Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.
В переходный период существенно возрастает и зачастую становится определяющей роль сознания, надстроечных механизмов, политикоидеологических факторов. Ломка старых и утверждение новых установок в общественном сознании сопровождается стадией поляризованной культуры, когда крайне радикальные течения доминируют над центристскоумеренными.
В целом конфликт государственного управления, или политический конфликт, – это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в той конкретной ситуации является важнейшим императивом, «настоятельной потребностью» государственной власти. Напряженность наступает изза неумения вовремя контролировать и регулировать этот процесс. Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.
Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в любые формы конфликтов.
Существуют и другие институты,
способствующие разрешению конфликтов
«в обход» государства. Вмешательство
государственно-
Общесистемный кризис означает,
что важнейшие составляющие общества
пришли в такое взаимное несоответствие,
что разбалансированность системы
не устраняется без кардинального
изменения существующего
Составляющие элементы политического
кризиса на этапе раскола общества
по «вертикали»: конституционноправовой
кризис – разрыв правового пространства,
ограничение или фактическое прекращение
действия Конституции; правительственный
кризис – потеря респектабельности и
авторитета, снижение управляемости государственной
системы и уменьшение государственно-
Упорядочению конфликтов
органами государственной власти и
управления способствует правовое обеспечение
их деятельности, установление демократической
процедуры законотворчества, действие
всех государственных органов в
рамках и на основе закона, соблюдение
правовых процедур разрешения споров
– все, что составляет фундаментальную
основу и вектор движения общественно-политической
системы к правовому
Другим не менее важным
средством профилактики кризисных
ситуаций является упорядочение правового
статуса государственных
Специфика кризисов в России
проявляется в том, что кризисы
государственного управления обычно возникают
при исчерпании кредита доверия
нижестоящих инстанций
Косвенным подтверждением этого является активное использование, а нередко и превалирование именно моральной лексики («обманувший доверие», «потерявший совесть» и т. д.).
Для вертикального (патерналистского) общества конфликты чаще развиваются в плоскости: центр – регион, директор – рабочий, администрация – местные жители при серьезной блокировке обратной связи и путей нахождения консенсуса. В результате получается замкнутый круг: реальное снижение социальной напряженности в конкретном городе, на предприятии за счет использования конфронтационных ритуалов разрешения конфликтов, провоцируется рост напряженности в обществе в целом.
Другим крупным источником
конфликтности между
Исследователи-государствоведы вычленяют не только источники, но и непосредственные факторы, причины, углубляющие недоверие граждан к органам власти. Первую группу причин условно можно назвать технологическими, когда органы государственной власти в силу тех или иных обстоятельств (отсутствие соответствующих структур и специалистов) не берутся или не могут разъяснить гражданам цели и методы конкретной политики, аргументировать (оправдать) характер и содержание своей деятельности в условиях, в которых они вынуждены работать и принимать решения.
Вторая группа причин культурноисторического характера, в частности пролонгация негативного отношения граждан к политикобюрократической номенклатуре, присвоившей себе все и вся и сохранившей за собой все институты государства РФ.
Третья группа причин –
организационного характера, связанная
с неумением госаппарата в
силу его низкой компетентности, непрофессионализма
и других, более глубоких причин
организовать практическое выполнение
принимаемых государственных
Четвертая группа причин – политикоидеологического характера. Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей.
Реформа – это глубокое
преобразование политических, экономических
и социальных отношений, проводимое
государственной властью в
Провал социально-
9. Кризисы в развитии организации
В современной литературе
по менеджменту понятие «
Возможность кризиса определяется
рискованным развитием, которое
проявляется в вероятности
Внешние факторы характеризуют
экономическую конъюнктуру, влияющую
на организацию, от которой она не
может не зависеть. Системный кризис
экономической системы страны не
может не отражаться на экономике
отдельной фирмы. Степень влияния
кризиса народно-хозяйственной
Для каждой организации характерна своя комбинация причин и условий развития кризиса.
Факторы возникновения кризисов в организации могут быть разными.
Но очень важно видеть симптомы кризисного развития и своевременно применять методы антикризисного менеджмента. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса. Симптомы проявляются в критериях и в динамике показателей, отражающих функционирование и развитие организации.
К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти и с системологических позиций. Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают статическую и динамическую устойчивость. На устойчивость системы влияют внешние и внутренние факторы. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами – то внутренней.
Анализ переходных периодов показывает, что в самом общем виде в зависимости от степени изменений, происходящих заданный интервал времени, все переходные периоды можно классифицировать тремя уровнями.
Первый уровень, далее его будем называть гомеостатическим, связан с такими изменениями, которые отражаются только на поведении системы, но не изменяют ее структуры и элементного состава.
Второй уровень, далее его будем называть инновационным, связан с такими изменениями, которые отражаются на структуре и элементном составе системы.
Третий уровень, далее его будем называть бифуркационным, связан с такими изменениями, которые, значительным образом отражаются на структуре и элементном составе системы. Естественно, что на предложенные объективные процессы могут накладываться субъективные факторы, которые связаны с состояниями, отличающимися от принятых.
В результате жизнедеятельности
систем происходит изменение тенденций
их существования. Периоды изменения
тенденций жизнедеятельности
В менеджменте знания о
кризисе, его возможных проявлениях
в жизнедеятельности системы
– основой базис для разработки
эффективной программы
Один из наиболее рациональных заключается в выделении пятиэтапного цикла развития.
Первый этап имеет название эксплерентного. Он характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого (латентного) развития будущей целостности.
Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.
Такие организации (фирмы) называются эксплерентными. Компания продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап – патиентный. В связи с тенденциями роста необходима реструктуризация, разделение направлений управленческой деятельности, рост результативности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой. На этом этапе также существует опасность кризиса.
Но она незаметна, так как внутреннее развитие характеризуется устойчивыми тенденциями. Третий этап развития организации – виолентный. Компания завоевывает устойчивое положение на рынке.
Организация может успешно конкурировать. Виоленты – это фирмы со стратегией активного маркетинга, массовым выпуском пользующейся спросом продукции, крупные инновационные предприятия.
Существует три вида подобных организаций: национальный виолент, интернациональный виолент, деструктурированный виолент. Национальные виоленты почти всегда организуют венчурные, в том числе экплерентные организации, связанные с инновационной деятельностью, современными организационными структурами.
В процессе развития компании нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен устойчивую стабильность (их положение называют позицией «могучего слона»). Стабильность достигается большими размерами, наличием широкой международной сети филиалов, диверсификацией. В условиях жестокой конкуренции трудно удерживать лидерство в инновациях, но обширное проникновение на рынок позволяет обеспечить более стабильные позиции в конкурентной борьбе. При этом возможна и такая ситуация.
Попавшая в полосу кризисного развития фирма нередко утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии, превращаясь в деструктурированный виолент. Четвертый этап называется коммутантным. Он представляет собой состояние фирмы в период упадка, когда развитие заходит в тупик.
Структура упрощается, а выросшие
и окрепшие конкуренты вытесняют
с рыночного пространства и становятся
более эффективными. Так появляются
фирмы-коммутанты – малые и средние
предприятия, ориентированные
Он характеризуется