Методологические основы понятия себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки

Вложенные файлы: 1 файл

дпалп.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

2. увеличение и улучшение технологических  возможностей;

3. развитие менеджментовых служб.

Сегодня предприятие ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» - это технологически перевооруженное предприятие, оснащенное новейшей техникой, имеющее современные условия труда и специализирующееся на выпуске модельной хромовой обуви высокого качества. Кроме того, не прекращен выпуск рабочей обуви, на которую в настоящее время не ограничен спрос.

В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации.

Организационная структура - это совокупность взаимосвязанных органов управления организации, осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление её функционированием и развитием. Основные виды организационных структур: линейная, функциональная, линейно-штабная, дивизионная, матричная, бригадная, проблемно-целевая, бюрократическая и др. структуры управления.

Организационная структура должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем это необходимо. Обычно влияние размера организации на её организационную структуру проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления организацией. Если организация маленькая и руководитель может один управлять деятельностью сотрудников, то применяется элементарная организационная структура. Если же количество сотрудников увеличивается настолько, что ими уже трудно управлять одному руководителю, или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то в организации появляется промежуточный уровень в управлении, и начинает применяться функциональная структура.

Перед организацией стоит задача приспособления организационной и производственной структур к новым требованиям, она должна быть гибкой, быстро перестраиваемой на новые условия существования. Одним из достаточно распространённых стратегических изменений является изменение организационной структуры.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2.1. Структура управления предприятием ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова»

Организационная структура управления является линейно-функциональной.

Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные: консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Генеральный директор предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» обеспечивает устойчивую работу предприятия для получения прибыли и насыщения рынка конкурентоспособной обувью, а также обеспечивает социальную стабильность коллектива за счет: осуществления координации работы всех служб по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности предприятия; подбора и расстановки кадров; представления интересов предприятия во всех уровнях власти; разработки стратегии развития предприятия.

Целью деятельности коммерческого директора является максимально эффективная реализация продукции, освоение новых сегментов рынка, а также бесперебойное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами. При этом выполняются следующие функции: определение менеджментовой политики; проведение договорной компании по формированию заказов на производство обуви, работа по продвижению товара на рынок; обеспечение производства сырьем, комплектующими изделиями; организация складского хозяйства, сети фирменных магазинов.

Задача технического директора заключается в обеспечении устойчивой работы производства по выполнению заказов и заключенных договоров; совершенствовании технологических процессов; техническом перевооружении современным оборудованием; увеличением объемов производства за счет повышения производительности труда; рациональном использовании материальных ресурсов.

Основными функциями директора по экономическим и финансовым вопросам являются: организация работы финансово-экономических служб по разработке бизнес-плана; проведение анализа себестоимости выпускаемой продукции, рентабельности; формирование ценовой политики; контроль за хранением и рациональным использованием материальных ресурсов; разработка положения по премированию и заработной плате; работа с кредиторами и дебиторами; работа с финансово-кредитными учреждениями, своевременная отчетность предприятия.

На предприятии «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» действует функциональная организационная структура. Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника торгового предприятия «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».

Структура управления ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» позволяет оперативно доводить до персонала организации и осуществлять реализацию различных управленческих решений и идей. Также при существующей схеме управления сохраняется связь руководства с рядовыми сотрудниками предприятия и руководство может послеживать реакцию работников, принимать во внимание их предложения по тем или иным вопросам, связанным с деятельностью предприятия.

Персонал предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» состоит из 445 человек. Поскольку в последнее время значительно увеличили заработную плату, то у работников появился стимул к повышению эффективности своей деятельности, то есть использование трудовых ресурсов предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» можно охарактеризовать как эффективное.

Поставщики - важное звено в системе создания и распространения потребительской ценности каждого предприятия. Они предоставляют предприятию ресурсы для производства. Организация системы снабжения серьезно влияет на деятельность предприятия. На сегодняшний день основными поставщиками предприятия «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» являются лучшие кожевенные заводы в России: ЗАО «Рускон» г. Москва, ЗАО «Хром» г. Ярославль, ЗАО «Русская кожа» г. Рязань.

Проанализируем эффективность хозяйствования исследуемого предприятия и дадим оценку основных показателей (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1. Экономическая характеристика основных показателей деятельности предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» за 2010-2011 гг.

 

Показатели

Ед. измерения

2010 год

2011 год

Отклонение,

(+, -)

Темп изменения, %

 

1. Объем производства  продукции

Шт.

