Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:20, курсовая работа
Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала.
Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотный капитал это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.
- управляющая организация или управляющий (в случае передачи ей (ему) по договору полномочий единоличного исполнительного органа общества);
- ликвидационная комиссия (в случае ликвидации).
В период, когда все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.
Предприятие работает с постоянными клиентами НГДУ и УБР ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть Уфа», ОАО «Сургутнефтегаз», а также ищет возможности заключения договоров с другими нефтяными компаниями.
С целью выявления внутрипроизводственных факторов и причин, под воздействием которых сформировались конечные результаты деятельности организации для определения резервов повышения эффективности деятельности предприятия исследуем объемные показатели производства и реализации продукции компании.
Таблица 2.1.1.
Динамика выполнения производственного плана
и реализации продукции ОАО «АК ОЗНА» за 2006-2008гг. (тыс.руб.)
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
2 520 121 |
3 968 384 |
3897094 |
Объем выручки от реализации нефтепромыслового оборудования, тыс. руб. |
1 548 095 |
2 166 315 |
1 360 609 |
Доля объема выручки (доходов) от реализации нефтепромыс-лового оборудования в общем объеме выручки (доходов), % |
61,4 |
54,6 |
34,9 |
Объем выручки от реализации нефтегазоперерабатывающего оборудования, тыс. руб. |
830 854 |
1 674 905 |
2 466 876 |
Доля объема выручки (доходов) от реализации нефтегазоперерабаты-вающего оборудования в общем объеме выручки (доходов), % |
32,9 |
42,2 |
63,3 |
Объем выручки от продажи товарной продукции, тыс. руб. |
2511753 |
3 959 487 |
3 880574 |
Изменения размера выручки от продажи товарной продукции по сравнению с соответствующим отчетным периодом предшествующего года, % |
63,11 |
57,64 |
-1,99 |
За период с 2006 по 2007 годы объем выручки от товарной продукции неуклонно рос. Нужно отметить тот факт, что начиная с 2006 года, темп роста размера выручки снизился.
Основные причины увеличения размера выручки - увеличение доли рынка, увеличение загрузки производственных мощностей и производственных площадей (освоение новых производственных площадей).
В 2008 изменение выручки от основной деятельности по отношению к 2007 году составила менее 10 процентов - уменьшилась на 1,99 %.
В таблице 2.1.2 приведем данные для анализа структуры ассортимента продукции организации ОАО «АК ОЗНА».
Таблица 2.1.2.
Выполнение плана производства /реализации продукции
ОАО «АК ОЗНА» за 2008 год (тыс.руб.)
Наименование продукции |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Отклонение | ||
План |
Факт |
абсол., + / − |
% к плану | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Металоконструкц. |
1916 |
2806 |
890 |
146,4 |
Штанги |
3780 |
3270 |
-570 |
86,5 |
Конструкции |
921 |
746 |
-175 |
81 |
УБТ |
0 |
74 |
74 |
100 |
Оборудован.нефте-пром.,буров., |
15914 |
13588 |
-2326 |
85,4 |
Запчасти |
9017 |
7076 |
-1941 |
78,5 |
РТИ, шт. тыс. руб. |
22,9 871 |
18,5 629 |
-4,4 -242 |
80,8 72,2 |
Инструмент |
1529 |
1478 |
-51 |
96,7 |
Уст.арматура, шт. тыс. руб. |
1155 3675 |
1063 3482 |
-92 -193 |
92 94,7 |
Оборудован.комплектующие |
1693 |
1552 |
-141 |
91,7 |
Арматура АНЛ, шт. тыс. руб. |
283 3152 |
344 3976 |
61 824 |
121,6 126,1 |
Культ.будка, шт. тыс. руб. |
37 1684 |
25 861 |
-12 -823 |
67,6 51,1 |
Оборудов. Нестандар. |
4658 |
6206 |
1548 |
133,2 |
Капремонт |
3934 |
6224 |
2290 |
158,2 |
Ремонт буров.труб |
139 |
41 |
-98 |
29,5 |
Кислород, шт. тыс. руб. |
1097 2329 |
949 2034 |
-148 -295 |
86,5 87,3 |
Бур.укрытие, шт. тыс. руб. |
98,3 3520 |
31,3 1262 |
-67 -2258 |
31,8 35,8 |
Ремонт баллонов и контейн. |
291 |
333 |
42 |
114,4 |
Реставрация деталей |
41 |
9 |
-32 |
22 |
Оборудование всп. |
7264 |
7969 |
705 |
109,7 |
Продолжение таблицы 2.1.2. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товары нар потреб.опт |
776 |
780 |
4 |
100,5 |
Литье |
98,5 |
126 |
27,5 |
127,3 |
Выпуск продукции увеличился на 471 тыс. руб. т.е. составил 101%, в том числе производственного назначения 146,1% .
Выпуск продукции по видам в среднем уменьшился и составил 96,5% по сравнению с прошлым годом.
