Методологические основы понятия себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки

Вложенные файлы: 1 файл

дпалп.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

В качестве подкладочных материалов для демисезонного ассортимента применяется: байка полушерстяная, производства Белоруссии; «Ворсин» - нетканый материал, поставщик ОАО «Московский завод исккож» г. Москва. Зимнюю обувь фабрика изготавливает с искусственным полушерстяным мехом производства Белоруссии, а также с натуральным мехом из овчины производства Бельгии и Голландии. Подошва является важнейшей деталью, определяющей функциональные и эстетические свойства обуви. Для низа обуви применяются подошвы из ТЭП (термоэластопласт) и ПУ (полиуретан - высокомолекулярное соединение) различные по внешнему виду: с каблуком или на сплошной подошве.

В настоящее время для изготовления обуви на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» наиболее широко применяют полиуретаны на основе сложных полиэфиров. Новая технология, вспенивание полиуретановой композиции, позволяет получить пористый полиуретановый низ обуви. Эти подошвы характеризуются устойчивостью к истиранию и многократным изгибам, лёгкостью, гибкостью.

В 2011 г. объем готовой продукции составил 101213 тыс. руб., ассортимент которой достаточно широк: мужская обувь, обувь для молодежи и детей-школьников, причем на любой сезон, а также рабочая и специализированная обувь (табл. 2.3). На сегодняшний день фабрика в состоянии предложить свыше 70 моделей обуви, которые отличаются все той же добротностью, практичностью и комфортом. Все модели разработаны специалистами «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», с учетом направления моды, новых технологий и сибирских особенностей. Коллекция постоянно обновляется в соответствии с пожеланиями покупателей, мнение которых изучается в сети розничной торговли. Разработанная и уже в основном введенная в производство коллекция женской обуви сразу нашла достойный отклик у покупательниц разных возрастов и социального положения.

То, что продукция «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» пользуется спросом, результат вовремя проведенного технического переоснащения, переподготовки кадров и неистребимое желание производить обувь, конкурентоспособную и по качеству, и по дизайну, и по цене. Предприятие располагает оборудованием, ведущих фирм Германии, Австрии, Чехословакии, России.

 

Таблица 2.3. Анализ динамики выпуска продукции

 

Показатели

Вид продукции

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Откл.

(+, -)

Темп роста, %

 

Выручка от реализации товаров

Зимние сапоги

Тыс. руб.

66088

72266

6178

109,35

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

32929

34703

1774

105,39

 

Объем производства

Зимние сапоги

Шт.

30040

31420

1380

104,59

 
 

Осенние ботинки

Шт.

17960

17780

-180

98,99

 

Рыночная цена

Зимние сапоги

Тыс. руб.

2,2

2,3

0,1

104,55

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

1,83

1,95

0,12

106,56

 
               

Анализируя данные таблицы 2.3, можно сделать вывод о росте выпуска продукции за анализируемый период, как в натуральном, так и денежном выражении. Исключением является снижение в 2011 г. объема производства осенних ботинок в натуральном выражении на 180 шт. или 1,01%, что было связано с ремонтом оборудования.

Темпы роста выручки от реализации зимних сапог и осенних ботинок составили 109,35% и 105,39% соответственно.

Далее проведем анализ общей суммы затрат на производство продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».

2.2.2 Анализ структуры себестоимости объема производства продукции и единицы продукции

Плановая калькуляция составляется в разрезе следующих статей, представленных на рис. 2.1.

Рис. 2.2. Этапы составления плановой калькуляции

Плановая сумма общих затрат на топливо и энергию, используемые на технологические нужды устанавливается главным энергетиком предприятия и распределяется на себестоимость продукции пропорционально объему производства.

В плановой калькуляции не планируются непроизводительные расходы, к которым относятся:

- потери от брака;

- потери от простоев;

- недостачи и порчи материальных ценностей.

Учитывая все выше сказанное, проведем анализ расходов по обычным видам деятельности предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» на основании данных, представленных в приложении 5 (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Анализ расходов по производству продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова»

 

Наименование показателя

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Темп роста, %

 

А

1

2

3

4

5

 

Материальные затраты

Тыс. руб.

46142

37239

-8903

80,71

 

Затраты на оплату труда

Тыс. руб.

13295

20942

7647

157,52

 

Отчисления на социальные нужды

Тыс. руб.

5603

6069

466

108,32

 

Амортизация

Тыс. руб.

4147

4542

395

109,52

 

Прочие затраты

Тыс. руб.

1016

1002

-14

98,62

 

Итого по элементам затрат

Тыс. руб.

70203

69794

-409

99,42

 
             

Таким образом, из таблицы 2.4 видно, что в 2011 г. по сравнению с предшествующим периодом по материальным и прочим затратам наблюдается снижение на 8903 тыс. руб. и 14 тыс. руб. соответственно, что связано с более рациональным расходованием ресурсов на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».

При этом затраты на оплаты труда возросли на 7647 тыс. руб., темп роста увеличился на 57,52%. Отчисления на социальные нужды составили 6069 тыс. руб., что на 8,32% превысило аналогичные расходы предшествующего периода.

Важной статьей расходов по обычным видам деятельности является амортизация, которая в 2011 г. выросла на 395 тыс. руб. и составила 4542 тыс. руб.

Далее проведем анализ прямых трудовых затрат, учитывая тот факт, что они составляют 30% себестоимости продукции на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».

