Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная работа Ильхамии Салаховой.docx

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

Вопрос 5. Каково значение сна?

Сопровождающее сон состояние  общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной  системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого  и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Сон - явление очень интересное, важное и сложное.

Во сне мы проводим около  трети жизни. Но сожалеть об этом времени, считать его потраченным впустую, по меньшей мере, несправедливо. Ведь мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Пробуждение  после крепкого здорового сна  можно сравнить с маленьким рождением  – обновлением организма. Ведь только благодаря сну мы способны каждый день полноценно работать и активно  отдыхать, ясно мыслить и чем-то увлекаться в жизни.

 

Вопрос 6. Опишите  структуру сна. Теории сна.

Во время сна у человека периодически чередуются две основные фазы: медленный и быстрый сон.

Медленный сон разделяется  на 4 стадии, отличающиеся биоэлектрическими (электроэнцефалографическими) характеристиками и порогами пробуждения, являющимися  объективными показателями глубины  сна.

Первая стадия (дремота). Это переходное состояние между  пассивным бодрствованием и легким сном. Характеризуется отсутствием  на ЭЭГ альфа-ритма, являющегося характернейшим признаком бодрствования здорового человека, с десинхронизацией (снижением амплитуды) и появлением низкоамплитудной медленной активности с частотой 3 — 7 в 1 сек. (тета- и дельта-ритмы).

Вторая стадия (сон средней  глубины) характеризуется ритмом «сонных  веретён» — сигма-ритмов, которые  представляют собой учащённые альфа-ритмы (12—14—20 Гц).

Третья стадия. Для третьей  стадии характерно появление на ЭЭГ  медленной ритмики в дельта-диапазоне (т. е. частотой до 2 в 1 сек. и амплитудой 50—75 мкв и выше). При этом продолжают достаточно часто возникать «сонные  веретена».

Четвёртая стадия. Четвертая  стадия (поведенчески наиболее глубокий сон) характеризуется доминированием на ЭЭГ высокоамплитудного медленного дельта-ритма (2 Гц).

Быстрый сон (ФБС).

После погружения в дельта-сон  и пребывании в нем тридцать-сорок  минут вы возвращаетесь обратно  во вторую стадию. Примерно через тридцать-сорок  минут после засыпания, вы первый раз за ночь входите в фазу быстрого сна. После 5-10 минут быстрого сна  вы, возможно, проснетесь, запомнив сон, и провалитесь обратно во вторую стадию и, возможно, в дельта-сон, наступающие  примерно каждые 90 минут перед очередным  периодом быстрого сна, и так далее.

Теории сна:

Теория 1. Эволюционная теория.

Во сне мы занимаемся практикой  и отработкой угрожающих ситуаций. Возможно, вы обращали внимание на то, что значительное количество снов так  или иначе связаны с определенными  волнующими кровь ситуациями? В снах, мы часто оказываемся обнаженными  на публике, преследуемыми, сражающимися со своим врагом, тонущими в пучине. Финский ученый когнитивист Анти Ревонсуо, опытным путем продемонстрировал, как наша амигдала (часть мозга, отвечающая за бои и сражения) более активна во время сновидений, чем в обычной жизни. Она работает так, как если в реальности мы столкнулись бы с угрозой для жизни. И, одновременно с ней, активна еще одна часть мозга, отвечающая за наши движения (бег, прыжки), хотя сами конечности и остаются неподвижными.

Другими словами, Ревонсуо и  другие эволюционные теоретики, утверждают, что во сне, мы фактически репетируем борьбу и ответы на угрозы, хотя и  в обездвиженном состоянии. Они  утверждают, что сны - эволюционная адаптация: мы репетируем поведение, обеспечивающее нам выживание. А это, в свою очередь, позволяет нам лучше справляться  с повседневными угрозами.

Теория 2. Сны порождают  Мудрость.

Если бы мы запоминали все  образы нашей повседневной жизни, то наш мозг просто засорился. Поэтому  во сне мы перебираем воспоминания с тем, чтобы определить, какие  из них сохранить, а какие удалить. Мэтт Уилсон из Центра Обучения и Памяти Массачусетского технологического института, отстаивает эту точку  зрения. Он днем помещал крыс в лабиринт и прослеживал активность нейронов во время их перемещений. И точно  такие же импульсы были зафиксированы  им в то время, когда они спали, особенно в ключевых моментах их поисков. Он утверждает, что сон - это процесс  отделения нужных воспоминаний от ненужных и перекодировки их в долговременную память. Сон превращает поток повседневной информации в мудрость, делающую нас  более умными при принятии решений.

Теория 3. Сны - дефрагментация нашего "жесткого диска".

Фрэнсис Крик (один из соавторов  открытия структуры ДНК) и Грэм Митчисон, выдвинули довольно интересную теорию о снах, в 1983 году, когда написали: "мы спим, чтобы забыть". Они  предположили, что мозг напоминает компьютер во время очистки диска. Во сне он освобождается от бесполезной  информации. Когда мы спим, некоторые  участки мозга даже более активны, чем в состоянии бодрствования, но совершенно случайным образом. Именно эти случайные и беспорядочные связи между нейронами, очищают дорогу для новых соединений, позволяют ослабить уже проторенные пути и создать новые, потенциально полезные. Сновидения - перетасовка старых связей, позволяющая сохранить важные и удалит неэффективные. Хорошей аналогией здесь служит процесс дефрагментации жесткого диска: сны - дорога к переподключениям различных соединений, позволяющая лучше работать всей системе.

Теория 4. Сны - схожи с  психотерапией.

