Методологические основы понятия себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки

Вложенные файлы: 1 файл

дпалп.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда. Иными словами, это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.

Экономическое обоснование производственной мощности - важнейший инструмент планирования промышленного производства.

Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования (Р^ВПк) определяются по следующей формуле:

, (2.3.9)

где Р^К - дополнительное количество оборудования, шт.;

ГВф - фактическая величина среднегодовой выработки 1 станка, руб.;

ДФ - фактическое количество отработанных за год дней;

КСМф - фактический коэффициент сменности работы оборудования;

ПФ - средняя фактическая продолжительность смены, ч.;

ЧВВ - выработка продукции за 1 машино-час, руб.

Используя формулу 3.9, рассчитаем резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие 20 штук нового оборудования:

Сокращение целодневных простоев оборудования (Р^ВПД) приводит к увеличению среднего количества отработанных дней (Р^Д) каждой его единицы за год. Для расчета экономии от простоев оборудования этот прирост необходимо умножить на возможное количество единиц оборудования (КВ) и фактическую среднедневную выработку единицы (ДВФ):

, (2.3.10)

Найдем резерв увеличения выпуска продукции с учетом сокращения целодневных простоев на 30 дней:

Чтобы подсчитать резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности (Р^ВПКсм) в результате лучшей организации производства, необходимо возможный прирост последнего умножить на возможное количество дней работы (ДВ) всего парка оборудования и на фактическую сменную выработку (СВФ):

, (2.3.11)

где Р^КСМ - прирост коэффициента сменности;

КВ - возможное количество единиц оборудования.

Подсчитаем резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности на 0,2:

За счет сокращения внутрисменных простоев (Р^ВПП) увеличивается средняя продолжительность смены, а следовательно, и выпуск продукции. Для определения величины этого резерва следует возможный прирост средней продолжительности смены (Р^П) умножить на фактический уровень среднечасовой выработки оборудования и на возможное количество отработанных смен всем его парком (СМВ):

, (2.3.12)

где СМВ - произведение возможного количества оборудования, возможного количества отработанных дней единицей оборудования и возможного коэффициента сменности.

Найдем резерв увеличения выпуска продукции за счет сокращения внутрисменных простоев на 1 час:

Для определения резерва увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки оборудования (Р^ВПЧВ) необходимо резерв повышения выработки за 1 машино-час (Р^ЧВб) умножить на возможное количества часов работы оборудования (ТВ) [19, с. 157]:

, (2.3.13)

где Тв - произведение возможного количества единиц, количества дней работы, коэффициента сменности, продолжительности смены, ч.

Определим резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки оборудования на 50 руб.:

 

Общий резерв повышения объема выпуска продукции (Р^ВП) определяется как сумма всех выше перечисленных резервов:

, (2.3.14)

Найдем общий резерв повышения объема выпуска продукции:

После этого необходимо определить резервы роста фондоотдачи (Р^ФО) по следующей формуле:

, (2.3.15)

где ВПФ - фактический объем валовой продукции, тыс. руб.;

ОПФФ - фактические среднегодовые остатки основных производ-ственных фондов, тыс. руб.;

ОПФД - дополнительная сумма основных фондов, которая понадобится для освоения резервов увеличения производства продукции, тыс. руб.;

РvОПФ - резерв сокращения фондов за счет реализации, сдачи в аренду, консервации и списания, тыс. руб.

Определим резерв роста фондоотдачи, учитывая дополнительную сумму основных фондов 7906,5 тыс. руб. и резерв сокращения фондов за счет реализации на 5841,6 тыс. руб.:

Для определения резервов роста фондорентабельности (Р^RОПФ) необходимо прирост фондоотдачи умножить на фактический уровень рентабельности продукции (RВП):

 

, (2.3.16)

Таким образом, резерв роста фондорентабельности составит:

.

Учитывая рассчитанные данные по резервам увеличения объема выпуска продукции, определим величину снижения себестоимости единицы продукции, используя формулу:

,

Тогда уменьшение себестоимости всей продукции составит:

0,61 • 49200 шт. = 30,01 тыс. руб.

Рассчитаем экономию затрат по оплате труда в результате проведения инновационных мероприятий, используя формулу:

тыс. руб.

Таким образом, снижение себестоимости продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» может быть достигнуто за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также сокращения непроизводственных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов; изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии; материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь.

Для эффективной работы предприятия необходим обязательный анализ, который к сожалению не ведется. Поэтому рекомендовано проводить оперативный анализ на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова». По данным оперативного анализа можно установить отклонение от плана по каким-либо показателям и вовремя принять меры по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные широко используются в повседневном управлении коммерческой деятельностью для обеспечения высоких темпов развития объемов товарной продукции, достижения наилучших результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия при наименьших затрат труда и средств.

Заключение

Обобщим основные выводы по работе.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Вопросы анализа себестоимости продукции занимают важное место в производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия.

Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких факторов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в какой мере эти факторы влияли на общую себестоимость, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.

Наиболее важным моментом в изучении такого показателя, как себестоимость является рассмотрение факторов, влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Отсюда следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.

Объектом исследования в данной дипломной работе послужило предприятие ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», основная сфера деятельности которого производство и реализация широкого ассортимента мужской, женской и детской обуви.

На предприятии «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» действует функциональная организационная структура. Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника торгового предприятия «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».

На конец отчетного периода численность персонала ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» составила 445 человек, по сравнению с прошлым годом произошло уменьшение численности на одного человека. В структуре персонала также произошли некоторые изменения.

Наибольший удельный вес в структуре персонала предприятия занимают работники основной деятельности 98,65% или 439 человек. По сравнению с прошлым годом доля данной категории персонала повысилась на 0,22%. Это изменение было обусловлено сокращением численности рабочих в неосновной деятельности на 1 человека. Удельный вес рабочих в общей численности работников основной деятельности на отчетную дату составил 96,18%. Оставшиеся 2,47% приходится на служащих. В составе служащих в анализируемом периоде наблюдались следующие изменения: численность специалистов уменьшилась на 1 человека и составила 4 человека. Численность руководящего состава уменьшилась на 4 человека и составила 5 человек; численность тех. исполнителей уменьшилась на 2 человека и составила 2 человека.

Выручка от продажи товаров в отчетном году увеличилась на 8,03%, что на 7952 тыс. руб. больше предыдущего года. Такая тенденция изменения выручки от реализации товаров обусловлена увеличением производительности труда промышленно-производственного персонала на 6,27%.

Положительное влияние на уровень чистой прибыли оказало уменьшение уровня себестоимости продукции на 5,69%, однако величина уровня себестоимости продукции в 2011 году по-прежнему остается высокой - 65,2%. Чистая прибыль на в 2011 году составила 15575 тыс. рублей, что на 5,47% меньше предыдущего года, в результате чего понизилась рентабельность конечной деятельности предприятия на 2,08%.

Отрицательное воздействие на уровень доходов предприятия оказало увеличение операционных расходов на 7760 тыс. руб.

Средняя стоимость имущества выросла на 2,28% и составила 320644 тыс. руб. Средняя величина собственного капитала в отчетном году составила 207389 тыс. руб., что на 5180,17 тыс. руб. выше предыдущего.

Отрицательным моментом в работе предприятия является снижение уровня рентабельности собственного капитала на 0,64%. Это, прежде всего, обусловлено уменьшением в 2011 г. чистой прибыли на 5,47% или 901 тыс. рублей.

Коэффициент текущей ликвидности в 2011 г. повысился незначительно - на 0,38% и составил 2,76, что соответствует его нормативному значению (Кт.л.?2). Долевое участие собственного капитала в формировании имущества составило 64,68%, что считается достаточно высоким показателем.

В 2011 г. по сравнению с предшествующим периодом по материальным и прочим затратам наблюдается снижение на 8903 тыс. руб. и 14 тыс. руб. соответственно, что связано с более рациональным расходованием ресурсов на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».

При этом затраты на оплаты труда возросли на 7647 тыс. руб., темп роста увеличился на 57,52%. Отчисления на социальные нужды составили 6069 тыс. руб., что на 8,32% превысило аналогичные расходы предшествующего периода.

Важной статьей расходов по обычным видам деятельности является амортизация, которая в 2011 г. выросла на 395 тыс. руб. и составила 4542 тыс. руб.

Положительным моментом в работе предприятия является уменьшение себестоимости всей продукции на 409 тыс. руб. При этом себестоимость одной пары зимних сапог в 2011 г. уменьшилась (из-за внедрения более эффективной технологии производства) на 5,39% и составила 1,58 тыс. руб., а себестоимость одной пары осенних ботинок увеличилась (из-за введения нового более трудоемкого фасона моделей) на 0,89% и составила 1,13 тыс. руб.

В 2011 году отмечен рост фонда заработной платы на 57,52% или 7647 тыс. руб. Уровень расходов на оплату труда к выручке от продаж повысился на 6,15%. Уровень расходов на оплату труда к себестоимости продукции повысился на 11,06% и составил 30%. При этом расходы на оплату труда в 2011 г. составили 20942 тыс. руб.

Денежных выплат и поощрений, не связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также выплат премий и компенсаций из чистой прибыли за анализируемый период 2010-2011 гг. не производилось. Темп роста заработной платы (157,52%) работников предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» выше, чем темп роста производительности труда (108,27%), что негативно сказывается на деловой активности предприятия.

Таким образом, снижение себестоимости продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» может быть достигнуто за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также сокращения непроизводственных расходов и потерь. При этом резервы снижения себестоимости продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» в области трудовых ресурсов заключаются в более эффективном использовании рабочего времени персонала и повышении производительности труда.

Информация о работе Методологические основы понятия себестоимости продукции