Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:55, дипломная работа
Цель работы – разработать проект системы эффективных коммуникаций для компаний на рынке общественного питания (на примере ООО Галерея-Алекс»).
Введение ………………………………………………………………...………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коммуникаций в компании …………………………………………………………………….….. 6
1.1. Коммуникационная политика: сущность и цели ………………..…….. 6
1.2. Внутренние коммуникации, организация взаимодействия структур, подразделений ……….................................................................................... 11
1.3. Основные этапы разработки коммуникационной политики компании ……………………………………………………………...…….. 15
Глава 2. Анализ системы коммуникаций в ООО Галерея-Алекс»……...21
2.1. Общая характеристика ООО Галерея-Алекс»…………………………21
2.2. Анализ организационной структуры управления ………………….....23
2.3. Анализ организации управления коммуникационной деятельностью………………………………………………………………29
2.4. Конкурентный анализ и анализ маркетинговых коммуникаций в выбранной организации…………………………………………………….31
Глава 3. Разработка проекта системы эффективных внутрикорпоративных мероприятий в компании ООО Галерея-Алекс»……………………………………………………………………………42
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия…………………………………………………………………..42
3.2. Мероприятия по совершенствованию коммуникационной политики предприятия ………………………………………………………………….49
3.3. Мероприятия по совершенствованию внутренних коммуникаций …51
3.4. Расчет эффективности предложенных мероприятий…………………61
Заключение……………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………….72
Приложения……………………………………………………………………..75
Личные продажи характеризуются непосредственным контактом продавца с посетителями торговой точки как с носителями сформированной мероприятиями ФОМ и рекламой потребности. Основными задачами являются побуждение потребителя совершить действия, то есть покупки, и поддержание и укрепление его лояльности.
Мероприятия по стимулированию сбыта дискретны во времени и в большей степени привязаны к оперативным задачам предприятия.
Реализация коммуникативной политики должна базироваться не только на программе манипулирования средствами продвижения товара или услуги, но и на использовании мероприятий по мотивации активного взаимодействия бизнес-партнеров на каждом коммуникативном уровне.
Как правило, выделяют два уровня коммуникаций в рамках коммерческих предприятий [12]:
– уровень общей коммуникации, в рамках которого разрабатывается коммуникативная политика предприятия, определяются стратегическая целевая установка и базовые инструменты осуществления коммуникаций;
– уровень структурных подразделений, на котором принимаются решения об использовании арсенала коммуникативных инструментов. Это подразделения рекламы, стимулирования сбыта, связи с общественностью, спонсорства и так далее.
Коммуникативная политика фирмы должна постоянно совершенствоваться с учетом информационной нагрузки покупателей или клиентов, уровня развитости систем внутреннего и внешнего взаимодействия фирмы с субъектами маркетинговой среды, а также с учетом растущего многообразия инструментов и средств коммуникаций. Это становится необходимым условием и фактором устойчивости, конкурентоспособности и успеха фирмы на рынке.
1.2. Внутренние коммуникации, организация взаимодействия структур, подразделений
Традиционно различают три вида коммуникаций внутри организации:
1. Функциональная коммуникация – сообщение деловой информации, имеющей отношение к решению поставленных задач и предназначенной для повышения эффективности труда персонала. Как правило, она ограничивается интересами дела, распространяется в соответствии с существующей иерархией, а также носит рациональный характер.
2. Социальная коммуникация апеллирует к мотивации сотрудника и удовлетворяет потребности сотрудников в признании, самодостаточности. Также может удовлетворяться потребность в принадлежности к группе.
3. Интегративная коммуникация подразумевает создание Мы-чувства. Это основа для позитивной и прогрессивной активности персонала в процессах изменений. Интегративная коммуникация преследует две группы целей: оперативные и стратегические.