А как же быть с эмоциями во снах? Не позволяют ли они пережить столкновение с трудными и удивительными  чувствами, научиться обращаться с  ними по новому? Эрнест Хартман, доктор из Тафта, основное внимание уделяет  эмоциональной составляющей сновидений, обучению эмоциям во сне. Он разработал теорию, согласно которой, сновидение - превращение наших подавленных  эмоций в картинки. Во снах мы имеем  дело с эмоциональным содержимым в безопасном месте, создавая такие  соединения, которые не могут возникнуть в нашем критическом и рациональном сознании. В этом смысле сны больше схожи с терапией. Вместо рациональной и защищающейся точки зрения, мы думаем посредством эмоций. Благодаря  этому процессу, мы можем придти к пониманию той истины, которую  в противном случае просто подавили бы. Сны - наша ночная психотерапия.

Теория 5. Отсутствие теории.

И, конечно же, есть те, которые  утверждают, что в наших снах вообще нет ничего ценного. Они - случайная  активность в мозге, которой нет  в бодрствующем состоянии. Ум продолжает "функционировать", порождая образы, за которыми нет никакого смысла. Может  быть это только само наше сознание способно обнаружить глубокий смысл  во всем и всегда.

 

Вопрос 7. Может  ли сновидение быть вещим? Приведите  примеры.

Характер сновидений - это  загадка природы. В большинстве  случаев они соответствуют жизненным  ситуациям и отражают действительные события. Однако, в некоторых случаях  они носят не жизненный характер. В свое время И.М. Сеченов сказал, что мозг в состоянии сна вероятные  события представляет в невероятных  комбинациях. Это лишний раз свидетельствует  об активной творческой деятельности нейронов во время сна. Характер сновидений определяется несколькими факторами, к которым относятся следующие: 1) Окружающая среда, включающая в себя звуковые, световые, температурные  и другие раздражители. Так, если температура  окружающей среды изменяется, то это  сказывается на характере сновидений: уменьшение температуры в сновидениях  проявляется в том, что спящего  человека погружают в прорубь  и т.д. 2) Состояние внутренней среды  организма. Как известно, в состоянии  сна, информация внутренних органов  может “пробиваться” в кору головного  мозга, что сказывается на характере  сновидения, о чем много пишется  в монографии Касаткина. Так, например, если во время сна возникают головные боли, то спящему снится, что его  бьют по голове или пытаются вскрыть  черепную коробку. Если имеют место  боли в жкт, то сновидения проявляются  вскрытием брюшной полости и  т.д. Касаткин, в связи с этим, обращает внимание на то, что в некоторых  случаях подобные сновидения могут  быть предвестником какого-либо заболевания  и врачам следует обращать внимание на подобные сновидения. 3) Характер сновидения в какой-то мере зависит от тех  мыслей, с которыми человек ложится  спать. Именно в этом случае делались некоторые открытия, о которых  было отмечено выше. 4) Наконец, содержание сновидений, по мнению некоторых ученых, может определятся теми мыслями, которые в этот момент возникают  у близкого к спящему человеку объекта. В этом случае речь идет о  науке, которая получила название парапсихологии (передача мыслей на расстоянии), к которой  большинство исследователей относятся  негативно. Вместе с тем, в монографиях  Васильева приводится немало примеров, которые заставляют более серьезно относится к полученным фактам. По этому поводу в свое время академик Лифшиц сказал, что парапсихология - это наука, которой следует заниматься довольно серьезно, используя научные методы исследования.

 

Тема 5. Условно-рефлекторная деятельность мозга, её закономерности

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.

Условный рефлекс - приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды.

Пластичность нервной  ткани - способность к перестройке функциональных свойств.

Доминанта (от лат. dominans, dominantis - господствующий) - это временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая интегральный характер функционирования нервных центров в какой-либо период времени и определяющая целесообразное поведение животного и человека.

Торможение условных рефлексов – это, реакция, которая возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения.

Привыкание - это психические процессы выработки ответной реакции на стимул.

Сенситизация (sensitiwtion) – это изменение реакцииорганизма на наличие чужеродных веществ.

Импринтинг - это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.

Инсайт – (от англ. Insight – проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в в неожиданном, отчасти интуитивном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Научение – это относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой.

Иррадиация – это способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

 

Вопрос 2. Заполните  таблицу: «Отличия условных рефлексов  от безусловных».

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

  1. Врожденные
  2. Наследуются
  3. Видовые
  4. Нервные связи постоянные
  5. Более сильные
  6. Более быстрые
  7. Трудно тормозятся
  1. Приобретенные
  2. Вырабатываются
  3. Индивидуальные
  4. Нервные связи временные
  5. Более слабые
  6. Более медленные
  7. Легко тормозятся

 

Тема 6. Специфика  высшей нервной деятельности человека.

№ 6.1.

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:

Образное мышление - мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процессы рефлекторного мышления, инициируемые и управляемые процессами концептуального мышления духовной сущности.

Первая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и nрисnособительных реакций посредством условных связей.

Вторая сигнальная система - это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

ЯЗЫ́К — важнейшая знаковая система в человеческой культуре, средство членения, классификации и надындивидуальной фиксации опыта, посредством которого осуществляется речевое общение и понятийное мышление.

Различают два вида речи: сенсорную и моторную. Если нарушается моторная речь, то возникает речевая апраксия. Если нарушается сенсорная речь, то развивается речевая агнозия.

Центр Вернике - участок коры височной доли левого полушария, ответственный за восприятие речи у праворуких и большинства леворуких людей

Центр Брока – участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году, находящийся в задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями.

Афазия (греч. aphasia, от а — отрицательная частица и phasis — высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.

Артикуляция (лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) - способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних.

Речеслуховой анализатор - система восприятия устной, вокальной и письменной речи.

Речедвигательный  анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности, от мышц, изменяющих напряжение голосовых связок.

Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова, и λέξις «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.

Информация о работе Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем