Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:39, курсовая работа
Актуальность исследования заключается том, что проблема формирования патриотической направленности личности ребенка обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных граждан к участию в дальнейшем общественном преобразовании и необходимостью поиска наиболее современных методов воспитания средствами краеведения.
Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания детей средствами краеведения……………………………………………………………..5
1.1 Сущность понятия патриотизма……………………………………………..5
1.2 Краеведение как источник патриотических идей воспитания……………14
1.3 Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь……………………21
Глава 2. Оптимизация методики патриотического воспитания детей средствами библиотечного краеведения……………………………………………………….28
2.1 Основные направления деятельности детских библиотек Беларуси по формированию патриотического воспитания детей……………………………..28
2.2 Формы библиотечной работы по развитию патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………………………
Глава 3 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере Оршанской детской библиотеки…………………………
3.1 Характеристика Оршанской детской библиотеки……………………………
2.2 Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения ………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы
Главные направления краеведческой деятельности традиционны, существуют многие десятилетия, поэтому с годами изменяется не стратегия, а ее составная часть – тактика, то есть приемы, способы, средства, технологии.
В практику работы библиотек вошло использование целевых краеведческих программ. В ряду приоритетных направлений библиотечного краеведения особое место отводится поисковой, исследовательской деятельности детских библиотек.
Использование краеведческой литературы предопределяет духовность подрастающего поколения, его историческую укоренённость, содействует гармоничному росту личности. Библиотеки накопили большой опыт в использовании самых разнообразных форм и методов раскрытия своих фондов, приобщения детей к чтению литературы, способствующей формированию патриотизма.
Остаются проблемы в обобщении опыта работы по патриотическому воспитанию, разработке системы научного и методического обеспечения этого важного направления работы детских библиотек. Это привело к необходимости изучения опыта конкретной библиотеки.
Выводы по второй главе
Библиотека предлагает: осуществлять воспитание и образование детей в ограниченной взаимосвязи с родным краем (местом проживания), способствовать раскрытию его уникальности, места и роли в развитии отечественной и мировой культуры, передавать разнообразные краеведческие знания, а также стимулировать производство самими детьми новых знаний посредством самостоятельной краеведческой и исследовательской деятельности.
Формирование патриотического воспитания личности читателя-ребенка должно осуществляется в процессе использования краеведческой литературы (исторической, экологической, публицистической).
Библиотека популяризирует свои традиционные и новые возможности, используя для этого различные формы и методы массовой работы. Для оперативного выполнения всех информационных потребностей пользователей библиотек развивается издательская деятельность. Библиотеки создают и выпускают библиографические указатели, дайджесты, местные календари, путеводители по городу и району в печатном виде, на CD. Задачи в справочном и информационном обслуживании библиотечные специалисты видят в обеспечение пользователей местной краеведческой информацией; расширение ассортимента краеведческой библиографической продукции. В целом активное развитие краеведческой деятельности позволяет вносить детским библиотекам вклад в повседневную жизнь и социально-экономической развитие своего края, города, района путем непосредственного участия в поиске, сохранении, создании и распространении краеведческой информации среди читателей-детей. Содержание этой работы и ее методика различны в каждой возрастной группе.
С научной теории и практики важно отметить педагогическое мастерство библиотекарей в проведении индивидуальной и массовой работы, сотрудничество с другими образовательными учреждениями, поисковым клубом, военкоматом, творческими объединениями и т.д., как залогом эффективности процесса патриотического воспитания.
Таким образом, предлагаемая в данном исследовании методика использования краеведческой литературы в патриотическом воспитании детей вскрывает ее эффективность. Библиотека - мощный социальный институт, обеспечивающий организацию и функционирование системы патриотического воспитания.
Возможности детской библиотеки в оптимизации путей использования краеведческой литературы, ее колоссальная способность проектировать лучшие человеческие качества и являет собой реальную силу в процессе патриотического воспитания, что в свою очередь и подтверждает гипотезу данного исследования.
Глава 3
Список использованной литературы
в
Республике Беларусь [Электронный ресурс].
– Режим доступа http://www.adu.by/koncepcia_
27. Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году» [Электронный ресурс].- Режим доступа http:// www.umk.gorodgomel.by / дата доступа 12.11.2014
28. Методологические
основы педагогики [Электронный ресурс].-
Режим доступа http://www.vsu.by/
28 сакавіка
2010 года
Мэта прэзентацыі.
Мэтай прэзентацыі з'яўляецца:
1) азнаямленне прысутных з
2) агляд паэтычных твораў, напісаных
на ваенна-патрыятычную
3) прадстаўленне іншых твораў, напісаных у 2009-2010 гг., не ўвайшоўшых у кнігі.
Афармленне залы.
На стэндзе злева – назва мерапрыемства і кнігі, прысвечаныя Вялікай Айчыннай вайне, у тым ліку і выдадзеныя аршанскімі паэтамі.
На стале ўперадзе раскладзены ваенныя ўзнагароды бацькі вядучай Мухіна М.Ц., а таксама тры экзэмпляры кнігі "Незабудкі мінулай вайны. Франтавыя пісьмы і шляхі ў паэтычных успамінах нашчадкаў" – падарункі для гасцей.
