Дискуссионные аспекты суда присяжных: из опыта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении своей истории российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в соответствии с изменениями, происходившими в государственном и общественном устройстве страны. С 1864 по 1917 гг. он должен был пройти несколько качественно отличающихся друг от друга периодов развития. Однако в отечественной и зарубежной историко-юридической литературе вопрос о периодизации истории суда присяжных в России до последнего времени специально не ставился, хотя подспудно он был обозначен еще дореволюционным юристом А. М. Бобрищевым-Пушкиным. Для удобства обработки статистических сведений Министерства юстиции он разделил историю суда присяжных на два периода: до 1878 г. и после него.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение и развитие суда присяжных в России. 5
Глава 2. Общие положения производства в суде с участием присяжных заседателей. 18
2.1. Особенности суда присяжных. 18
2.2. Предварительное слушание в суде с участием присяжных заседателей. 27
3. Судебное заседание с участием присяжных заседателей. 31
3.1. Подготовительная часть судебного заседания. 31
3.2. Особенности судебного следствия и прений сторон. 37
3.3. Постановление вердикта присяжных заседателей. 44
4. Дискуссионные аспекты суда присяжных: из опыта России. 50
Заключение 58
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Суд присяжных.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Общим результатом кризиса стало рождение оригинального российского варианта суда присяжных, серьезно отличающегося от того, что было несколько умозрительно создано составителями Судебных уставов 1864 г., и более отвечающего требованиям русской жизни.

III период: 7 июля 1889 года – 4 марта 1917 года.

Третий период – время эволюционного развития российского суда присяжных, оно длилось с окончания кризиса 1878-1889 гг. до начала законодательной деятельности Временного правительства по реорганизации суда присяжных. В его продолжение суд присяжных действовал по законам, установленным в предшествующий период.

В 70-80-е гг. XIX века суд присяжных был достаточно сильно изменен и приведен в соответствие с условиями и требованиями российской жизни. Поэтому не было необходимости что-либо серьезно менять в нем после завершения кризиса.

Законом от 3 июня 1894 года были упрощены процедуры принятия заседателями присяги, а также разъяснения им судом их прав, обязанностей и ответственности. Законом 2 марта 1910 года присяжные заседатели получили право знать, какое наказание или другие последствия их решения грозят подсудимому, – так снимался источник недоразумений, имевших довольно часто место из-за того, что присяжные, имея неверное представление о том, какое наказание грозит обвиняемому, оправдывали заведомо виновных людей. Последнее, конечно, вело к нареканиям и обвинениям заседателей в некомпетентности. После принятия закона 2 марта 1910 года присяжные заседатели получили возможность более объективно подходить к решению участи подсудимых, так была устранена почва для упреков «судей общественной совести» в несправедливой мягкости приговоров. 26 ноября 1913 года был издан закон «О назначении присяжным заседателям от казны суточных и путевых денег», по которому каждый присяжный заседатель, проживающий постоянно вне места заседания суда, мог, предъявив требования, получить из казны суточные деньги за каждый день отлучки из места жительства, а также средства на оплату проезда до города, где проходило заседание суда.

В рассматриваемый период, как следствие действия законов 12 июня 1884 года, 28 апреля 1887 года и роста городского населения, особо бурно проходившего в связи с промышленным подъемом 90-х гг. XIX в., наблюдается некоторое повышение доли городских сословий в структуре присяжных за счет понижения доли крестьянства. Однако названная тенденция проявляется достаточно слабо в ряде губерний. В целом в 1890-1900-е гг., например, в губернских уездах Московского судебного округа крестьяне-присяжные составляли 40-60 процентов всех очередных заседателей (в Московском уезде – около 5 процентов), дворяне и чиновники – не менее 20-40 процентов. При этом в одних губерниях преобладал купеческий элемент над мещанским, в других – наоборот. В негубернских уездах роль крестьянства была более весомой – в среднем 60-75 процентов среди очередных заседателей. 8-12 процентов составляли чиновники, остальные являлись купцами и мещанами.

