Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:19, курсовая работа
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону критического развития. Сегодня многие понимают, что вывести экономику из кризиса способен только новый тип управления - антикризисное управление.
В действительности роль и значение маркетинговой концепции управления значительно шире. Она представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала организации. Специфика такого подхода - в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты организации: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность. Ориентация развития организации на конечные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата (продукта) через все стадии воспроизводства.
Рисунок 1 - Место маркетинга в менеджменте организации
В условиях возможного наступления
кризисной ситуации в организации
трудно переоценить роль маркетинга
в обеспечении
Поэтому задачей маркетинга
в данных условиях служит организация
отношений по согласованию возможностей
организации с запросами
Маркетинг базируется на следующих принципах:
1. Учет потребностей, состояния
и динамики спроса и
2. Создание условий для
максимального приспособления
3. Воздействие на рынок,
покупателя с помощью всех
доступных в цивилизованном
4. Внимательное отношение
к прогнозным исследованиям
5. Нацеленность на явно
выраженный коммерческий
В кризисных ситуациях цель маркетинга - обеспечение условий получения необходимых денежных средств (достаточной прибыли) организации от увеличения объема сбыта производимой ею продукции.
В соответствии с этой целью маркетинг решает следующие задачи:
-анализ состояния рынка, деятельности конкурентов, их сильных и слабых сторон;
-организацию покупки материально-технических ресурсов, необходимых для производства продукции с меньшими затратами;
-организацию продажи продукции организации, решая при этом задачу увеличения объема продаж и повышения рентабельности продаж продукции;
-привлечение новых покупателей, изучения потребностей в другой (близкой к изготавливаемой продукции), других типов услуг для потребителей;
-организацию обратной связи от потребителей к производству, включая рассмотрение претензий потребителей продукции и услуг
Служба маркетинга - это одно из ключевых структурных звеньев современной организации. Совместно с другими службами (продажи, сбыта, финансовой, управление персоналом и т.д.) она создает единый механизм работы предприятия, направленный на удовлетворение потребностей рынка и получение прибыли.
Служба маркетинга обычно состоит из следующих штатных единиц, таких как: руководитель службы маркетинга, специалисты по изучению рынка, разработки товарного ассортимента, ценообразованием, рекламой, стимулирование сбыта и т.д.
Служба маркетинга на предприятии - это:
- функция по взаимодействию организации с рынком;
- создание системы управления маркетинга на предприятии;
- создание службы маркетинга с целью создания необходимых условий для реализации маркетинга в организации совместно с другими отделами компании.
В условиях ухудшения экономического положения организации функция маркетинга становится основой деятельности организации.
Построение и организация исполнения функции маркетинга зависит от размеров организации, специфики производства, разнообразия производимой ею продукции, потребительских свойств продукции (или услуг), особенности рынков, на которых она оперирует, и других факторов.
Для организаций, подверженных кризисному состоянию при решении проблем на начальном этапе, используют тактический маркетинг, ибо отдачу от улучшения работы данной формы маркетинга ожидают уже в краткосрочном периоде времени.
Стратегический маркетинг в основном включает в себя:
- анализ положения организации на рынке;
- выявление и анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов;
- составление прогноза развития рынка;
- анализ существующих систем снабжения и сбыта конкурентов и опыта других фирм;
- формирование перспективных задач для финансовых, производственных, технических, снабженческих и сбытовых подразделений по улучшению положения организации на рынке;
- составление бизнес-плана деятельности организации.
Для осуществления маркетинга целесообразно в зависимости от размера организации создать постоянно действующее подразделение или иметь высококвалифицированного специалиста, подчиняющегося непосредственно руководителю организации.
Про ведение тактического
маркетинга целесообразно организовать
в едином структурном подразделении
в составе аппарата управления, включающем
в себя функции по материально-техническому
обеспечению, сбыту продукции, по претензионно-правовой
и договорной работе, при участии
финансово-экономических служб
Результаты анализа помогут определить возможности для привлечения новых заказчиков, увеличения объемов реализуемой продукции, расширения сфер деятельности организации по закупкам и сбыту, предоставлению услуг.
При совершенствовании тактики маркетинга необходимо охарактеризовать возможные каналы распределения продукции и их эффективность применения для данной организации.
Канал распределения – это совокупность организаций и частных предпринимателей, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от организации производителя к потребителю.
При оценке маркетинговых возможностей главными рыночными объектами выступают спрос, предложение и цена, взаимосвязь которых отражает действие экономического закона спроса и предложения, а именно сбалансированность по объему, структуре и сопряженность во времени.
