Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Моя задача рассказать в своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его постройке в отдельности.

Содержание

1. Введение 2

2. Архитектура Ростовского кремля 3

2.1. Успенский собор 5

2.2. Звонница 10

2.3. Воскресенская церковь 12

2.4. Двор Ростовского кремля 14

2.5. Церковь Иоанна Богослова 16

2.6. Церковь Григория Богослова 18

2.7. Белая палата 20

2.8. Отдаточная палата. Княжьи терема. Ионинская палатка 21

2.9. Церковь Спаса на сенях 23

2.10. Самуилов корпус 25

2.11. Иераршие палаты 27

2.12. Красная палата 28

2.13. Дом на погребах. Часобитная башня. Церковь Одигитрии 30

3. Заключение 33

4.Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат архитектурный ансамбль Ростовского кремля.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

1. Введение                                                                                                                            2

2. Архитектура Ростовского кремля                                                                                   3

2.1. Успенский собор                                                                                                  5

2.2. Звонница                                                                                                               10

2.3. Воскресенская церковь                                                                                       12

2.4. Двор Ростовского кремля                                                                                    14

2.5. Церковь Иоанна Богослова                                                                                 16

2.6. Церковь Григория Богослова                                                                              18

2.7. Белая палата                                                                                                         20

2.8. Отдаточная палата. Княжьи  терема. Ионинская палатка                                 21

2.9. Церковь Спаса на  сенях                                                                                       23

2.10. Самуилов корпус                                                                                                25

2.11. Иераршие палаты                                                                                                27

2.12. Красная палата                                                                                                    28

2.13. Дом на погребах. Часобитная  башня. Церковь Одигитрии                            30

3. Заключение                                                                                                                        33

4.Список используемой  литературы                                                                                   34              

 

 

 

 

Введение

За все время существования  России только два города удостоились  звания "ВЕЛИКИЙ" - Великий Новгород и РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. И это не случайно.  Ростов Великий стал первой столицей русского княжества в центре будущей  России, позднее она была перенесена в Суздаль, затем – во Владимир и только потом – в Москву. Ростовское княжество – Ростово-Суздальское  – Владимиро-Суздальское – Великое  Московское княжество – вот история  становления и образования России.

Жемчужиной Ростова Великого и всей древнерусской архитектуры  является Архитектурный ансамбль Ростовского  кремля (Ростовского Митрополичьего дома). Многочисленные кремлевские  башни и купола церквей, отражаясь  в глади озера Неро, производят сказочное впечатление. Кремль с 1995 года объявлен особо ценным объектом культурного наследия народов России.

Возведение Ростовского  кремля – этого бесценного сокровища  Ростова Великого – до сих пор  остается событием загадочным, необъяснимым. У многих, кто впервые видит  Ростовский кремль, возникает вопрос: для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила  прямая военная опасность, была возведена  такая мощная крепость?   В своей  работе я попытаюсь ответить на данный вопрос.

Моя задача рассказать в  своем реферате об этом удивительном ансамбле в целом, и о каждой его  постройке в отдельности.

Для создания работы я  использовала большое количество литературы, электронные ресурсы: Е.В.Арапов «Ростов Великий», С. В. Безсонов  «Ростов Великий»,  М. А. Ильин  «Путь на Ростов Великий. От Александрова до Ростова Ярославского»,  Т. Л. Никитина  «Церковь Воскресения в Ростове Великом»,  «Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом»,  «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом» и другие.

Архитектура Ростовского  кремля

Ростов Великий достигает  наивысшего могущества незадолго до татаро-монгольского нашествия —  в начале XIII века, а затем быстро и незаметно сходит с политической арены, превратившись в небольшой  уездный город Ярославской губернии.

