Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:52, дипломная работа
За последние годы ассортимент и объемы реализации колбасных изделий в РФ значительно выросли, и если ранее купить любую колбасу в дикую очередь считалось подарком судьбы, то теперь на продовольственном рынке Российской Федерации широко представлены разнообразные мясные продукты.
Сегодня можно уверенно констатировать – в мясной индустрии наметились существенные стабилизирующие тенденции. Основные направления по поддержанию устойчивого темпа развития, этого важнейшего сектора экономики АПК определено: задачи уже не выжить, а динамично развивать, наращивать объемы производства продукции (Р. Сидорчук, 2004).
Повышенным спросом у населения пользуются отечественные колбасные изделия. Именно их предпочитают покупать 98% россиян.
Важное место в этом занимает качество продукции. На сегодняшний день крупные производители мясопродукции, колбасных изделий поняли, что их прибыль напрямую связана с качеством изделий.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Обзор литературы………………………………………………………….....5
1.1 Подход к анализу потребительских предпочтений………………………5
1.2 Ассортимент колбасных изделий………………………………………..16
1.3 Характеристика сырья для производства колбасных изделий ………..18
1.4 Требования к сырью и вспомогательным материалам…………………25
1.5 Требования к готовой продукции………………………………………..26
2.Собственные исследования………………………………………………...29
2.1 Материал, методика и условия эксперимента…………………………..29
2.2 Результаты собственных исследований…………………………………38
2.2.1 Анализ потребительских предпочтений жителей г.Челябинска…….38
в отношении мясоколбасных изделий
2.2.2 Анализ ассортимента мясоколбасных изделий, вырабатываемых
Предприятием…………………………………………………………………40
2.2.3 Технология производства колбасных изделий на предприятии……..47
2.2.4 Товароведная оценка вареных колбас «Любительская» и
«Докторская»…………………………………………………………………..50
3. Организационно-экономический раздел………………………………......57
3.1 Общая характеристика предприятия…………………………..............57
3.2 Основные производственные ресурсы предприятия…………………61
3.3 Показатели экономической эффективности производства и
реализации продукции………………………………………………….67
3.4 Маркетинговые исследования продукции…………………………….72
Заключение…………………………………………………………………….76
Выводы и рекомендации по результатам работы……………………………80
Список использованной литературы………………………………………….85
К основным фондам так же относятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы сроком службы более 1 года и стоимостью выше разрешенного финансовыми органами норматива. Основные фонды в материально-вещественном содержании образуют материально-техническую базу предприятия, однако общий объем МТБ включает: собственные основные фонды; арендованные основные фонды. (Л. Н. Чечевицына []).
Кроме производственных фондов предприятия имеются фонды непроизводственного назначения – это жилые дома, средства коммунального хозяйства и бытового обслуживания, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры.
Так как отдельные элементы производительных фондов обращаются по-разному, то они делятся на: основные производственные фонды (средства труда); оборотные производственные фонды (предметы труда).
Основные производственные фонды обслуживают технологический процесс в течение длительного времени, многократно, сохраняя при этом свою потребительную стоимость, а стоимость переносится на издержки в виде амортизационных отчислений.
Различно соотношение между активной и пассивной частью основных фондов: пассивная часть - здания, сооружения; активная часть - машины, оборудование, передаточные устройства.
Наибольшее внимание при воспроизводстве основных фондов направлено на повышение удельного веса их активной части, которое оказывает прямое воздействие на увеличение объема производства. Пассивная часть обеспечивает нормальное функционирование активной части основных фондов и характеризует производственные возможности предприятия (Т. В. Яркина []).
Оборотные фонды целиком потребляются в каждом технологическом процессе, и их стоимость возмещается, как правило, в течение 1 года.
Потребность в основных фондах существенно зависит от эффективности их использования. Чем выше эффективность использования, тем относительно меньше объем основных фондов, который требуется для нормального осуществления производства и реализации продукции.
Данные о наличие основных фондов и их структура на ИП Казанцева Т.В. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав и структура основных фондов предприятия
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение +,- | |||
Сумма тыс. руб. |
Удель-ный вес, % |
Сумма тыс. руб. |
Удель-ный вес, % |
Сумма тыс. руб. |
Удель-ный вес, % | |
Основные производственные фонды |
7438,0 |
100 |
7856,9 |
100 |
+418,9 |
100 |
в т.ч. - производственные здания, сооружения |
1665,0 |
22,4 |
1665,0 |
21,2 |
- |
-1,2 |
- машины и оборудование |
5528,0 |
74,3 |
5946,9 |
75,7 |
+418,9 |
+1,4 |
- транспортные средства |
245,0 |
3,3 |
245,0 |
3,1 |
- |
-0,2 |
- вычислительная техника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Основные непроизводственные фонды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего основных фондов |
7438,0 |
100 |
7856,9 |
100 |
+418,9 |
100 |
Как видно из таблицы 1, основные фонды предприятия представлены только производственными фондами. Их сумма в рассматриваемом периоде увеличилась на 418,9 тыс. руб. или 5,6 % за счет роста стоимости транспортных средств на сумму 418,9 тыс. руб. в результате приобретения предприятием грузового автотранспорта для доставки сырья и готовой продукции.
Для определения эффективности использования всей массы основных фондов на предприятии применяются обобщающие показатели.
Производительность труда (выработка одного работника) – это частный показатель эффективности, он характеризует количество произведенной продукции в единицу времени или затраты времени на единицу продукции.
Фондоотдача (ФО) – отношение выручки от реализации к средней стоимости основных средств. Фондоотдача показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) произведено в данном периоде на 1 руб. стоимости основных фондов.
Фондоемкость (ФЕ) – это показатель обратный фондоотдаче, он характеризует стоимость основных фондов в расчете на 1 рубль товарооборота и определяется как отношение стоимости основных фондов к сумме товарооборота. С повышением фондоотдачи снижается фондоемкость, и наоборот.
Фондовооруженность туда (ФВ) – показатель, характеризующий стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на 1 рабочего.
Повышение фондовооруженности свидетельствует о техническом прогрессе в производстве и должно способствовать производительности труда. Для повышения эффективности производства важно, чтобы был обеспечен опережающий рост производства продукции по сравнению с ростом основных производственных фондов или опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом его фондовооруженности.
Расчет этих показателей представим в таблице 2. Из данной таблицы видно, что за анализируемый период стоимость валовой продукции возросла на 369,8 тыс. руб. (на 4,4 %) за счет роста объемов производства продукции в натуральном выражении, а также за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции. Фондовооруженность труда за период с 2009 г. по 2010 г. увеличилась на 59,6 тыс. руб. (на 20,0 %) за счёт опережающего роста среднегодовой стоимости производственных фондов (на 5,6 %) над сокращением числа работающих (на 12,0 %).
Таблица 2 – Эффективность использования основных фондов предприятия
№ п/п |
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютный прирост (снижение) «+»/«- » |
Темп роста, % |
1. |
Среднегодовая стоимость производственных фондов предприятия, тыс. руб. |
7438,0 |
7856,9 |
+418,9 |
105,6 |
2. |
Численность работников, чел. |
25 |
22 |
-3 |
88,0 |
3. |
Стоимость валовой продук-ции, тыс. руб. |
8424,8 |
8794,6 |
+369,8 |
104,4 |
4. |
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб., |
337,0 |
399,8 |
+62,8 |
118,6 |
5. |
Фондовооруженность, тыс. руб. |
297,5 |
357,1 |
+59,6 |
120,0 |
6. |
Фондоотдача, руб. |
1,13 |
1,12 |
-0,01 |
99,1 |
7. |
Фондоемкость, руб. |
0,88 |
0,89 |
+0,01 |
101,1 |
8. |
Отношение активной части основных производствен-ных фондов к пассивной, в коэф-тах |
3,5 |
3,7 |
+0,2 |
- |
Снижение фондоотдачи на 0,01 руб. означает, что стоимость валовой продукции растет более медленными темпами, чем вложения в основные фонды и оборачивает меньшую товарную массу. Фондоемкость в отчетном 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 0,01 руб. Это значит, что рост объема реализации продукции (4,4 %) уступает росту стоимости основных производственных фондов предприятия (5,6 %).