Это изменение зависит от количества заказов. Так, был увеличен выпуск арматур АНЛ (на 61 шт.), вспомогательного оборудования (705 тыс. руб.) и товаров народного потребления (на 4 тыс. руб.).
Это зависимость от конкурентоспособности товара.
Например, объем такой продукции как нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное оборудование, запчасти, инструмент, устьевая арматура был уменьшен.
Это произошло не из-за того, что уменьшился спрос, просто появился конкурент у которого условия продажи были более выгодными, или та же самая продукция была качественная и т.д.
Но объемные показатели не дают полной картины деятельности предприятия, поэтому необходимо также проанализировать показатели, характеризующие использование производственных мощностей и труда, а также коммерческие показатели.
Таблица 2.1.3.
Динамика показателей использования производственных мощностей ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Объем, тыс. руб. |
Отклонение | ||||||
абсол., + / − |
% | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008-2007 |
2007/2006 |
2008/2007 | ||
Среднегод. стоим. ОПФ по осн. деятельности |
29826 |
34164 |
72117 |
+4338 |
37953 |
+15 |
+111 | |
Фондоотдача |
078 |
083 |
064 |
+5 |
-019 |
+6,41 |
-23 |
Из данных таблицы 2.1.3 видно, что среднегодовая стоимость ОПФ увеличилось на 37953 тыс. руб. (это составило 211%), что привело к уменьшению фондоотдачи в 2008 г. (6,41% по сравнению с 2007 годом в отношении 2006 г.).
Из этого можно сделать вывод, что ОПФ стали использоваться менее эффективно на ОАО «АК ОЗНА».
Важными показателями являются коммерческие, так как по ним можно судить о прибыльности предприятия в целом.
Таблица 2.1.4.
Динамика коммерческих показателей ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Объем, тыс. руб. |
Отклонение | ||||||
абсол., + / − |
% | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008-2007 |
2007/2006 |
2008/2007 | ||
Производственные затраты |
21834 |
22989 |
42958 |
1155 |
19969 |
105 |
186,9 | |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
77,1 |
81,2 |
93,2 |
+4,1 |
+12 |
+105 |
+115 |
На ОАО «АК ОЗНА» производственные затраты в 2008г. составили 42958 тыс. руб. (в 2006 г. 21834 тыс.руб., в 2007 г. 22989 тыс. руб.) т.е. увеличились на 186,9%.
Аналогично больше стало затрат на 1рубль товарной продукции - они возросли на 12 копеек (115%) в 2008 г. и на 4,1 копеек (105%) в 2007 г. по сравнению с 2006 г.
Из этого делаем вывод, что себестоимость продукции увеличилась, а это значит, что прибыль организации уменьшилась, что влияет на рентабельность и финансовую устойчивость организации.
2.2 Анализ эффективности политики управления оборотным капиталом предприятия
Оценим экономическую эффективность использования оборотных средств предприятия ОАО «АК ОЗНА» с помощью следующих необходимых показателей, указанных в таблице 2.2.5.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует количество оборотов, совершаемых данной величиной оборотных средств за период. Он рассчитывается как отношение объема выручки от реализации к средней стоимости оборотных средств за период.
Коэффициент оборачиваемости показывает, что за год каждый рубль, вложенный в оборотный капитал, совершил n оборотов.
Длительность одного оборота показывает продолжительность одного оборота в днях. Определяется путем соотношения числа дней в расчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости оборотных средств.
Коэффициент загрузки оборотных средств определяется путем соотношения единицы к коэффициенту оборачиваемости.
Таблица 2.2.5.
Оценка экономической эффективности использования оборотных средств ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Объем, тыс. руб. |
Отклонение, + / − | ||||||
абсол., тыс. руб. |
относит., % | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008- 2007 |
2007/ 2006 |
2008/ 2007 | ||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
2520121 |
3968384 |
3897094 |
+1448263 |
-71290 |
+57,46 |
-1,8 | |
2. Среднегодовая стоимость |
1118129 |
1867574 |
2731245 |
+749445 |
+863671 |
+67 |
+45,25 | |
3. Коэффициент оборачиваемости |
2,25 |
2,12 |
1,43 |
-0,13 |
-0,69 |
-5,77 |
-32,55 | |
4. Продолжительность оборота, дни |
162 |
170 |
252 |
+8 |
+82 |
+4,94 |
+48,24 | |
5. Коэффициент загрузки |
0,44 |
0,47 |
0,70 |
+0,03 |
+0,23 |
+6,89 |
+48,94 |
Проведенные расчеты в таблице 2.2.5 показали следующие данные: выручка от продаж в 2007 г. увеличилась на 57,46%., в 2008 г. снизилась на 1,8%, а среднегодовая стоимость оборотных средств в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 67%, в 2008 г. увеличилась на 45,25%, благодаря чему Коэффициент оборачиваемости оборотных средств упал в 2007 г. на 5,77%, в 2008 г. на 32,55%. Продолжительность оборота напротив увеличилась в 2007 г. на 4,94%, в 2008 г. на 48,24%, что положительно повлияло на коэффициент загрузки оборотных средств.