Вырабатывая антикризисную политику,
маркетинговый менеджер опирается
на внутренние факторы организации:
производственно-
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях ухудшения экономического положения организации функция маркетинга становится основой деятельности организации. Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации в кризисной ситуации на конкретном рынке. Функциями маркетинга являются исследование и формирование организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития и поддержания стабильности организации.
1.3. Маркетинговые стратегии
и способы антикризисного
Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления - сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации.
Стратегия управления представляет
собой хозяйственную политику, разработанную
на основе предвидения будущего развития,
характера и последствий
Учитывая комплексный
характер средств маркетинга и логическую
последовательность их использования
в маркетинговом цикле, любая
маркетинговая стратегия
Особенность данной классификации - в выделении признаков, комплексно характеризующих не только будущее положение организации на рынке, но и пути его достижения.
Таблица 2 - Классификация
маркетинговых стратегий в
Признак |
Виды стратегии | ||
1 |
2 | ||
1.Маркетинговая среда |
Интеграционные стратегии: макроэкономическая, внешнеэкономическая, региональная; производственной сферы и непроизводственной сферы, межотраслевая и отраслевая | ||
1 |
2 | ||
2.Функциональное назначение |
Стратегии факторов производства: производственных, инвестиционных, инновационных, финансовых, трудовых и информационных | ||
3.Развитие организации |
Антикризисная стратегия: предотвращение несостоятельности, выход из кризиса, ликвидация его последствий | ||
4.Вид и масштаб рынка |
Рыночная стратегия: расширение рынка, проникновение в глубь рынка, продвижение товара на новые рынки, конкурентные преимущества | ||
5.Приоритет средств маркетинга |
Товарная стратегия: дифференциация профилирующего товара, диверсификация. Ценовая стратегия: повышение (понижение) цен, ценовая конъюнктура. Фирменная стратегия: фирменного товара, имиджа, сервиса, стиля и дизайна. Рекламная стратегия: информирование о преимуществах товара, убеждение, мотивация, напоминание | ||
6.Рыночная конъюнктура |
Стратегия спроса и предложения: стимулирующая, креативная, поддерживающая, противодействующая | ||
7.Рыночное поведение |
Стратегия мелких организаций: копирование продуктов ведущих фирм, приспособление к потребностям, интеграция с более крупными организациями. Стратегия средних организаций: патентная - рыночных ниш, инновационная, интенсивного маркетинга. Стратегия крупных фирм: широкое проникновение, «снятие сливок» |
Признаки, определяющие характер
производственно-хозяйственной
Вид и масштаб рынка (признак
4) определяют поведение организации
в достижении устойчивого рыночного
положения: расширение и углубление
рынка, продвижение товара на новые
рынки, стратегия конкурентных преимуществ.
Критерием такой оценки выступает
доля продукции организации на рынке
и ее абсолютная и относительная
величины. Чаще всего в качестве
методологического принципа в данном
процессе выступает жизненный цикл
товара: выведение на рынок, стратегия
расширения рынка, рост продаж (стратегия
проникновения в глубь рынка),
зрелость и стабилизация (стратегия
осваивания своей доли на рынке), упадок
(стратегия повышения
В соответствии с изменением
стратегии изменяются приоритеты средств
маркетинга (признак 5). На стадии выведения
товара на рынок организация имеет
небольшое количество покупателей,
наиболее подготовленных и готовых
заплатить высокую цену за новый
товар. Объем продаж небольшой, и
при высокой цене прибыль невысока.
Реклама направлена на сообщение
о преимуществах товара для потенциальных
покупателей, число конкурентов
небольшое, затраты на маркетинг
высокие. На каждой стадии жизненного
цикла товара изменения средств
маркетинга имеют особый характер,
что и принимается во внимание
при формировании антикризисных
программ. Естественно, при устойчивой
рыночной ситуации стратегии, выделяемые
по приоритетам средств
Рыночная конъюнктура (признак 6) оказывает главное воздействие на стратегию спроса и предложения, т. е. воздействие на производителя.
Особенности спроса дают основание
для использования ряда стратегий
рыночной политики организации. Стимулирующая
стратегия спроса используется для
привлечения потребителей к покупке
товара (услуги), когда интерес к
предлагаемому товару снижается. Креативная
стратегия используется, когда потенциальные
потребности следует
Рыночное поведение как признак выделения стратегии (признак 7) опирается на ряд характеристик организации: размеры, отраслевую принадлежность, охват рынка, предполагаемые виды на прибыль, конкурентные преимущества. Ключевыми факторами выступают размеры организации, вид продукции и тип рынка.
Информация о работе Роль маркетинга в антикризисном управлени