3.3 Экономическая эффективность
производства и реализации
Реализация готовой продукции позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции — сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.
Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.).
Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете, цена товара определяется рынком; на нее большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция (В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар []).
Несмотря на коренные изменения, внесенные в систему ценообразования в связи с ее либерализацией, калькуляционный метод формирования цен остается основным, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того - получение прибыли. Если рассчитанная калькуляционным методом цена окажется выше сложившейся на рынке, нужно изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара.
Огромное влияние на рынке имеет цена реализации. На предприятие устанавливаются следующие цены: производственная, оптовая, розничная. Цена - это денежное выражение стоимости товара или услуг. Цены на товары зависят от трех факторов: от стоимости самих товаров, от стоимости сырья, а также от соотношения спроса и предложения (Э. А. Уткин []).
Цены и ценовая политика - важный элемент сбытовой деятельности. Под ценой в широком смысле понимаются все субъективные или объективные затраты. В зависимости от расходов, пошедших на производство товара и с учётом получения прибыли, предприятие устанавливает цену. Систему ценообразования ИП Казанцева Т. В. можно представить следующим образом:
• Отпускная цена + стоимость доставки по городу, при самовывозе с территории предприятия существует скидка;
• При мелком опте - оптовая цена + надбавка;
• При крупном опте применяют гибкую систему скидок.
При формировании сбытовой деятельности необходимо знать объем вырабатываемой продукции, для того, чтобы в дальнейшем его реализовать и окупить те затраты, которые участвовали в производственном процессе. В выпускной квалификационной работе дается товароведная оценка и характеристика качества вареных колбас, в частности «Докторской» и «Экстра», выпускаемых ИП Казанцева Т. В. Реализационные цены, объемы производства в натуральном выражении и выручка от продажи этих вареных колбас представлены в таблице 3.
Вид продук-ции |
Цена за 1 кг, руб. |
Объем производства, т |
Реализация продукции, тыс. руб. | |||||||
Годы |
Годы |
Отклонение, «+», «-« |
Годы |
Отклонение, «+», «-« | ||||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
т |
% |
2009 |
2010 |
тыс. руб. |
% | |
«Экстра» |
115 |
128 |
5,1 |
5,5 |
+0,4 |
+7,8 |
586,5 |
704,0 |
+117,5 |
+20,0 |
«Докторская» |
131 |
148 |
5,6 |
5,9 |
+0,3 |
+5,4 |
733,6 |
873,2 |
+139,6 |
+19,0 |
Итого |
- |
- |
10,7 |
11,4 |
+0,7 |
+6,5 |
1320,1 |
1577,2 |
+257,1 |
+19,5 |
В 2010 году по сравнению с 2009 годом стоимость реализованной продукции ИП Казанцева Т. В. увеличилась на 257,1 тыс. руб. или на 19,5 %. Это связано с ростом количества производимой и реализуемой продукции в натуральном выражении за анализируемый период на 0,7 т или на 6,5 %. Кроме того, предприятие в рассматриваемом периоде было вынуждено поднять цены на реализуемую продукцию в связи с ростом цен на сырье. Так, цена на вареную колбасу «Экстра» возросла на 11,3 %, «Докторскую» - на 13,0 %.
Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости
Себестоимость - это затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство. Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Она является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия (Т. В. Яркина []).
Затраты по всем установленным на данном предприятии статьям себестоимости составляют производственную себестоимость.
Полная себестоимость - это сумма
производственной
Фактическая себестоимость
продукции - это потери от брака,
затраты на гарантийный ремонт,
потери от простоев по
Нормативная себестоимость
отражает прогрессивные