 Центром архиепископии,  а затем и митрополии он  оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен  город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его  положению духовного центра обширного  христианского края. Так, еще в  XI веке здесь был основан первый  в Ростовской земле монастырь  — Авраамиев монастырь, который  сохранился до наших дней. Большое  строительство в Ростове велось  и в середине XII века при Владимирском  князе Андрее Боголюбском и  в начале XIII века — при Константине,  сыне великого князя Всеволода  Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие  почти на 200 лет приостановило, как, впрочем, и на всей территории Руси, монументальное строительство в  Ростове. Но, начиная с XV века, оно  возобновляется. В середине XVI века — в период расцвета международной  торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, — здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами  Ростовской земли. Их приглашали строить  в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре  и других местах.

Но самые грандиозные  сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это Архиерейский дом, строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним  коротким звучным словом «кремль».

Возведение его было начато после возвращения в 1664 году митрополита  Ростовского Ионы Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное строительство. Новые сооружения, преимущественно храмы, возникли в ростовских Авраамиевском монастыре, Спасо-Яковлевском монастыре, Белогостицком, Борисоглебском и угличском Воскресенском монастыре.

Кремль — широко известный  архитектурный памятник, символ таланта  русского народа. Над всем Ростовом возвышается могучая компактная группа сооружений: причудливые силуэты  островерхих башен, дымников, церквей  манят к себе своей красотой и  загадочностью.

Ансамбль расположен на небольшой  возвышенности невдалеке от озера  Неро. Эта площадь по традиции была местом строительства двора епископа с прилегающими к нему постройками. На протяжении нескольких столетий, начиная  с XI века, деревянные строения периодически сменяли здесь Друг друга, пока наконец  в XVI веке не было построено несколько  каменных сооружений, часть которых  дошла до наших дней. И среди  них — величественное здание Успенского собора, самого выдающегося памятника  Ростовского кремля.

 

Успенский собор

Сведения о строительстве  каменного собора в Ростове противоречивы. По свидетельству Киево-Печерского патерика, первый собор в Ростове  построил еще в конце XI века Владимир Мономах. Особенности плана и  невероятное сходство размеров существующего  собора с киевским (при ширине более  чем в 20 метров разница составляет всего лишь 11 сантиметров) дали основание  предположить, что он стоит на основании  Мономахова собора. В 1954 году известный  исследователь зодчества Северо-Восточной  Руси профессор Н.Н. Воронин проводил в Успенском соборе раскопки, но никаких остатков собора Владимира  Мономаха не было найдено. Если он и  существовал, то либо, как предположил  Н.Н. Воронин, стоял на другом месте, либо же это является легендой.

Русские же летописи отмечают, что в Ростове в 1160 году сгорела  Успенская соборная церковь, построенная  «от древес дубовых» еще в 991 году — через три года после принятия Русью христианства. Сооружение это  было, видимо, настолько красивое, что  летописец восклицает: «и бе (была) чюдна  и зело преудивлена, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли».

На месте сгоревшего храма  зодчие Андрея Боголюбского в 1161—1162 годах  ставят новый, белокаменный. Это было первое монументальное сооружение Ростова, и строилось оно теми же мастерами, что возводили Успенский собор  во Владимире и дворцовый комплекс князя Андрея в Боголюбове.

Простояв всего 42 года, здание рухнуло во время большого пожара 1204 года, поэтому о внешнем облике его нам ничего не известно. Но, возможно, уже в нем нашли свое начало те пропорции, формы и декор, которые  затем достигли высокого совершенства в зодчестве города Владимира. Обнаруженные при раскопках фрагменты белокаменной резьбы подтверждают это предположение.

 Восстановление разрушенного  собора началось в 1213 году при  князе Константине. Строительство  его было долгим и нелегким. Закончилось оно только в 1231 году уже при сыне его, князе  Василько. Новое сооружение —  одноглавое, с золоченым шлемом, в плане повторяло храм Андрея  Боголюбского, но несколько расширялось  к западу; кровля его была крыта  оловом, а пол устлан цветными  майоликовыми плитками — «моромором  красным».  Второй белокаменный  собор начала XIII века не сохранился. Простояв около двухсот лет,  он в сильный пожар 1408 года  обрушился. В тот год 21 июня  большой силы буря прошла над  Ростовом. Одновременно возник пожар,  в результате которого погибло  много церквей, княжеский и  боярские дворы. Сгорел и Успенский  собор. Кровля его расплавилась, а своды и стены обрушились: «комары великие подоша и лоб  позлащенный паде вниз... такова  пожара велика в Ростове, —  отмечает летописец, — не бывало  за двести лет».

