Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа
Перед тем, как непосредственно рассматривать признаки проблемного обучения, необходимо дать определение понятию проблемное обучение. Существуют серьезные расхождения в толковании «проблемного обучение». Самые разнообразные формулировки, абсолютно несовпадающие подходы можно найти в публикациях. Среди разнообразия определений наибольшее признание получило определение М.И. Махмутова. Под проблемным обучением он понимает такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система выводов построена на принципе проблемности и целеполагании.
1.1 Сущность проблемного обучения
Перед тем, как непосредственно рассматривать признаки проблемного обучения, необходимо дать определение понятию проблемное обучение. Существуют серьезные расхождения в толковании «проблемного обучение». Самые разнообразные формулировки, абсолютно несовпадающие подходы можно найти в публикациях. Среди разнообразия определений наибольшее признание получило определение М.И. Махмутова. Под проблемным обучением он понимает такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система выводов построена на принципе проблемности и целеполагании. [1, с. 23].
Проблемное обучение часто противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проблемность в обучении в определённом смысле существует в любом научном обоснованном методе и в любой форме организации учебного процесса. Из этого не следует, что проблемное обучение не таит в себе ничего нового по сравнению с современной практикой обучения. Оно направлено на такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся творчески ищут ответы на интересующие их вопросы и пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний [2, с. 30].
Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности учащихся, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах, далее последовательно выдвигаемых в учебниках, в изложении и объяснении знаний учителем, в разнообразной самостоятельной работе учащихся.
Сущность этого метода в том, что он обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию, а именно определённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом.
Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, творческой деятельности.
В основе лежит личностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Проблемное обучение предполагает такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.
Проблемный подход в обучении должен и может находить отражение в учебных программах, в изложении знаний учителем, в самостоятельной работе учащихся и так далее. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что не всякий вопрос и не всякий самостоятельный поиск учащихся можно отности к проблемному обучению. Проблемное обучение может быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки и способы решения [3, с. 20].
Можно выделить три вида проблемного обучения по типу творческой деятельности:
Таким образом, можно выделить некоторые особенности проблемного обучения.
Первая и наиболее важнейшая особенность — это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.
Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение является эффективным средством в формировании мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления.
Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил, а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.
Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.
Пятая особенность состоит в динамичности проблемного обучения. Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности [5, с. 25-27] .
Проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо полностью отсутствовать. Для того чтобы, недопустить низкой познавательной активности, учителю необходимо правильно организовать процесс обучения. Правильно организованная работа является половиной успеха.
Проблемное обучение включает в себя такие понятия, как “модель” и “моделирование”. Необходимо рассмотреть эти понятия более подробнее.
Понятия «модель» и «моделирование» позволяют сформулировать представления о модели организации проблемного обучения.
На основе анализа и обобщения методологической литературы, составим модель организации проблемного обучения (схема1). В качестве методологической основы модели избран системный подход, рассматривающий объект изучения как целостное образование. Модель представляет собой совокупность цели, задач, условий, принципов, компонентов, педагогического взаимодействия учителя и ученика, а также результата их взаимодействия.
Целью модели является повышение эффективности применения проблемного обучения. Цель позволяет предвосхитить ожидаемый результат и задать ориентиры для будущей деятельности.
Задачи: 1) формирование осознанной мотивации; 2) повышение уровня усвоения знаний, умений и навыков у учеников; 3) активизация творческих способности: видение и формирование проблемы, анализ полученных результатов; 4) развитие рефлексивных способностей учеников.
Схема1 Модель организации проблемного обучения
Указанные в модели принципы требуют более глубокого обоснования. Так, принцип вариативности предполагает выбор варианта решения проблемы, интенсифицирует мыслительную деятельность ученика, создает условия для самостоятельных действий. Вариативность обусловливает актуализацию разнообразных знаний учеников из предметных областей и включение их в поиск решений проблем, что повышает их познавательную активность.