С 1890 г. в масштабах России роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве значительно понижается. В среднем за период 1890-1905 гг. объем юрисдикции суда присяжных составил 43,1 процента (минимально в 1901 г. - 35,7 процента, максимально в 1896 г. - 53,9 процента).

Объяснением данного явления служит открытие в 1890-1900-х гг. нескольких десятков окружных судов, где не было суда присяжных. В судебных же округах, где в каждом окружном суде функционировали суды присяжных, например в Московском судебном округе, объем юрисдикции оставался, незначительно понизившись, в среднем на уровне, установившемся с середины 1880-х гг., – 60-65 процентов. Репрессивность суда присяжных после завершения кризиса стала возрастать. Если в 1878-1889 гг. она составляла в среднем по России 61,3 процента, то в 1890-е гг. она возросла до 65,5 процента, правда, в 1900-е гг. снизилась до 59,4 процента.

Первая мировая война не могла не отразиться на судебных системах воюющих стран. В России, как и в других государствах Европы, подсудность дел суду присяжных была в это время ограничена из-за создания различных чрезвычайных и военных судов, однако собственно законодательство о суде присяжных не менялось.

IV период: 4 марта 1917 года – 22 ноября (5 декабря) 1917 года.

По сути, это период второго кризиса суда присяжных в России. Длился он с начала законодательной деятельности Временного правительства, касавшейся суда присяжных, до официального упразднения института присяжных Советской властью.7

После прихода к власти Временного правительства развитие суда присяжных пошло по пути демократизации. В это время значительно была расширена компетенция суда присяжных. Так, 4 марта 1917 года указом Временного правительства упразднялись установленные в законе особые суды, а именно: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей. Постановлением от 30 марта 1917 года дела, подсудные этим установлениям, передавались в компетенцию суда присяжных. Во всех судебных органах институт сословных представителей заменялся на институт присяжных заседателей.

Было восстановлено право заседателей, отобранное во время кризиса 1878-1889 гг., участвовать не только в судопроизводстве окружных судов, но и судебных палат и Уголовно-кассационного департамента Сената. В ведение присяжных заседателей были возвращены все категории дел, изъятые у них в период кризиса 1878-1889 гг.: против порядка управления, должностные преступления, против общественного благоустройства и благочиния и др.

Более того, заседатели получили возможность разбирать государственные преступления, которые никогда в истории России не были им подсудны. Таким образом, компетенция суда присяжных в 1917 г. была наиболее широкой за все время существования суда присяжных в нашей стране.

Независимо от того, какие категории дел рассматривались и где происходило это рассмотрение (в окружном суде, судебной палате или Сенате), процедуры призыва и избрания заседателей были едиными.

Демократизация суда присяжных при Временном правительстве проявилась и в том, что для избрания заседателей был отменен имущественный ценз, а также ряд других ограничений (например, национальных, религиозных и др.). Постановлениями Временного правительства от 6 и 28 мая 1917 года в России был создан военный суд присяжных – чрезвычайно редкое явление в мировой истории. Военный суд присяжных действовал не только в воинских частях в тылу, но и на фронтах Первой мировой войны, при определенных случаях его юрисдикция распространялась на гражданское население.

Особенностью второго кризиса является его незавершенность – некоторые из законодательных мер правительства не были реализованы на практике, а последствия реализации других проявились не в полную силу. Если первый кризис был вызван совокупностью вызревших юридических, ментальных и политических причин, то есть в основном причинами внутреннего характера, то причины второго кризиса оказались преимущественно внешними: Февральская революция и смена государственного строя, стремление Временного правительства завоевать доверие населения и Первая мировая война.

Суд присяжных юридически прекратил свое существование в России после Октябрьской революции. 22 ноября (5 декабря) 1917 года Совнарком «Декретом о суде» № 1 постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами...».8 Соответственно, упразднялся и институт присяжных заседателей, действовавший в этих судебных местах.

