Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ1).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА 7
§ 1. Государственная политика и требования в области охраны труда 7
§ 2. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда 14
§ 3. Организация охраны труда 28
ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 38
§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при несчастном случае на производстве 38
§ 2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве, их учет 47
§ 3. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 96.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА        7

§ 1. Государственная  политика и требования в области  охраны труда        7

§ 2. Обязанности и  права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий  и охраны труда        14

§ 3. Организация охраны труда        28

ГЛАВА 2. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ        38

§ 1. Понятие и субъекты правоотношений, возникающих при  несчастном случае на производстве        38

§ 2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев  на производстве, их учет        47

§ 3. Рассмотрение разногласий  по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве        74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        77

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        81

ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ1).

За последние годы в  результате принятия ряда федеральных  законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно  связанных с охраной труда) в  стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В  том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям  безопасности и гигиены, а также  круг обязанностей работодателей.

Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.2

Тем не менее, состояние охраны труда во многих производственных организациях продолжает оставаться неблагополучным. По выборочным данным Госкомстата России в 2003 г. численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составила 27,7% от числа обследованных.

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление  о своих обязанностях в области  охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных  обязанностей на них возлагается  дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны труда, но и систематизировать  накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Степень научной разработанности  проблемы. Понятие охраны труда широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.

Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались  в правовой науке. Общетеоретические  аспекты охраны труда и проблем, связанных с несчастными случаями на производстве в последнее разрабатывали  такие ученые, как Коршунов Е.Н., Кухаренко  А.Ю., Куренной А.М., Соловьев А., Фролов О., Смык О., и другие.

В дипломной работе также  используются работы ученых в сфере  трудового и других отраслей права – Братчиковой Н.В., Анисимова Л.Н., Шептулиной Н.Н., Ситниковой Е., Селивановой Н., а также других авторов, комментарии к трудовому законодательству, учебники трудового права.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда и правового регулирования  правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, проведенный по следующим направления:

всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового  регулирования охраны труда;

рассмотрение проблем  применения права в области обеспечения  охраны труда и правового регулирования  правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в Российской Федерации.

В рамках данных направлений  предполагается решить следующие задачи:

выявить тенденции развития норм об охране труда;

определить содержание и  признаки охраны труда и правового  регулирования правоотношений, возникающих  в результате несчастных случаев  на производстве как правового института;

проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере  охраны труда и правового регулирования  правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве, судебную и административную практику;

определить роль судебных органов в решении вопросов, связанных  с обозначенной темой.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом научного анализа  настоящей работы являются охрана труда  и регулирование правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве как теоретические  категории и как правовое явление  социальной действительности.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и  на уровне субъектов федерации, так  и судебной практики.

Методологической основой  исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и  дедукции, наблюдения и сравнения. В  качестве общенаучных методов, с  помощью которых проводилось  исследование, использовались метод  структурного анализа, системный и  исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволили  наиболее последовательно и полно  рассмотреть различные аспекты  охраны труда и регулирования  правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве в рамках цели и задач исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы охраны труда, законы субъектов РФ, положения международных  договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа охраны труда и регулирования правоотношений, возникающих в результате несчастных случаев на производстве.

 

ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА

 

§ 1. Государственная  политика и требования в области  охраны труда

 

Правовые основы регулирования  отношений в области охраны труда  между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности, были определены ст. 37 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»,3 (в дальнейшем – Основы).

При подготовке Трудового  кодекса Российской Федерации (в  дальнейшем – ТК РФ4) в его раздел X «Охрана труда» практически без изменений были включены статьи 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Основ, которые и образовали значительную часть правовых норм ТК РФ в области охраны труда, изложенные соответственно в его статьях 209, 211, 210, 219, 220, 216, 217, 218, 212, 214, 215, 221, 225, 226.

Нормы и правила по охране труда содержатся не только в разделе  Х «Охрана труда» ТК РФ, но также  в его главе 41 «Особенности регулирования  труда женщин, лиц с семейными  обязанностями», главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» и  т.д.

Охрана труда охватывает практически все отношения между  работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов  для отдыха, отпусков, обеспечения  специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и  т.п.

При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами – ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Для целей законодательства об охране труда используются (ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

– охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

– условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

– вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

– опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

– безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

– рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

– средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

– сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) –документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

– производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Такая унификация применяемых  в Основах и ТК РФ понятий является непременным условием их правильного  и единообразного применения как  работодателями и работниками, так  и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных  нормативных требований охраны труда.

Цель, стоящая перед законодательством  в области охраны труда, – создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.5

Для достижения такой цели, необходим механизм, посредством  которого будет проводиться в  жизнь весь комплекс мероприятий  по созданию условий труда, соответствующих  требованиям сохранения жизни и  здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (Ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

Основными направлениями  государственной политики в части, касающейся непосредственно охраны труда работников, являются:

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.6

Ст. 210 ТК РФ предусмотрено также, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.7

Содержание и порядок  утверждения государственных нормативных  требований охраны труда раскрывается в ст. 211 ТК РФ.

1. Государственные нормативные  требования охраны труда определяют  правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни  и здоровья работников. Они устанавливаются:

Информация о работе Охрана труда