Российский автор И.П.Яковлев вводит определение «интегрированных коммуникаций» как «соединение, комбинации всех ее видов и конкретных сообщений в системную целостность с целью достижения максимального коммуникационного эффекта». Автор справедливо отмечает, что в теории и практике корпоративных коммуникаций слабо разработана проблема единства и взаимосвязи внутренних и внешних коммуникаций. В литературе по менеджменту делается акцент на внутренних коммуникациях, а в паблик рилейшнз, рекламе и маркетинге – на внешних. В последнем случае получается, что потребители оказываются важнее своих служащих, а на формирование внешнего имиджа тратится больше усилий и средств, чем на хороший климат в организации. Добавим, что во многих российских организациях руководством, топ-менеджерами вообще не рассматриваются и не принимаются во внимание такие аспекты жизнедеятельности фирмы или предприятия как психологический климат, организационная культура или управление (снижение) стрессогенными факторами. Надо сказать, что, несмотря на лавинообразное развитие депрессий, фрустраций и психосоматических заболеваний, вызванных ускорением темпа жизни, повышением требований к производительности, неудовлетворенностью условиями труда и взаимоотношениями на работе во всем мире, в частности, в Западной Европе проблемам управления стрессом также не уделяют должного внимания. В этом проявляется своеобразная незрелость руководителей, которую также отмечает И.П.Яковлев:
«Двуликость» коммуникаций в организации видна в любом вопросе, касающемся таких общих понятий как коммуникативная политика, деловое кредо, имидж, организационная культура, фирменный стиль, социальная среда. Они относятся к внутренней и внешней сторонам коммуникационной деятельности. Теоретически ясно, что эти две стороны могут быть равнозначными, симметричными, или неравнозначными, асимметричными».
Как известно, в любой организации помимо формальной структуры существует и неформальная организация, в которой люди объединяются в силу взаимных интересов, целей и удовлетворения потребностей в общении. При неформальном общении члены организации испытывают потребность в обмене информацией. При этом они часто восполняют недостаток реальной и достоверной информации всевозможными слухами и сплетнями. Сплетни дают людям возможность повышать свою значимость в глазах собеседников, совершенствовать искусство наблюдения и даже улучшать свое понимание людей. Таким образом, можно сказать, что слухи и сплетни выполняют позитивные функции в организациях. В то же время, слухи выполняют и явно негативную функцию – они снижают дееспособность сотрудников, негативно влияют на продуктивность, потому что отнимают время и часто подрывают мораль служащих [5].
По-видимому, наилучший способ свести сплетни к минимуму – формирование эффективных каналов внутренних коммуникаций в организации и доведение до сведения служащих действительного положения дел. Хорошо информированные работники в меньшей степени полагаются на слухи. Служба персонала вполне в состоянии предвидеть возникающие у сотрудников вопросы и предотвращать возможное негативное воздействие слухов и сплетен на психологический климат и мотивацию персонала. Важно также давать необходимую обратную связь (восходящую информацию) руководству организации.
В рамках внутренних коммуникаций происходит процесс обмена информацией от руководства к сотрудникам и в обратном направлении. Таким образом, накапливается информация, которая служит дополнительной базой для разработки и принятия управленческих решений. Обратный процесс помогает понять сотрудникам причастность к общему процессу. В случае «неполадок» в функционировании каналов внутренних коммуникаций, может возникнуть ситуация при которой будет принято неправильное управленческое решение и может повлечь серьезные последствия для организации. Поэтому внутренние коммуникации очень важны для любой компании [5].
Внутренними каналами коммуникаций передаются два вида информации: о внутреннем состоянии организации и о месте организации во внешней среде [12].
Коммуникации рассматривают как явление и как процесс.
Как явление коммуникации являются некими установленными нормами (правило, инструкция, принцип, положение) взаимодействия между сотрудниками в рамках организации, соответствующих организационных форм при выполнении ими закрепленных функций.
Как процесс коммуникации показывают отношение сотрудников друг к другу, к поставщикам, потребителям, отношения между человеком и компьютером, информационными технологиями [1].