На самом деле издание «Декрета о суде» № 1 не означало мгновенного уничтожения судебных учреждений Временного правительства. В частности, суд присяжных действовал еще некоторое время в Нижегородской, Костромской и некоторых других губерниях. Так, 23-25 ноября 1917 года в Арзамасском уезде Нижегородской губернии проходила сессия с участием присяжных заседателей, а 13 декабря того же года в Горбатовском уезде названной губернии была проведена жеребьевка на сессию с 24 по 26 января 1918 года. В Костромской губернии 25 января 1918 года был составлен список лиц, имеющих право быть присяжными заседателями в 1918 г. По-видимому, аналогичная ситуация складывалась и в других местностях.

Второй этап истории отечественного суда присяжных начался с принятия Закона 16 июля 1993 года,9 регламентирующего устройство суда присяжных в Российской Федерации и особенности судопроизводства с участием «судей общественной совести».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие положения производства в суде с участием присяжных заседателей.

 

2.1. Особенности суда  присяжных.

 

В Концепции судебной реформы, принятой 24 октября 1991 года, одним из основных положений является возобновление суда присяжных, который действовал в России с 1864 по 1917 год, после чего был упразднен.10

В соответствии с Концепцией судебной реформы и в целях обеспечения гражданам возможности рассмотрения их дел судом присяжных 16 июля 1993 года был принят Закон РФ «О внесении изменений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».11 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года о порядке введения в действие указанного закона в пяти регионах России: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и саратовской областях – рассмотрение дел с участием коллегии присяжных предусматривалось с 1 ноября 1993 года, в четырех: Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях – с 1 января 1994 года.

Статья 8 Федерального закона от 18.12.2001 № 177-ФЗ (ред. от 27.12.2002) «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекс Российской Федерации»12 устанавливает порядок поэтапного введения суда присяжных на всей территории Российской Федерации. Согласно данной норме датой повсеместного распространения суда присяжных в России станет 1 января 2007 года, когда данный институт будет введен в Чеченской Республике.

Прежде чем рассмотреть вопрос об общих положениях и особенностях производства в суде с участием присяжных заседателей, хотелось бы остановиться на вопросе о том, что представляет собой конституционное право обвиняемого на рассмотрение его дела указанным судом. Как представляется, необходимо выяснить, каково содержание данного права, каковы его значение и порядок реализации.

Если рассматривать право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных в широком смысле, то оно составляет неотъемлемую часть общего конституционного права – права на защиту. Конституция Российской Федерации13 содержит ряд положений, которые, так или иначе, касаются права обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных. В числе таких норм следует отметить следующие: ч. 2 ст. 20; ч. 1, 2 ст. 45; ч. 1 ст. 46; ч. 1, 2 ст. 47 Конституции РФ. Раскроем последовательно данные положения.

Статья 45 Конституции РФ устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Данные нормы являются базисными для построения всего уголовного процесса, назначением которого, как известно, является:

1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защита личности от  незаконного и необоснованного  обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ч. 1 ст.  6 УПК РФ).

При этом уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

Часть 1 статьи 46 Конституции является специальной по отношению к предыдущим и говорит именно о судебной защите прав и свобод человека и гражданина. Бесспорно, что одной из форм такой защиты может служить суд присяжных, который позволит воспрепятствовать незаконному и необоснованному обвинению лица, невиновного в совершении преступления.

Статья 47 Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Один такой случай предусмотрен самой Конституцией РФ в статье 20, где указано, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи с необходимостью реализации данного конституционного положения Конституционным Судом Российской Федерации было принято Постановление от 02.02.1999 № 3-П, согласно которому пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года в той мере, в какой он далее не обеспечивал на всей территории Российской Федерации реализацию права обвиняемого в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 20 и 46. Конституционный суд РФ при этом указал, что в соответствии со статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Из данной конституционной нормы в ее взаимосвязи со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что в этих случаях право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно - процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь (как основного, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения), прямо установленной самой Конституцией Российской Федерации; оно является непосредственно действующим и в качестве такового должно определять смысл, содержание и применение соответствующих положений уголовного и уголовно - процессуального законодательства, равно как и деятельность законодательной власти по принятию, изменению и дополнению этого законодательства, и обеспечиваться правосудием.

Информация о работе Дискуссионные аспекты суда присяжных: из опыта России