Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:20, курсовая работа
Любое предприятие, ведущее производственную или иную коммерческую деятельность, должно обладать определенным реальным, т. е. действующим, функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала.
Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Оборотный капитал это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.
Следовательно, несмотря на снижение выручки от продаж, менеджмент
предприятия ОАО «АК ОЗНА» эффективно использует в своей хозяйственной
деятельности оборотные средства предприятия.
В таблице 2.2.6 проведем анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования оборотных средств на объем продаж.
Таблица 2.2.6.
Анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования оборотных средств на объем продаж ОАО «АК ОЗНА»
Показатели |
Сумма, тыс. руб. | |
2007 г. |
2008 г. | |
1. Влияние изменения величины оборотных средств |
698818 |
792381 |
2. Влияние изменения |
188274 |
49190 |
Итого общее влияние |
887092 |
841571 |
Таким образом, изменение величины оборотных средств позволило исследуемому предприятию дополнительно получить выручку от продаж в размере 698818 тыс. руб. в 2007 г. и 792381 тыс. руб. в 2008 г.
Изменение коэффициента оборачиваемости позволило дополнительно получить выручку от продаж в размере 188274 тыс. руб. в 2007 г. и 49190 тыс. руб.в 2008 г.
В таблице 2.2.7 проведем оценку экономической эффективности использования материальных ресурсов на предприятия.
Таблица 2.2.7.
Оценка экономической эффективности использования материальных ресурсов ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Объем, тыс. руб. |
Отклонение, + / − | |||||
абсол., тыс. руб. |
абсол., тыс. руб. | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008-2007 |
2007/2006 |
2008/2007 | |
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
2520121 |
3968384 |
3897094 |
+1448263 |
-71290 |
+57,46 |
-1,8 |
2. Материальные затраты, тыс. руб. |
1408895 |
2141624 |
2286391 |
+732729 |
+144767 |
+52 |
+6,76 |
3. Материалоотдача, руб. |
1,78 |
1,85 |
1,7 |
+0,07 |
-0,15 |
+3,93 |
-8,1 |
4.Материалооёмкость, руб. |
0,55 |
0,53 |
0,59 |
-0,02 |
+0,06 |
-3,64 |
+11 |
Показатель материалоотдачи характеризует насколько эффективно были использованы в процессе производства материальные затраты, поэтому последние соотносим к выручке от продаж. В Обществе этот показатель в 2007 г. увеличился на 3,93%, в 2008 г. изменился на минус 8,1 %.
Материалоемкость характеризует отношение величины материальных затрат к стоимости произведенной продукции. В Обществе данный показатель в 2007 г. уменьшился на 3,64%, в 2008 г. увеличился на 11%, что характеризует снижение эффективности использования материальных затрат на предприятии.
В таблице 2.2.8 проведем анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования оборотных ресурсов на объем продаж.
Таблица 2.2.8.
Анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования оборотных ресурсов на объем продаж ОАО «АК ОЗНА»
Показатели |
Сумма. Тыс. руб. | |
2007 г. |
2008 г. | |
1. Влияние изменения величины мат |
715534 |
73476 |
2. Влияние изменения |
101378 |
10693,5 |
Итого общее влияние |
816912 |
84169,5 |
Таким образом, изменение величины материальных затрат позволило исследуемому предприятию дополнительно получить выручку от продаж в размере 715534 тыс. руб. в 2007 г. и 73476 тыс. руб.в 2008 г.
Изменение показателя материалоотдачи позволило дополнительно получить выручку от продаж в 2007 г. в размере 101378 тыс. руб.и в 2008 г. в размере 10693,5 тыс. руб.
В таблице 2.2.9 проведем оценку экономической эффективности использования трудовых ресурсов.
Таблица 2.2.9.
Оценка экономической эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Объем, тыс. руб. |
Отклонение, + / − | ||||||
абсол., тыс. руб. |
относит.,% | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008-2007 |
2007/2006 |
2008/2007 | ||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
2520121 |
3968384 |
3897094 |
+1448263 |
-71290 |
+57,46 |
-1,8 | |
2. Среднесписочная численность |
801 |
813 |
901 |
12 |
88 |
101,5 |
110,8 | |
3. Производительность труда, тыс. руб. |
3146 |
4881 |
4325 |
1735 |
-556 |
+55,15 |
-11,39 |
Производительность труда характеризует эффективность и результативность труда.
Определяется отношением количества произведенной продукции к среднесписочной численности работников (производственно – промышленного персонала).
В Обществе среднесписочная численность работников за отчетный период увеличилась, что не отразилось на повышении эффективности использовании труда, т.к. производительность труда в 2007 г. увеличилась на 55,15%, но в 2008 г. снизилась на 11,39%.
В таблице 2.2.10 проведем анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов на объем продаж.
Таблица 2.2.10.
Анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов на объем продаж ОАО «АК ОЗНА»
Показатели |
Сумма. Тыс. руб. | |
2007 г. |
2008 г. | |
1. Влияние изменения численности персонала |
0,0001 |
0,001 |
2. Влияние изменения |
0,001 |
0,007 |
Итого общее влияние |
0,0011 |
0,008 |
Влияния экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов на объем продаж за 2006-2008 г.г. показали нулевой результат.