Существует следующая типология внутренних коммуникаций:
– между подразделениями для координации задач и действий. Периодические встречи между представителями различных подразделений помогут более эффективно распределять ресурсы, координировать деятельность рабочих групп, контролировать издержки, решать общие проблемы и др. Для этих целей существуют различные комитеты или специальные группы.
– внутри подразделений между работниками по уровням управления и производства. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникациях. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем, подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. [16].
Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Также коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким образом, руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправлении. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей – это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем на производстве или в обслуживании потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
– межличностные коммуникации – это те, в которых каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Межличностные коммуникации состоят из восприятия, семантики, обмена невербальной информацией и обратной связи. Наибольшее количество проблем возникает на «этапе» обратной связи, например семантические проблемы, неумение слушать и др.
– неформальные. Канал неформальных коммуникаций или по-другому – канал распространения слухов. Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. «слухи» чаще всего оказываются точной, а не искаженной. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами» (например, предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздания, изменения в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание на работе и т.д.) [15].
1.3. Основные этапы
разработки коммуникационной по
В практике выделяют три вида средств внутренних коммуникаций, принципиально отличающихся один от другого характером восприятия информации: печатный, вербальный и вербально-визуальный.
1) Печатные формы. До сих
пор печатные публикации
– информирование сотрудников о целях, задачах и направлениях развития организации; – обеспечение сотрудников информацией, необходимой им для выполнения своей работы профессионально и эффективно; – развитие у сотрудников более высокой социальной активности, а также стремления к поддержанию и улучшению стандартов организации, повышению качества и эффективности их работы; – признание достижений сотрудников.
Внутренние публикации компании носят универсальный характер, являются полностью контролируемым средством коммуникации. Преимущество – позволяют донести нужную информацию до каждой конкретно определенной группы сотрудников. Недостаток и в то же время преимущество – некоторая негибкость по отношению к внутреннему каналу обратной связи. Для облегчения получения отклика от контактной аудитории, нередко прибегают к модели «вопрос – ответ». Задаются вопросы, на которые отвечает редакция. Данный подход требует полной поддержки со стороны руководства компании, так как необходимо время для проведения исследования и ответов на заданные вопросы. С другой стороны, двусторонняя коммуникация обеспечивает атмосферу полного доверия, ведь чаще сотрудники при непосредственной встрече с руководителем не отличаются активностью. Внутренние публикации, также обеспечивают отличный механизм для обратной связи.
Самое главное во внутренних публикациях – наличие интересной и необходимой для сотрудников информации. Информационный бюллетень является наиболее часто используемой формой публикации. Сейчас же в связи с развитием электронных средств коммуникации значительно снизилась.
Еще один инструмент внутренней коммуникации в коллективе – доска объявлений. На сегодняшний день эта форма публикации испытывает так сказать второе рождение и часто является информационным центром [14].
2) Вербальные формы – это собрание; мероприятие, проводимое подразделением; семинар, программа обучения; корпоративный праздник; внутренняя экскурсия; а также распространение слухов. В последнее время растет значение вербальных коммуникаций. Новые средства такой коммуникации заменяют и совершенствуют традиционное индивидуальное общение, но все равно прежние формы общения заслуживают особого внимания [3].
Эффективным средством для борьбы с негативными слухами является проведение совещаний, на которых присутствуют как сотрудники, так и их руководители, и на которых информационный вакуум будет заполняться непосредственно руководством. В любом общении ключевым моментом в улучшении внутренних коммуникаций является постоянное прямое взаимодействие между руководителем и подчиненным. Собирая людей вместе, обеспечивая им способность говорить и способность слушать, гарантируют двустороннюю коммуникацию. Надо помнить, что как и любая другая коммуникационная стратегия, собрания и совещания требуют постановки определенных целей, четкого планирования и опытного управления [8].
3) Вербально-визуальные формы.
Такие средства внутренней