Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа
Цель: выявить особенности безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения
Задачи:
1)изучить значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения;
2) определить содержание работы по формированию безопасного поведения;
3)определить роль формирования безопасного поведения в воспитании дошкольников с нарушениями зрения;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….……………….. 3
ГЛАВА 1 Методологические основы безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения………..……….……………………………………………5
1.1 Понятие «безопасность» и значение безопасного поведения для дошкольников с нарушениями зрения……………………………….….…5
1.2 Принципы и содержание безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения…………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 Методические основы безопасного поведения….…….……..18
2.1 Работа с детьми с нарушениями зрения при формировании безопасного поведения ………………………………………………………18
2.2 Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения…………………….………………………..….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………......................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..35
При этом необходимо учитывать
возрастные, психологические и
Замедленность восприятия у детей с нарушением зрения, обусловленное, главным образом, недостатком фиксации и сохранения в памяти признаков предметов, затрудняет воссоздание образа, сформированного на зрительно- сенсорной основе. Сложившийся образ памяти при неполноценном зрении отличается неустойчивостью и быстро распадается. Однако, при увеличении времени и неоднократном повторении, он вновь воссоздается, поэтому необходимо предусматривать разную дозировку времени для рассматривания наглядных пособий, иллюстраций, конструкций, макетов и. т. д. и частоту повторяемости занятий.
Некоторым детям необходимо
предварительное словесное
Весь наглядный материал подбирается ярких цветов — автомобили, домики, дорожки, макеты, конструкции… Яркий цвет различных атрибутов, пособий, игрушек дает дополнительное воздействие на сетчатку глаза, в результате чего повышается острота зрения.
Важен и принцип воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации непосредственно образовательной деятельности. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Во время проведения любой из форм непосредственно образовательной деятельности обязательно должен использоваться наглядный, раздаточный и демонстрационный материал. Поэтому необходимо проводить постоянную разработку и накопление материалов, не только в методическом кабинете, но и в каждой группе[1;13;19].
Таким образом, работа по обучению
детей дорожной безопасности охватывает
все виды деятельности. Полученные
знания ребенок пропускает через
продуктивную деятельность, а затем
реализует в играх и
Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения каких-либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Что я умею чувствовать» и т.д.; занятия, с использованием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., так и наблюдение за пешеходами, животными; рассматривание иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.
Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (С.М. Мартынов). Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Например: при изучении темы
«Друзья дорожные – знаки всевозможные»
можно использовать дидактическую
игру «Дорожные знаки», познавательное
и воспитательное содержание игры –
это познакомить детей с
В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.
К примеру: «Скорая помощь». Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.
«Большая безопасная прогулка». Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.
Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.
Игра «Как избежать неприятностей дома», цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев. Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам. Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игра «Что делать?», цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.
Задача воспитателя
После таких занятий как «Когда ты дома один», «Малыш и Карлсон одни дома» дети должны знать, какие опасности могут подстерегать их при неправильном поведении в доме и неправильном обращении с электроприборами.
Для ознакомления детей с
правилами противопожарной
Большое место в навыках
личной безопасности занимают правила
противопожарной безопасности. Ведь
число детей, пострадавших от пожара
или игры с огнём, возрастает с
каждым годом. Детей любого возраста
во время пожара отличает пассивно-оборонительная
реакция. Поэтому задача воспитателя
– научить каждого ребёнка
правильно реагировать в
В детском саду ребенок должен овладеть знаниями и умениями:
1. Правила светофора: красный свет - дороги нет, желтый - предупреждение, зеленый - путь открыт. Даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности.
2. Пешеходный переход
- «зебра». Там, где его нет
- необходимо посмотреть налево,
затем направо и, убедившись
в отсутствии опасности,
3. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, информационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств.
Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике [4].
2.2.Работа с родителями при формировании безопасного поведения у детей с нарушениями зрения
Большое внимание следует уделять работе с родителями. Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил безопасного поведения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успешное усвоение детьми навыков безопасного поведения. Это позволит детям обеспечить собственную безопасность, а также не создавать опасных для других ситуаций. Важно чтобы взрослые были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
Информация о работе Формирование безопасного поведения у дошкольников с нарушениями зрения