В основные задачи анализа использования труда и заработной платы входят:

- в области использования рабочей силы - исследование ее численности, состава и структуры, уровня квалификации и путей повышения культурно-технического уровня;

- проверка данных об использовании рабочего времени и разработка необходимых организационно-технических и других мероприятий с целью достижения наилучших результатов;

- изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы, дисциплины труда; анализ влияния численности работающих на динамику продукции;

- в области производительности труда - установление уровня производительности труда по предприятию, цехам и рабочим местам, сопоставление полученных показателей с показателями предыдущих периодов и достигнутыми на аналогичных предприятиях или в цехах;

- определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда и на этой основе выявление, классификация и расчет влияния факторов, исследование качества применяемых норм выработки, их выполнения и влияния на рост производительности труда;

- выявление резервов дальнейшего роста производительности труда и расчет их влияния на динамику продукции;

- в области оплаты труд-проверка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда;

- определение размеров и динамики средней заработной платы отдельных категорий и профессий работников;

- выявление отклонений в численности работников и в средней заработной плате на расход фонда заработной платы;

- изучение эффективности применяемых систем премирования;

- исследование темпов роста заработной платы, их соотношения с темпами роста производительности труда;

- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности использования фонда заработной платы.

В широком смысле слова под оплатой труда понимаются не только расходы на заработную плату и премии персоналу, но и расходы на социальное, медицинское страхование и другие затраты, связанные с использованием рабочей силы на предприятии.

Обобщающим показателем использования труда на предприятиях является доля средств на оплату труда персонала в стоимости продукции. Важнейшим показателем эффективности использования труда является производительность труда. Уровень производительности труда может быть выражен показателем реализованной продукции на одного работающего и показателем трудоемкости единицы продукции. Об эффективности использования труда в отраслях материального производства судят по таким показателям, как:

- темп роста производительности труда;

- доля прироста продукции за счет повышения производительности труда;

- относительная экономия живого труда (работников в расчете на год) в сравнении с условиями базисного года;

- относительная экономия фонда оплаты труда;

- отношение темпов прироста производительности труда к приросту средней заработной платы.

Проведем анализ обеспеченности предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» трудовыми ресурсами (табл. 2.5).

Таблица 2.5. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» и изменения их структуры

 

Категории персонала

2010 г.

2011 г.

Отклонение по

 
 

численность, чел.

уд. вес, %

численность, чел.

уд. вес, %

численности, чел.

уд. вес, %

 

А

1

2

3

4

5

6

 

1. Основная деятельность  из них:

439

98,43

439

98,65

-

0,22

 

1.1. Общая численность  ППП

421

94,39

428

96,18

7

1,79

 

1.2. Служащие Из них:

18

4,04

11

2,47

-7

-1,57

 

1.2.1. руководители

9

2,01

5

1,12

-4

-0,89

 

1.2.2. специалисты

5

1,12

4

0,9

-1

-0,22

 

1.2.3. тех. исполнители

4

0,91

2

0,45

-2

0,46

 

2. Неосновная деятельность

7

1,57

6

1,35

-1

-0,22

 

Всего персонала

446

100,00

445

100,00

-1

-

 
               

На конец отчетного периода численность персонала ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» составила 445 человек, по сравнению с прошлым годом произошло уменьшение численности на одного человека. В структуре персонала также произошли некоторые изменения.

Наибольший удельный вес в структуре персонала предприятия занимают работники основной деятельности 98,65% или 439 человек. По сравнению с прошлым годом доля данной категории персонала повысилась на 0,22%. Это изменение было обусловлено сокращением численности рабочих в неосновной деятельности на 1 человека. Удельный вес рабочих в общей численности работников основной деятельности на отчетную дату составил 96,18%. Оставшиеся 2,47% приходится на служащих. В составе служащих в анализируемом периоде наблюдались следующие изменения: численность специалистов уменьшилась на 1 человека и составила 4 человека. Численность руководящего состава уменьшилась на 4 человека и составила 5 человек; численность тех. исполнителей уменьшилась на 2 человека и составила 2 человека.

Далее рассмотрим динамику средств предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», направляемых на потребление (табл. 2.6).

В 2011 году отмечен рост фонда заработной платы на 57,52% или 7647 тыс. руб. Уровень расходов на оплату труда к выручке от продаж повысился на 6,15%. Уровень расходов на оплату труда к себестоимости продукции повысился на 11,06% и составил 30%. При этом расходы на оплату труда в 2011 г. составили 20942 тыс. руб.

Таблица 2.6. Динамика средств предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», направляемых на потребление за 2010-2011 гг.

 

Показатели

Ед. измерения

2010 год

2011 год

Отклонение,

(+, -)

Темп изменения, %

 

А

Б

1

2

3

4

 

1. Выручка от продажи  товаров без НДС

Тыс. руб.

99017

106969

7952

108,03

 

2. Численность всего

Чел.

446

445

-1

99,78

 

В т.ч. ППП

Чел.

421

428

7

101,66

 

3. Производительность одного  среднесписочного работника

Руб./чел.

222,01

240,38

18,37

108,27

 

В т.ч. ППП

Руб./чел.

235,19

249,93

14,74

106,27

 

4. Себестоимость продукции

Тыс. руб.

70203

69794

-409

99,42

 

Уровень себестоимости продукции (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

70,89

65,2

-5,69

-

 

5. В т.ч. расходы на оплату  труда

Тыс. руб.

13295

20942

7647

157,52

 

Уровень расходов на оплату труда (к выручке от продажи товаров без НДС)

%

13,43

19,58

6,15

-

 

Уровень расходов на оплату труда (к себестоимости продукции)

%

18,94

30

11,06

-

 
             

Информация о работе Методологические основы понятия себестоимости продукции