Принцип координации заключается в поиске согласования между действиями ученика и учителя, способствует четкому сопоставлению целей, ресурсов, форм и методов деятельности и приводит к общему результату. Активность учеников направлена на процесс самостоятельного поиска информации, когда они сами усваивают новые знания, исследуют факты и делают доступные выводы и обобщения, конкретизируют знания, отрабатывают умения и навыки.
Принцип интерактивности ориентирован на субъект-субъектные отношения и предполагает интерактивность образовательного процесса. Цели совместной деятельности и ее разнообразное содержание строятся на взаимопонимании, эмоциональном принятии друг друга и благоприятных взаимоотношениях.
Принцип прочности в проблемном обучении направлен на закрепление теоретических знаний, отработку технологических навыков, практических умений и развитие познавательной деятельности учеников. Материал лучше запоминается и используется в дальнейшем, когда он добывается учеником самостоятельно.
Принцип доступности позволяет учитывать особенности развития учеников для исключения интеллектуальных и физических перегрузок. Вследствие этого, доступность зависит от содержания учебного материала, от методического структурирования, от организуемой учителем учебной деятельности и степени сложности выдвигаемой проблемы.
Особую актуальность приобретает принцип гуманизации обучения, который заключается во взаимоотношениях между участниками образовательного процесса, а также в гуманизации образовательного процесса (гуманность целей, содержания, методов, средств, приёмов, форм обучения и развития учеников).
В процессе изучения педагогической антропологии можно выделить следующие функции организации проблемного обучения: стимулирующая, обучающая, воспитывающая, развивающая, контролирующая.
Социально-педагогические и организационно-педагогические условия, в значительной мере повышают эффективность применения проблемного обучения. Социально-педагогическими условиями определена демократизация образовательного процесса, принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей обучения, обеспечение системности, преемственности знаний, умений и навыков на всех этапах обучения. В основе организационно-педагогических условий реализации модели проблемного обучения лежит проблемность. В этой связи необходимо учитывать следующие условия:
Разработанная модель организации проблемного обучения состоит из различных компонентов.
Одним из них является потребностно-мотивационный. Он выступает исходным условием, побуждающим к учебно-познавательной деятельности. Проблемное обучение включает совокупность средств, стимулирующих через проблемные ситуации положительную мотивацию учения и самообразовательной деятельности.
Содержательный компонент модели реализован через учебно-методический комплекс, включающий: учебно-методическое пособие, глоссарий, банк тестовых заданий, методические рекомендации и др.
Операционно-технологический компонент модели призван обеспечить процесс изучения методами, приемами, средствами и формами, способствующими наиболее полной организации проблемного обучения для эффективного достижения поставленной цели.
Оценочно-рефлексивный компонент направлен на систему умений учеников осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку и коррекцию собственной деятельности, что создает основу для личностного становления.
Основой модели является психолого-педагогическая концепция интерактивного обучения. «Интерактивность» модели организации проблемного обучения обеспечивает эмоциональное единство как условие успешного взаимодействия, что предполагает цели совместной деятельности и её содержанию строиться на взаимопонимании, эмоциональном принятии друг друга и благоприятных взаимоотношениях. Важный момент данного процесса является постоянная обратная связь, которая обеспечивает корректировку деятельности учащихся со стороны учителя, что дает возможность вовремя устранить ошибки в ходе решения проблем.
Предметом проектирования взаимодействия выступает не только определенная цепочка этапов решения проблемных ситуаций, а способ согласования спонтанной и организованной составляющих взаимодействия, организация диалога между учениками и учителем. В данном случае, со всей полнотой раскрывается принцип управление с опорой на самоуправление. Снятие внешнего принуждения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, что создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.
Можно считать, что при проблемном обучении возможно выполнение преподавателем следующих ролей: организатор, эксперт, фасилитатор (человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности).
Информация о работе Теоретические основы проблемного обучения