Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит исправить сложившуюся ситуацию. Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Такая информация должна содержаться в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в региональных рейтингах инвестиционного климата.

Содержание

Введение…………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования РИП……………….…………….…. 6
1.2. Принципы и инструменты РИП………………………………..14
1.3. Особенности регулирования…………………………………...17
1.4. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики в регионе…………………………21
Глава II. Региональная инвестиционная политика Иркутской области
2.1. Инвестиционная привлекательность Иркутской области……………………………………………….....................23
2.2. Анализ инвестиционной активности на территории г. Иркутска …………………………..……........................28
2.3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты …………............................35
Заключение…...………………………………………………..50
Список использованной литературы....................................53

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Газификацию 8 северных районов вдоль БАМа предполагается осуществить на базе "малых" месторождений, а также с привлечением газовых ресурсов соседнего Красноярского края. При объеме добычи в 1,8 млрд. куб. м газа в год предполагается создать газораспределительную сеть до населенных пунктов, удаленных от газовых промыслов более чем на 500 км (средняя плотность населения этих территорий составляет 0,5 человек на 1 кв. км). Промышленно развитые территории вдоль Транссиба получат газ только на втором этапе, после 2011 года, предположительно по газопроводу "Ковыкта - Ангарск".

Всего программа "Газпрома" предполагает газификацию 82% населения Иркутской области (2,1 млн. жителей) в 899 населенных пунктах. Общий годовой объем потребления  газа в регионе прогнозируется на уровне 5 млрд. куб. м, в т.ч. населением - 1,3 млрд. куб. м. "Газпром" намерен отпускать газ для потребителей Иркутской области по цене 68 долл. / тыс. куб. м (предельная цена для потребителей Бодайбинского района - 80 долл. / тыс. куб. м). Стоимость реализации "северного" этапа оценивается в 420 млн. долл., "южного" - в 2,5 млрд. долл.

Угольная промышленность

Прогнозные  и извлекаемые ресурсы угля на территории Иркутской области составляют 46 млрд. тонн, разведанные - 14,4 млрд. тонн Добыча угля на территории Иркутской  области ведется уже более 100 лет. Иркутская область, как и другие угледобывающие регионы страны, пережила в 1990-е годы период глубокого кризиса и реструктуризации, бартерных схем и массовых увольнений. В результате занятость в отрасли сократилась почти в 3 раза до 3,5 тыс. человек, а Черемхово и Тулун превратились в типичные депрессивные горняцкие города. Положение усугубляется тем, что построенные здесь еще в советское время "замещающие производства" (лесоперерабатывающие, машиностроительные, трикотажные и др.) не пережили кризиса, что сохранило статус угольной отрасли как крупнейшего работодателя.

Реструктуризация  угледобычи позволила сделать отрасль  в целом рентабельной. В территориальном  плане угледобыча в настоящее  время представлена перспективным  Мугунским разрезом в Тулунском районе и выработанными Черемховским и Азейским разрезами, работающими на грани рентабельности и зачастую простаивающими в летние месяцы. Суммарная добыча этих трех разрезов в последние годы стабилизировалась на уровне 11 млн. тонн без перспектив дальнейшего ее наращивания. Кроме угольной монополии "СУЭКа" на территории области и округа действуют несколько малых разрезов (Шиткинский, Каратаевский, Глинкинский и др.), добывающих уголь для местных нужд.

Поэтому дальнейшее развитие угольной отрасли Иркутской области связано с перспективной структурой топливно-энергетического баланса. Так, переоборудование действующих угольных электростанций на газ экономически неэффективно, что гарантирует как минимум стабильный спрос на уголь. В то же время более "технологичный" и экологически чистый природный газ неизбежно вытеснит уголь и мазут в муниципальных котельных (в ареалах газификации Однако "выпадение" этих объемов добычи угля в перспективе компенсирует рост его потребления для выработки тепловой электроэнергии16.

Учитывая размер установленных мощностей и резервы  по выработке электроэнергии, длительность инвестиционного цикла в энергетическом строительстве и ценовую конъюнктуру  на рынке энергоносителей можно  прогнозировать, что доля угля в  выработке электроэнергии и тепла к 2010 году снизится до 80-90%, а к 2020 году - еще до 70-80%.

Для поддержания  и пополнения ресурсной базы нефтегазодобычи  задачей региональной администрации  является активное участие в формировании перспективной Программы геологоразведочных работ и лицензирования недр, а также создание эффективной системы мониторинга и контроля за лицензионными соглашениями.

Химическая, нефтехимическая  и газохимическая промышленность

Химический  комплекс Иркутской области представлен  тремя крупными предприятиями. Это ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", включая Ангарский нефтеперерабатывающий завод и Ангарский завод полимеров (производство этилена), ОАО "Саянскхимпласт" (производство поливинилхлорида, каустической соды) и ООО "Усольехимпром" (производство каустической соды и карбида кальция), представляющих единый технологический комплекс (вырабатываемая на Ангарском НПЗ нафта перерабатывается на Ангарском заводе полимеров в этилен, который по этиленопроводу поставляется в Усолье-Сибирское и Саянск для производства ПВХ и других продуктов).

Как и большинство  других крупных предприятий Иркутской  области, химические предприятия в  настоящее время находятся в  разной стадии реконструкции и модернизации.

