Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18

2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3

 

ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5            

1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5

1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8

 

ГЛАВА 2 Методические  основы безопасного поведения….…….……..18

 

 2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18

 2.2    Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире никто  не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий - ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу  взрослые испытывают за детей. Во время  чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна  пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место  или позвать на помощь. Пожары часто  возникают и из-за детских шалостей: по причине своей детской любознательности малыши играют со спичками, электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Ужасно, когда в огне погибают дети.

Так же впечатляют цифры  количества ДТП с участием детей. По статистике каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно понять, что такое транспортный поток, какова скорость реакции водителя, что такое тормозной путь. Дети страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Поэтому изучать правила  поведения и меры безопасности в  различных жизненных ситуациях  целесообразно начинать еще в  детском саду. Обучение необходимо проводить уже с младшей группы по принципу от простого к сложному.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей  с нарушениями зрения - дать каждому  ребенку основные понятия опасных  для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это  не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила нам основанием для выбора данной темы.

Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Задачи:

1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;

2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;

3)определить роль формирования  безопасного поведения в воспитании  дошкольников с нарушениями зрения;

4)определить роль родителей в процесс формирования безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения;

Объект: безопасное поведение дошкольников с нарушениями зрения

Предмет: процесс формирования безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения  безопасному поведению будет более успешным, если:

1. Учитывать возрастные  особенности детей дошкольного  возраста;

2. В работе с детьми  использовать игровые формы и  методы обучения                детей на занятиях и в повседневной деятельности;

3. Осуществлять сотрудничество  с семьей дошкольников.

Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса  методов исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; анализ документов ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание методологической основы

 

    1. Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения

Безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Безопасность является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Безопасность выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов биосферы и ноосферы в духовной и культурной сферах, во внутренней и внешней политике, в обороне, экономике, экологии, социальной политике, физическом и моральном здоровье, в информатике, технологии. При этом учитывается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Интегральным показателем и критерием безопасности является риск. Конечной целью обеспечения безопасности является нейтрализация или исключение различных опасностей угроз и рисков.

Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Культура безопасности жизнедеятельности ребёнка – это совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье [2, С.34].

Обеспечение безопасности –  проблема, затрагивающая все стороны  жизнедеятельности человека.

Вопросы безопасности жизнедеятельности  разрабатывались в исследованиях  многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Хромцовой, К.Ю.Белой.

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного  возраста навыков безопасного поведения  на улицах города очень актуальна. В  отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н.Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.

Обеспечение здоровья детей  – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Скорость движения, плотность транспортных потоков  на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей. Причиной ДТП чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Что главное на дороге? Видеть самому и быть видимым. В этой краткой  формуле заключен важнейший принцип  безопасности движения.

Несмотря на огромный технический  прогресс нашей цивилизации, зрение и способности визуального восприятия человека практически не изменились и остались такими же, как и в  древние времена. А нагрузка на наши глаза возросла многократно. На дороге человек, водитель или пешеход должен научиться использовать зрение как  можно эффективнее. А для детей с нарушениями зрения самое главное - это умение ориентироваться в свободном пространстве с помощью сохранных анализаторов.

Безопасность жизнедеятельности  напрямую связана со всеми сторонами  жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической  и других сферах жизни, везде могут  подстерегать опасности. В современной  науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные  в определенных условиях наносить ущерб  здоровью человека непосредственно или косвенно [13, С.14].

Дети с незначительными нарушениями зрения дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

Безопасность жизнедеятельности  детей с нарушениями зрения представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах города, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин ДТП. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети .

Решение такого вопроса как  безопасность детей с нарушениями зрения всегда было и останется наиболее важной задачей любого общества[5, С.48].

В неблагоприятной ситуации дети и пожилые люди всегда страдают больше других. Пожилые – потому что уже слабы, для того чтобы  противодействовать злу и угрозам напрямую, но у них все же есть необходимый житейский опыт, с помощью которого они могут благополучно уберечься от неприятных случаев в своей жизни. Дети же не имеют ни сил, ни жизненных навыков, и по этой причине, они в наибольшей степени незащищены.

Беда поджидает детей  повсюду: дома (работающие электробытовые приборы, спички и зажигалки, взрывоопасные  предметы, химические вещества), на улице (стремительный поток транспорта, преступники и хулиганы), за городом (в лесу, в горах, на водоёмах). Поэтому не следует терять из виду и забывать о том, что чревато для них опасностью, где бы они ни находились. Следует знать, что может таить в себе опасность для детей и заранее создавать условия, гарантирующие их безопасность. Не ждать того момента, когда что-нибудь случится и, скорее всего, что-либо предпринимать будет уже поздно.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного  движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность  родителей и воспитателей. Поэтому  обучение безопасному поведению  на улице нужно проводить уже  в младшем возрасте. При этом педагог  должен четко знать все особенности  воспитания дорожной грамотности у  дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма  во многом обусловлен недостатками в  организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному  поведению на улице[12, С.78].

Таким образом, можно  утвердительно говорить о том, что безопасное поведение многогранное, многомерное явление, которое неразрывно присутствует в жизнедеятельности каждого человека, но имеет различную степень развития. Различие в степени развития у людей возникает в результате присутствия следующих факторов:

-         генетический;

-         семейный;

-         образовательный;

-         социальный.

Каждый из этих факторов оказывает существенное влияние  на развитие безопасного поведения  и может влиять как с позитивной, так и с отрицательной стороны. Комплексный учет этих факторов в  системе основ безопасной жизнедеятельности  и в объеме теории и практики, в частности, позволит наиболее эффективно воздействовать на развитие безопасного поведения у дошкольников, более грамотно строить образовательные программы профессиональной подготовки специалистов отвечающих за организацию и развитие безопасного поведения.

 

 

 

 

 

    1. Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения

Обучение дошкольников с нарушениями зрения безопасному поведению, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

1. Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

2. Принцип системности. Работа должна проводиться в системе, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения