Законодательные и нормативные основы обеспечения безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovo.docx

— 102.92 Кб (Скачать файл)

Для осуществления контроля за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением  условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы  и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут  создавать правовые и технические  инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании  принимаемых ими положений в  соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского  объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном  порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также  работодателей - физических лиц), у которых  работают члены данного профессионального  союза или профсоюзов, входящих в  объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять  контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий  труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать  информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о  состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях  на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать  права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять  работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять  проверку состояния условий и  охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств  производства в качестве независимых  экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, обязательств, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий  труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации, нормативных  правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового  права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных  нормативных правовых актов, устанавливающих  государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать  их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться  в соответствующие органы с требованием  о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении трудового  законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора  и контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции  по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными  предпринимателями предложения  об устранении выявленных нарушений  требований охраны труда.

Общественный контроль.

 

Статья 371. Трудового кодекса РФ. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа.

Работодатель  принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом.

 

Статья 372. Трудового кодекса РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Работодатель  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием  решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование  по нему в выборный орган первичной  профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный  орган первичной профсоюзной  организации не позднее пяти рабочих  дней со дня получения проекта  указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия  оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять  локальный нормативный акт, который  может быть обжалован выборным органом  первичной профсоюзной организации  в соответствующую государственную  инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной  организации также имеет право  начать процедуру коллективного  трудового спора в порядке, установленном  настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении  жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации  обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления  нарушения выдать работодателю предписание  об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

 

Статья 373. Трудового кодекса РФ. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

При принятии решения о возможном  расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей  первичной профсоюзной организации  проект приказа, а также копии  документов, являющихся основанием для  принятия указанного решения.

Выборный  орган первичной профсоюзной  организации в течение семи рабочих  дней со дня получения проекта  приказа и копий документов рассматривает  этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в  семидневный срок, работодателем  не учитывается.

В случае если выборный орган первичной  профсоюзной организации выразил  несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем  или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются  протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих  дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной  организации проекта приказа  и копий документов имеет право  принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в  соответствующую государственную  инспекцию труда. Государственная  инспекция труда в течение  десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания  его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание  о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение  вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его  интересы выборный орган первичной  профсоюзной организации права  обжаловать увольнение непосредственно  в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной  инспекции труда.

Работодатель  имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного  мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации. В указанный  период не засчитываются периоды  временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и  другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место  работы (должность).

 

Статья 377. Трудового кодекса РФ. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации.

Работодатель  обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных  организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет  в пользование выборным органам  первичных профсоюзных организаций  как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное  помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные  правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель  может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной  профсоюзной организации принадлежащие  работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые  для организации отдыха, ведения  культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной  работы с работниками и членами  их семей. При этом профсоюзы не имеют  права устанавливать плату за пользование этими объектами  для работников, не являющихся членами  этих профессиональных союзов, выше установленной  для работников, являющихся членами  этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет  денежные средства первичной профсоюзной  организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную  работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального  союза, работодатель ежемесячно бесплатно  перечисляет на счет профсоюзной  организации членские профсоюзные  взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной  организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены  коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата  труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации  может производиться за счет средств  работодателя в размерах, установленных  коллективным договором.

Каждый  имеет право на отдых. Работающему  по трудовому договору гарантируются  установленные федеральным законом  продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Виды ответственности  за нарушения законодательной охраны труда.

Дисциплинарная.

Статья 41 Конституция РФ.

Сокрытие  должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и  здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом.

 

Статья 192. Трудового кодекса РФ. Дисциплинарные взыскания.

За  совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить  следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим  основаниям.

Федеральными  законами, уставами и положениями  о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных  категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника  по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с  исполнением им трудовых обязанностей.

Информация о работе Законодательные и нормативные основы обеспечения безопасности труда