информация о работе Закон самосохранения организации ОАО «АВТОВАЗ»