Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.
Вопрос 5. Каково значение сна?
Сопровождающее сон состояние
общего покоя имеет важное значение
для организма, способствуя восстановлению
функции, в первую очередь нервной
системы. Нервная система, так же
как и другие органы и ткани, во
время сна как бы вновь заряжается
энергией. Вот почему после глубокого
и здорового сна человек
Во сне мы проводим около
трети жизни. Но сожалеть об этом времени,
считать его потраченным
Вопрос 6. Опишите структуру сна. Теории сна.
Во время сна у человека периодически чередуются две основные фазы: медленный и быстрый сон.
Медленный сон разделяется на 4 стадии, отличающиеся биоэлектрическими (электроэнцефалографическими) характеристиками и порогами пробуждения, являющимися объективными показателями глубины сна.
Первая стадия (дремота). Это переходное состояние между пассивным бодрствованием и легким сном. Характеризуется отсутствием на ЭЭГ альфа-ритма, являющегося характернейшим признаком бодрствования здорового человека, с десинхронизацией (снижением амплитуды) и появлением низкоамплитудной медленной активности с частотой 3 — 7 в 1 сек. (тета- и дельта-ритмы).
Вторая стадия (сон средней глубины) характеризуется ритмом «сонных веретён» — сигма-ритмов, которые представляют собой учащённые альфа-ритмы (12—14—20 Гц).
Третья стадия. Для третьей
стадии характерно появление на ЭЭГ
медленной ритмики в дельта-
Четвёртая стадия. Четвертая стадия (поведенчески наиболее глубокий сон) характеризуется доминированием на ЭЭГ высокоамплитудного медленного дельта-ритма (2 Гц).
Быстрый сон (ФБС).
После погружения в дельта-сон и пребывании в нем тридцать-сорок минут вы возвращаетесь обратно во вторую стадию. Примерно через тридцать-сорок минут после засыпания, вы первый раз за ночь входите в фазу быстрого сна. После 5-10 минут быстрого сна вы, возможно, проснетесь, запомнив сон, и провалитесь обратно во вторую стадию и, возможно, в дельта-сон, наступающие примерно каждые 90 минут перед очередным периодом быстрого сна, и так далее.
Теории сна:
Теория 1. Эволюционная теория.
Во сне мы занимаемся практикой
и отработкой угрожающих ситуаций.
Возможно, вы обращали внимание на то,
что значительное количество снов так
или иначе связаны с
Другими словами, Ревонсуо и
другие эволюционные теоретики, утверждают,
что во сне, мы фактически репетируем
борьбу и ответы на угрозы, хотя и
в обездвиженном состоянии. Они
утверждают, что сны - эволюционная
адаптация: мы репетируем поведение, обеспечивающее
нам выживание. А это, в свою очередь,
позволяет нам лучше
Теория 2. Сны порождают Мудрость.
Если бы мы запоминали все
образы нашей повседневной жизни, то
наш мозг просто засорился. Поэтому
во сне мы перебираем воспоминания
с тем, чтобы определить, какие
из них сохранить, а какие удалить.
Мэтт Уилсон из Центра Обучения и Памяти
Массачусетского
Теория 3. Сны - дефрагментация нашего "жесткого диска".
Фрэнсис Крик (один из соавторов открытия структуры ДНК) и Грэм Митчисон, выдвинули довольно интересную теорию о снах, в 1983 году, когда написали: "мы спим, чтобы забыть". Они предположили, что мозг напоминает компьютер во время очистки диска. Во сне он освобождается от бесполезной информации. Когда мы спим, некоторые участки мозга даже более активны, чем в состоянии бодрствования, но совершенно случайным образом. Именно эти случайные и беспорядочные связи между нейронами, очищают дорогу для новых соединений, позволяют ослабить уже проторенные пути и создать новые, потенциально полезные. Сновидения - перетасовка старых связей, позволяющая сохранить важные и удалит неэффективные. Хорошей аналогией здесь служит процесс дефрагментации жесткого диска: сны - дорога к переподключениям различных соединений, позволяющая лучше работать всей системе.
Теория 4. Сны - схожи с психотерапией.
А как же быть с эмоциями
во снах? Не позволяют ли они пережить
столкновение с трудными и удивительными
чувствами, научиться обращаться с
ними по новому? Эрнест Хартман, доктор
из Тафта, основное внимание уделяет
эмоциональной составляющей сновидений,
обучению эмоциям во сне. Он разработал
теорию, согласно которой, сновидение
- превращение наших подавленных
эмоций в картинки. Во снах мы имеем
дело с эмоциональным содержимым
в безопасном месте, создавая такие
соединения, которые не могут возникнуть
в нашем критическом и
Теория 5. Отсутствие теории.
И, конечно же, есть те, которые утверждают, что в наших снах вообще нет ничего ценного. Они - случайная активность в мозге, которой нет в бодрствующем состоянии. Ум продолжает "функционировать", порождая образы, за которыми нет никакого смысла. Может быть это только само наше сознание способно обнаружить глубокий смысл во всем и всегда.
Вопрос 7. Может ли сновидение быть вещим? Приведите примеры.
Характер сновидений - это
загадка природы. В большинстве
случаев они соответствуют
Тема 5. Условно-рефлекторная деятельность мозга, её закономерности
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Условный рефлекс - приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды.
Пластичность нервной ткани - способность к перестройке функциональных свойств.
Доминанта (от лат. dominans, dominantis - господствующий) - это временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая интегральный характер функционирования нервных центров в какой-либо период времени и определяющая целесообразное поведение животного и человека.
Торможение условных рефлексов – это, реакция, которая возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения.
Привыкание - это психические процессы выработки ответной реакции на стимул.
Сенситизация (sensitiwtion) – это изменение реакцииорганизма на наличие чужеродных веществ.
Импринтинг - это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.
Инсайт – (от англ. Insight – проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в в неожиданном, отчасти интуитивном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.
Научение – это относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой.
Иррадиация – это способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.
Вопрос 2. Заполните таблицу: «Отличия условных рефлексов от безусловных».
Безусловные рефлексы |
Условные рефлексы |
|
|
Тема 6. Специфика высшей нервной деятельности человека.
№ 6.1.
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:
Образное мышление - мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процессы рефлекторного мышления, инициируемые и управляемые процессами концептуального мышления духовной сущности.
Первая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и nрисnособительных реакций посредством условных связей.
Вторая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.
ЯЗЫ́К — важнейшая знаковая система в человеческой культуре, средство членения, классификации и надындивидуальной фиксации опыта, посредством которого осуществляется речевое общение и понятийное мышление.
Различают два вида речи: сенсорную и моторную. Если нарушается моторная речь, то возникает речевая апраксия. Если нарушается сенсорная речь, то развивается речевая агнозия.
Центр Вернике - участок коры височной доли левого полушария, ответственный за восприятие речи у праворуких и большинства леворуких людей
Центр Брока – участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году, находящийся в задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями.
Афазия (греч. aphasia, от а — отрицательная частица и phasis — высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.
Артикуляция (лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) - способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних.
Речеслуховой анализатор - система восприятия устной, вокальной и письменной речи.
Речедвигательный анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности, от мышц, изменяющих напряжение голосовых связок.
Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова, и λέξις «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.