Это противоречит главному принципу организации и нормирования труда на предприятии.
В таблице 2.2.11 проведем факторный анализ использования фонда заработной платы.
Таблица 2.2.11.
Факторный анализ использования фонда заработной платы
ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Объем, тыс. руб. |
Отклонение, + / - | ||||||
абсол., тыс. руб. |
относит.,% | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2007-2006 |
2008-2007 |
2007/2006 |
2008/2007 | ||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
2520121 |
3968384 |
3897094 |
+1448263 |
-71290 |
+57,46 |
-1,8 | |
2. Среднесписочная численность |
801 |
813 |
901 |
+12 |
88 |
101,5 |
110,8 | |
3. Производительность труда, тыс. руб. |
3146 |
4881 |
4325 |
+1735 |
-556 |
+55,15 |
-11,39 | |
4. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
349836 |
471943 |
572359 |
+122107 |
100416 |
+35 |
+21,28 | |
5. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. |
436,75 |
580,5 |
635,25 |
+143,8 |
+54,75 |
+32,91 |
+9,43 |
Труд в организации ОАО «АК ОЗНА» в 2007 г. по сравнению с 2006 г. используется эффективно, так как с увеличением производственно – промышленного персонала на 12 человек производительность труда увеличилась на 55,15%, при этом среднегодовая заработная плата одного работника увеличилась на 32,91%.
В 2008 г. наблюдаем снижение эффективности использования труда на исследуемом предприятии: так, с увеличением производственно – промышленного персонала на 88 человек производительность труда снизилась на 11,39%, при этом среднегодовая заработная плата одного работника увеличилась на 54,75 тыс. руб. или 9,43%.
Это противоречит главному принципу организации заработной платы.
Далее рассмотрим изменения показателей выручки от продаж, себестоимости и валовой прибыли исследуемого предприятия в таблице 2.2.12 проведем анализ динамики затрат на 1 рубль продаж.
Таблица 2.2.12.
Динамика показателей выручки от продаж, себестоимости и
валовой прибыли ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Период | ||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Выручка, тыс. руб. |
2520121 |
3968384 |
3897094 |
Себестоимость, тыс. руб. |
1875287 |
2719233 |
2885646 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
644834 |
1249151 |
1011448 |
В 2007 году у Общества выручка от продаж увеличилась на 1 448 263 тыс. руб. или на 57,46 % по сравнению с 2006 годом.
Положительная тенденция объясняется следующими факторами:
- активным развитием
- ростом спроса со стороны основных потребителей.
Вышеперечисленные факторы оказали равнозначное влияние на выручку предприятия.
В 2008 году у Общества выручка от продаж уменьшилась на 71 290 тыс. руб. или на 1,80 % по сравнению с 2007 годом.
Финансово-экономическая ситуация, возникшая в связи с кризисом в 4 квартале 2008 года, отрицательно повлияла на деятельность компании и привела к сокращению объемов поставок (выручки). Но основным фактором, повлиявшим на резкое уменьшение показателя чистой прибыли, стал структурный сдвиг, то есть уменьшение доли в реализации высокорентабельной продукции.
В 2007 году себестоимость Общества увеличилась на 45,00 % или на 843 946 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом. Доля себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг в рассматриваемом периоде составила 68,52 %.
На протяжении анализируемого периода в 2006 - 2007 годы, себестоимость Общества имела тенденцию к росту, благодаря следующим факторам:
- рост объемов производства и реализации продукции;
- рост рыночной стоимость
В 2008 году себестоимость предприятия увеличилась на 6,12 % или на 166 413 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом. Доля себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг в рассматриваемом периоде составила 74,05 %.
Показатель «Валовая прибыль» является результирующим от разности показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».
В 2007 году валовая прибыль Общества увеличилась на 604 317 тыс. руб. или на 93,72% по сравнению с 2006 годом.
Рост валовой прибыли по отношению к предыдущим периодам объясняется следующими факторами:
- эффективным контролем над расходами;
- динамичным развитием Эмитента.
Вышеперечисленные факторы оказали равнозначное влияние на валовую прибыль Общества в 2006 - 2007 годах.
В 2008 году валовая прибыль Общества уменьшилась на 237 703 тыс. руб. или на 19,03% по сравнению с 2007 годом.
В последующий период необходимо менеджменту предприятия воздействовать на себестоимость путем сокращения затрат на производство с выстраиванием наиболее эффективной логистики.
В таблице 2.2.13 отследим динамику показателей, характеризующих прибыльность предприятия.
Таблица 2.2.13.
Динамика показателей, характеризующих прибыльность и убыточность ОАО «АК ОЗНА»
Наименование показателя |
Период | ||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Выручка, тыс. руб. |
2 520 121 |
3 968 384 |
3 897 094 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
644 834 |
1 249 151 |
1 011 448 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб. |
276 140 |
606 421 |
332 296 |
Рентабельность собственного капитала, % |
42,87 |
56,18 |
25,67 |
Рентабельность активов, % |
20,29 |
27,30 |
10,58 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
10,96 |
15,28 |
8,53 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
16,04 |
21,31 |
12,36 |
Оборачиваемость капитала, раз |
2,37 |
3,31 |
2,99 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
0 |
0 |
0 |