Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 22:43, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении инвестиционной стратегии и ее роли в развитии территории.
Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач, отражающих логическую структуру данной курсовой работы:
1) изучить понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий;
2)определить роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования;
3)рассмотреть нормативно- правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
4)сравнить инвестиционные стратегии Калужской и Нижегородской области;
5)исследовать инвестиционную стратегию Пензенской области;
Введение...................................................................................................................................3
1 Теоретико- методологические аспекты инвестиционной стратегии……………...…5
1.1 Понятие, принципы и этапы разработки инвестиционных стратегий…...………..5
1.2 Роль инвестиционной стратегии в системе государственного регулирования…...9
1.3 Нормативно- организационное обеспечение инвестиционной деятельности......22
2 Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ………………...29
2.1 Анализ и сравнение инвестиционного климата Калужской и Нижегородской области……………………………………………………………………………………. 29
2.2 Отличительные особенности инвестиционной стратегии Пензенской области....37
2.3 Направления совершенствования и реализация инвестиционной стратегии регионов……………………………………………………………………………….………48
Заключение.............................................................................................................................54
Список использованных источников информации..........................................................57
Таблица 2. – Сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов [25].
Таблица 3. – Инфраструктурные ограничения [26].
Таблица 4. – Совершенствование таможенного администрирования [27].
Стимулирующие меры:
- отдельный налоговый режим сроком на 5 лет для реализации крупных инновационных проектов в высокотехнологичных отраслях и для малых инновационных компаний (обсуждается).
- освобождение от налога на прибыль организаций при реализации ценных бумаг при сроке владения свыше 5 лет и размере владения не менее 10%.
- освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения.
- освобождение от налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года.
А также системные меры:
- улучшение ситуации со своевременным
возмещением НДС
при капитальном строительстве
и экспорте несырьевой продукции
с 22 декабря 2009 г. вступили в силу поправки
в Налоговый кодекс, предусматривающие:
а) заявительный порядок возмещения НДС;
б) срок возмещения 12 дней с момента подачи налоговой декларации (до завершения камеральной налоговой проверки) [12].
Право на заявительный порядок имеют:
а) налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за 3 предыдущих года, составляет не менее 10 млрд. рублей, и при этом со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации прошло не менее 3-х лет;
б) остальные налогоплательщики, при наличии банковской гарантии.
- принятие новых правил контроля за трансфертным
ценообразованием
Действующие нормы:
а) не обеспечивают эффективного контроля;
б) несут риски для инвесторов.
Необходимо пересмотреть принципы контроля за трансфертными ценами, ограничив круг контроля и предоставив реальные рычаги налоговым органам.
- признание для целей налогообложения затрат при осуществлении инфраструктурного строительства.
Поправки в налоговый кодекс приняты в Государственной Думе РФ принят в 1-м чтении и готовится ко 2-му чтению.
Рисунок 3.– Координация сопровождения инвестиций и защиты прав инвесторов [28].
В настоящее время в создание новых и модернизацию существующих производств в России инвестируется большие средства. По данным 2012 года объем инвестиций в основной капитал в России составил 13,8 трлн рублей ($443 млрд), что равнялось 22,0 % ВВП и 84,7 % от объёма валового накопления. По объёму ВНОК Россия занимает всего лишь 7-е место среди стран мира (по данным за 2012 год) (рисунок 4).
Рисунок 4.– Динамика валового накопления основного капитала в России в 1992—2012 годах [29].
Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п.
Однако, принципиально важно, что в 2013 году, как и в 2012, динамика прямых инвестиций была лучше, чем динамика иностранных инвестиций в целом, что отражает некоторое (хотя и незначительное) оздоровление структуры инвестиций. В 2012 году прямые инвестиции выросли на 1.4%, в то время как иностранные инвестиции в целом сократились на 18,9%. В 2013 году рост прямых инвестиций составил 1,4 раза, в то время как иностранные инвестиции в целом увеличились на 10,1%.
В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно [16].
Согласно представленным сведения Росстата за последние годы, ведущими странами-инвесторами в экономику Россию, доля которых в общем объеме накопленных иностранных инвестиций составляет 80 %, являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция (рисунок 5).
Рисунок 5.– Динамика накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам за 2011–2013 гг. [30].
В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.
Рассмотрим более подробно некоторые стороны прямого метода государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:
1) выделение средств на
2) на практике в качестве
3) государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;
4) разработка (формирования) и реализация федеральных программ;
5) разработка и проведение
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита [14].
Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.
Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.
Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера, поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.
Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.
В настоящее время действует целый ряд федеральных целевых программ. Первые федеральные целевые программы появились в 1993 году, их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств[12].
Особое внимание сейчас уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем ее президента, в более короткий период времени, чем требуется на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля.
Масштабные инвестиции в рамках национальных проектов необходимо направлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, на создание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на обеспечение достойных условий жизни и труда населения.
Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.
Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
В настоящее время существуют функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям.
Так, в результате анализа соответствующих действующих законодательных и подзаконных актов, появляется возможность выделить следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции:
1) государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности;
2) общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования;
3) финансово-кредитного и валютного регулирования контроля в инвестиционной деятельности;
4) фискально-налогового государственного регулирования инвестиционной деятельности;
5) государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации [12].
Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.
Информация о работе Практика реализации инвестиционной стратегии на территории РФ