В 1411 году ростовский архиепископ  Григорий восстанавливает сооружение вновь. Кровля и главы соборной Церкви были покрыты свинцом, а пол в  интерьере выстлан белыми плитами. «Яко невесту украси ю (ее)» Григорий иконами и драгоценной церковной  утварью. Но и этот, уже четвертый  по счету собор не дошел до наших  дней. Что с ним случилось и  когда возник ныне существующий, источники  умалчивают. Не одно поколение ученых пыталось разрешить эту загадку, но никаких документов так никому найти и не удалось. Судя по архитектурным  формам, он не мог быть построен в XV веке. Его облик сродни двум сооружениям  второй половины XVI века: Успенскому собору в Троице-Сергиевой лавре и  Софийскому — в Вологде. Так и  Н.Н. Воронин предположил, что ростовский собор был построен во второй половине XVI столетия, после того, как в 1587 году город стал центром митрополии.

Однако изыскания последних  лет несколько изменили представление  о древности этого храма. На основании  сопоставления его стилистических особенностей с другими, более древними соборами некоторые исследователи предполагают, что Ростовский собор был построен в начале XVI века. Эта датировка, видимо, близка к истине, хотя ее надо принимать с некоторыми оговорками, поскольку письменного, документального подтверждения не найдено.

До середины XX века об истории  строительства памятника мы знали  только из летописей. В 1954 году Н.Н. Воронин  провел раскопки в Леонтьевском приделе  и северо-западном углу храма. В результате их обнаружились остатки храма начала XIII века, белокаменные консоли аркадно-колончатого  пояса, декоративный резной камень с  фасада, остатки фресок 1187 года (собор  расписывался уже после смерти Андрея при Всеволоде III), несколько майоликовых  плиток желтого и зеленого цветов, выстилавших некогда пол.

Материалы раскопок, таким  образом, полностью подтвердили  все скудные летописные сведения, касающиеся истории памятника.

Успенский собор — шестистолпное  в плане сооружение, вытянутое  с запада на восток. Мощные столбы несут  на себе подпружные арки, на которых  возвышаются пять подкупольных барабанов  с узкими окнами (световых). В плане, как отмечалось выше, он повторяет  собой предыдущие здания, от которых  частично сохранился и строительный материал, в частности, белый камень в нижней части стен.

Из белого камня выложен  высокий, богато профилированный цоколь. На него опираются кирпичные стены, разделенные лопатками на четыре прясла — южный и северный фасады, и на три — западный и восточный. К восточной стене примыкают  три относительно невысоких полукружия апсид, на которых размещены тонкие полуколонки. Верх апсид украшен  фризом из глухих пятиугольных ниш.

 Каждое прясло стен  завершается килевидной закомарой,  а над угловыми лопатками поставлены  небольшие декоративные килевидные  кокошники, обращенные на два  фасада сооружения (бочки). Спокойная  гладь стен расчленена по горизонтали  тремя профильными тягами. С каждым  членением вверх лопатки собора  становятся все уже и тоньше, чем подчеркивается динамическая  устремленность сооружения ввысь.  Неширокие щелевидные окна с  полуциркульным завершением и  декоративный аркатурно-колончатый  пояс завершают убранство стен  храма. Мотив глухих арочек, перекликаясь  с декором стен, повторяется на  барабанах, завершенных мощными  главами. Главы покрыты луженым  железом «в шашку». Золоченый  конус и крест завершают каждую  из пяти глав, что вместе с  горящими на солнце подзорами  под главами и на закомарах  придает зданию особую законченность  и пышность. Своими монументальными  формами, пропорциональностью объемов  и красотой декоративной обработки  стен памятник производит сильное  впечатление. 

Информация о работе Архитектурный ансамбль Ростовского кремля