Кадр (у якасці тэлезастаўкі) з фільма М. Мамоніча "Победители".
СЦЭНАРЫЙ
Незабудкі на купінах,
Поле блакіту вакол.
Рэчка весела булькае…
Таткі навошта дазвол?!
Ножкі скачуць па купінах,
Кветкі не топчуць, ні-ні.
Сэрца ж рвецца да венчыкаў,
Просіць дзяўчынку: крані…
Незабудкі на століку,
Быццам балота – пакой!
Вочкі сочаць за вільгаццю,
Радасць у іх і спакой.
Локці ходзяць па століку,
Пальцы па шчочках бягуць.
Кветкі ў чарцы матулінай,
Кветкі не б’юцца, не лгуць!
Незабудкі на вокладцы,
Поруч – салдацкі паклон,
Трохвугольнік адданасці,
Мужнасць і вечны праклён…
Незабудкі на вокладцы…
Кніга ваенных дарог…
Голас продкаў загінуўшых…
Лёсу падзяка: збярог.
(верш вядучай).
ВОЙНА
Это были мрачные годы,
Годы войны, годы страха.
Люди хотели свободы,
Вокруг всё чернело от праха.
Это были тёмные годы –
Тёмные дни, как и ночи…
Но победили народы –
Сражались они, что есть мочи!
ПИСЬМО БРАТУ
Разлучены мы злой войной,
И, где сейчас ты, я не знаю.
Вернись скорее, братик мой,
Я очень по тебе скучаю!
И очень писем твоих жду,
Но их давно не получаю.
Я по войне одна иду,
И об одном лишь я мечтаю:
Тебя увижу из окна,
Обнимемся мы на пороге –
Ты скажешь: "Кончилась война!"
И "…как же я устал в дороге…"
СОЛДАТЫ
Василию Тёркину
Во все холодные, страшные дни –
Когда война наши жизни губит,
Солдаты знают – они не одни,
Народ в них верит, их ждёт и любит.
Солдаты… их воля крепка, как сталь,
И не боятся ничьей угрозы,
Но не придёт друг из боя – так жаль…
Не на лице, а на сердце слёзы…
Но в те холодные, страшные дни
Они смеются, поют и шутят,
Ведь нету ближе, нужнее родни,
Они на фронте братья по сути.
ПИСЬМО ДЕДУ-ФРОНТОВИКУ
Здравствуй, дедушка родной,
Знаю я, что ты живой!
Напиши же мне ответ,
Милый и любимый дед!
Ты за жизнь сейчас в борьбе,
Я скучаю по тебе!
Ты под пулями идёшь
И в заложники берёшь
Всех врагов большой страны.
Все устали от войны,
И, конечно, ты устал –
Много лет ты воевал,
Так вернись же ты домой,
Дедушка любимый мой!
На дворе уже весна,
Пусть закончится война!
Васілій Шамалаў
УЛЫБКА НА ВОЙНЕ
(чытае брат аўтара Назар Шамалаў)
Улыбался солдат на войне
И сражался с врагами умело,
Он сражался с врагами вдвойне,
Ведь улыбка – хорошее дело.
Он по травам с улыбкою шёл,
По песку, по лесам, по болотам,
Под дождём и под снегом. Нашёл
Он победу. Отважно работал!
ПОДВИГ "КАТЮШ"
(чытае аўтар)
"Катюши" подвиг совершили
И землю от врагов спасли.
В боях тяжёлых они были
И труд нелёгкий там несли.
Их капитана звали Флёров,
Он был отважный человек,
Он был не хуже, чем сам порох,
Воспламеняя силой всех.
Погиб он в той войне достойно –
Свалил он тысячи солдат,
Свалил тела солдат разбойных,
Отправив их в далёкий ад.
Теперь "Катюши" отдыхают,
На постаментах все стоят,
С них ржавчину всегда смывают.
Войны все больше не хотят.
Святлана Галуза
ПАДПОЛЬШЧЫК
Ды помнім іх. Здаля!..
Наталля Шынкевіч
У ЧАКАННІ САЛДАТА
Мілы мой, родны браточак,
Хутка вяртайся да хаты –
Хілы маленькі куточак
Немец разграбіў пракляты.
Нам без цябе вельмі сумна,
Тата ваюе таксама.
Маці зусім неразумна
Хлеб раздала бедным самым –
І мы цяпер галадаем.
Хочацца міру, спакою.
З фронту мы ўсіх вас чакаем…
Можа ўжо хутка – вясною?..
Але за нас не хвалюйся –
Ворагаў з вёскі прагналі.
Сам толькі ты уратуйся!
Помніш, як мы абяцалі
Справіць вяселле з табою?
Чуеш, Аленка чакае!
Будзем адзінай сям’ёю,
Гора ж няхай уцякае!
Мілы мой, родны браточак,
Дзе ты цяпер, адгукніся!
Прыйдуць спакойныя ночы,
Толькі жывы ты вярніся.
Вольга Валчкова
МАТЕРИНСКОЕ ПИСЬМО
В избушке на краю села
Под звуки канонады
Она дверь крепко заперла
В тяжёлый час блокады
И села тяжело за стол
Писать листок для сына,