48000

49200

1200

102,5

 

2. Выручка от продажи  товаров без НДС

Тыс. руб.

99017

106969

7952

108,03

 

3. Производственная площадь

м2

6336

6336

0,0

100,0

 

4. Объем производства  продукции на 1 м2 производственной площади

Шт./м2

7,58

7,77

0,19

102,51

 

5. Численность всего

Чел.

446

445

-1

99,78

 

В т.ч. ППП

Чел.

421

428

7

101,66

 

6. Производительность одного  среднесписочного работника

Руб./чел.

222,01

240,38

18,37

108,27

 

В т.ч. ППП

Руб./чел.

235,19

249,93

14,74

106,27

 

7. Валовая прибыль

Тыс. руб.

28814

37175

8361

129,02

 

Уровень валовой прибыли (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

29,1

34,75

5,65

119,42

 

8. Себестоимость продукции

Тыс. руб.

70203

69794

-409

99,42

 

Уровень себестоимости продукции (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

70,89

65,2

-5,69

91,97

 

9. В т.ч. расходы на оплату  труда

Тыс. руб.

13295

20942

7647

157,52

 

Уровень расходов на оплату труда (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

13,43

19,58

6,15

145,79

 

10. Среднемесячная оплата  труда 1 работника

Тыс. руб.

2,48

3,92

1,44

158,06

 

11. Прибыль (убыток) от продаж

Тыс. руб.

28022

28561

539

101,92

 

Рентабельность продаж

%

28,3

26,7

-1,6

94,35

 

12. Доходы от участия  в деятельности других предприятий

Тыс. руб.

1064

4814

3750

452,44

 

13. Проценты к получению

Тыс. руб.

4654

1610

-3044

34,59

 

14. Проценты к уплате

Тыс. руб.

         

15. Прочие операционные  доходы

Тыс. руб.

600

749

149

124,83

 

16. Прочие операционные  расходы

Тыс. руб.

3584

11344

7760

316,52

 

17. Внереализационные доходы

Тыс. руб.

495

1604

1109

324,04

 

18. Внереализационные расходы

Тыс. руб.

1715

642

-1073

37,43

 

19. Прибыль (убыток) до налогообложения

Тыс. руб.

25348

22250

-3098

87,78

 

Рентабельность предприятия

%

25,59

20,8

-4,79

81,25

 

20. Налог на прибыль  и другие аналогичные платежи

Тыс. руб.

8872

6675

-2197

75,24

 

21. Чистая прибыль

Тыс. руб.

16476

15575

-901

94,53

 

22. Рентабельность конечной  деятельности

%

16,64

14,56

-2,08

87,5

 
             

Из таблицы 2.1 видно, что выручка от продажи товаров в отчетном году увеличилась на 8,03%, что на 7952 тыс. руб. больше предыдущего года. Такая тенденция изменения выручки от реализации товаров обусловлена увеличением производительности труда промышленно-производственного персонала на 6,27%.

Общая численность работников за анализируемый период уменьшилась на 1 человека и составила 445 человек, причем численность работников промышленно-производственного персонала увеличилась в отчетном году на 7 человек и составила 428. Таким образом, удельный вес работников промышленно-производственного персонала в общей численности работников в 2011 г. составил 96,18%.

В 2011 году отмечен рост фонда заработной платы на 57,52% или 7647 тыс. руб. Валовая прибыль в 2011 г. составила 37225 тыс. руб., что на 29,19% или 8411 тыс. руб. больше предыдущего года.

Темп роста заработной платы (158,06%) работников предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» выше, чем темп роста производительности труда (108,27%), что негативно сказывается на деловой активности предприятия.

Положительное влияние на уровень чистой прибыли оказало уменьшение уровня себестоимости продукции на 5,69%, однако величина уровня себестоимости продукции в 2011 году по-прежнему остается высокой - 65,2%. Чистая прибыль на в 2011 году составила 15575 тыс. рублей, что на 5,47% меньше предыдущего года, в результате чего понизилась рентабельность конечной деятельности предприятия на 2,08%.

Отрицательное воздействие на уровень доходов предприятия оказало увеличение операционных расходов на 7760 тыс. руб.

Далее в таблице 2.2 представлен анализ финансового состояния предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» за 2010-2011 гг.

Таким образом, из таблицы 2.2 видно, что в 2011 г. средняя стоимость имущества выросла на 2,28% и составила 320644 тыс. руб. Средняя величина собственного капитала в отчетном году составила 207389 тыс. руб., что на 5180,17 тыс. руб. выше предыдущего.

Таблица 2.2. Анализ финансового состояния предприятия

 

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Отклонение,

(+, -)

Темп роста, %

 

А

Б

В

1

2

3

4

 

1

Выручка от реализации

Тыс. руб.

99017

106969

7952

108,03

 

2

Чистая прибыль

Тыс. руб.

16476

15575

-901

94,53

 

3

Средняя стоимость имущества, в т. ч.

Тыс. руб.

313471,74

320644

7172,26

102,28

 

4

Средняя стоимость внеоборотных активов

Тыс. руб.

128466,95

128890

423,05

100,33

 

5

Средняя стоимость оборотных активов

Тыс. руб.

185004,79

191754

6749,21

103,65

 

8

Средняя величина собственного капитала

Тыс. руб.

202208,83

207389

5180,17

102,56

 

9

Средняя величина долгосроч-ных кредитов и займов

Тыс. руб.

7662,9

7448,5

-214,4

97,2

 

10

Средняя величина обязательств краткосрочного характера

Тыс. руб.

77659

69369,5

-8289,5

89,33

 

11

Оборачиваемость имущества (стр. 1: стр. 3)

Оборот

0,32

0,33

0,01

103,12

 

12

Долевое участие собственного капитала в формировании имущества (стр. 8 : стр. 3100)

%

64,51

64,68

0,17

100,26

 

13

Рентабельность собственного капитала (стр. 2 : стр. 8100)

%

8,15

7,51

-0,64

92,15

 

14

Текущая ликвидность активов (стр. 5 : стр. 10)

 

2,38

2,76

0,38

115,97

 
               

 

Положительным моментом в работе предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» является увеличение в 2011 г. оборачиваемости имущества на 0,01.

С точки зрения использования совокупных активов предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» можно сделать вывод о капиталосберегающем пути развития производства, при котором стоимость основных и оборотных средств растет медленнее, чем происходит рост объема продаж. В этом случае капиталоотдача увеличивается, что положительно сказывается на деловой активности предприятия.

Отрицательным моментом в работе предприятия является снижение уровня рентабельности собственного капитала на 0,64%. Это, прежде всего, обусловлено уменьшением в 2011 г. чистой прибыли на 5,47% или 901 тыс. рублей.

Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. повысился незначительно - на 0,38% и составил 2,76, что соответствует его нормативному значению (Кт.л.?2).

Долевое участие собственного капитала в формировании имущества составило 64,68%, что считается достаточно высоким показателем.

Таким образом, в целом, результат аналитического исследования хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за 2010-2011 гг. позволяет сделать вывод о достаточно эффективной работе предприятия. Финансовое состояние предприятия вполне устойчивое.

По результатам проведенной работы, мы видим, что на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», как и на многих других существуют свои недостатки в работе, финансово-хозяйственной деятельности, его финансовом состоянии.

Для эффективной работы предприятия необходим обязательный анализ, который к сожалению не ведется. Поэтому рекомендовано проводить оперативный анализ на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», который позволит вовремя принять меры по улучшению производственно-торговой деятельности предприятия. Также, предприятию ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» следует разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имеющихся активов, а также роста чистой прибыли и рентабельности предприятия. Необходимо дальнейшее увеличение собственного капитала за счет роста прибыли на производственные нужды.

2.2 Анализ динамики выпуска  и структуры себестоимости продукции

2.2.1 Анализ динамики выпуска продукции

Обувь фирмы «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» производится из натуральной кожи. Для верха обуви используют кожу крупного рогатого скота хромового метода дубления. Это эластичные кожи с естественной лицевой поверхностью с полуанилиновой отделкой, с художественным тиснением, а так же лаковым покрытием. Тиснение лицевой поверхности кожи специальными плитами (с пылевидным рисунком, под старую кожу, шагрень, шевро и т.д.) придаёт коже характерный рисунок. Применяемые виды кож долговечны, прочны, эластичны, отвечают всем гигиеническим требованиям. Подкладка для обуви используется тоже из натуральной кожи: яловая и свиная с естественной лицевой поверхностью. Натуральная кожа - «дышащий» материал, поэтому в обуви из натуральной кожи всегда удобно и комфортно.

Информация о работе Методологические основы понятия себестоимости продукции