Инвестиционная  стратегия ООО "Усольехимпром" на период 2004-2008 гг. предполагает модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, освоение выпуска новой продукции (метилцеллюлозы и др.). Однако ключевой проблемы Усолья-Сибирского - ртутного загрязнения почвы на территории предприятия - эта программа не решает.

Программа развития "Ангарской нефтехимической компании" до 2010 года направлена, прежде всего, на увеличение глубины переработки  нефти и выхода моторных топлив на нефтеперерабатывающем заводе. Так, предполагается провести реконструкцию установок первичной переработки нефти и производства серной кислоты, увеличить мощности гидроочистки до 2 млн. тонн в год, построить установки гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, установки изомеризации и висбрекинга для получения высококачественного моторного и котельного топлива. Развитие химических производств включает строительство установки метилтретбутилового эфира (МТБЭ), использующегося для производства высокооктановых бензинов, соответствующих требованиям Евро-3 и Евро-4. Остальные средства будут направлены на реализацию мероприятий энергетической и экологической программ (использование природного газа в качестве печного топлива), а также на обеспечение безопасности производств.

Цветная металлургия

Цветная металлургия  в Иркутской области дает более 20% промышленного производства региона. На сегодняшний момент она представлена всего двумя подотраслями - алюминиевой и золотодобывающей промышленностью, сформировавшимися здесь благодаря ряду конкурентных преимуществ. К последним относится наличие дешевой электроэнергии, необходимой при производстве алюминия, железнодорожных магистралей (БАМ, Транссиб), расположенных в непосредственной близости от существующих производств и активно используемых в региональных экспортно-импортных операциях (большая часть продукции цветной металлургии вывозится за пределы области), а также богатство региона месторождениями золота. Однако дальнейшее развитие цветной металлургии сдерживается рядом основных факторов:

- неразвитость региональной  транспортной инфраструктуры (железные дороги, автодороги),

- нехватка дешевой  электроэнергии для расширения  производства,

- транспортные тарифы, которые становятся одним из  основных сдерживающих факторов  развития при учете "глубинного" положения области.

Учитывая отсутствие региональной сырьевой базы для алюминиевой подотрасли, медленный процесс лицензирования существующих месторождений золота и ряд других менее значимых факторов, игнорирование вышеизложенных ограничений может вызвать стагнацию в отрасли, и потерю лидирующих позиций Иркутской области в российской цветной металлургии.

Алюминиевая промышленность

На территории Иркутской области производится порядка 35% российского алюминия. Данный объем обеспечивают всего два  завода - ОАО "Братский алюминиевый  завод" и ОАО "Иркутский алюминиевый завод". Дальнейшее развитие и расширение региональной алюминиевой промышленности может быть обеспечено благодаря следующим проектам крупнейших алюминиевых компаний России.

1. Строительство  алюминиевого завода в г. Тайшет ("Русский алюминий").

Мощность будущего завода, возведение которого предполагается осуществить в 2006-2009 гг., будет составлять 600 тысяч тонн алюминия в год, что  увеличит существующие региональные мощности на 51%. Необходимый объем инвестиций в размере 1,6 млрд. долл. (включая НДС) компания "Русский алюминий" планирует обеспечить самостоятельно, без государственных вложений. Реализация проекта включает строительство подъездной автодороги, железнодорожной станции "Заводская" и модернизацию железнодорожной станции "Акульшет". Необходимое количество основного, вспомогательного и ремонтного персонала в количестве 1700 человек будет переведено с других предприятий компании. Благодаря реализации проекта в 2009-2013 гг. среднегодовой уровень налоговых платежей алюминиевого завода в бюджеты Иркутской области и Тайшетского муниципального района составит ориентировочно 58,6 млн. долл.

2. Модернизация  мощностей Иркутского алюминиевого  завода ("Сибирско-Уральская алюминиевая  компания").

Программа модернизации алюминиевого завода, располагающегося в г. Шелехов, включает расширение производства на 166 тысяч тонн первичного алюминия в год, что увеличит существующие региональные мощности на 14%. Объем инвестиций для осуществления проекта составляет 485 млн. долл. (2005-2007 гг.). В виду отсутствия окончательного решения вопроса с электроэнергией, "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" не исключает возможности строительства линий электропередач частично за счет собственных средств для обеспечения новых мощностей электроэнергией. Для осуществления проекта предполагается создание 250 дополнительных рабочих мест за счет местных трудовых ресурсов. Поступление налогов в консолидированный бюджет Иркутской области от ОАО "Иркутский алюминиевый завод" возрастет с 8,2 млн. долл. в 2004 году до 14,7 млн. долл. в 2008 году и до 23,3 млн. долл. в 2010 году. Поступление в бюджеты и во внебюджетные фонды в 2012 году составят 92,2 млн. долл., в том числе в консолидированный бюджет Иркутской области - около 35,5 млн. долл.

3. Модернизация  мощностей Братского алюминиевого  завода ("Русский алюминий").

Проект модернизации Братского алюминиевого завода предусматривает расширение производства на 18%. Объем инвестиций на осуществление программы в 2006-2016 гг. составит 354,6 млн. долл., из которых не менее 160 млн. долл. предполагается направить на экологические мероприятия (в том числе на создание очистных сооружений). Проект планируется осуществить без остановки действующего производства и снижения текущего уровня производственных мощностей. Не исключается возможность привлечения дополнительной рабочей силы.

4. Строительство  нового завода по производству  первичного алюминия ("Сибирско-Уральская алюминиевая компания")

Проект создания Сибирско-Уральской алюминиевой  компанией нового алюминиевого завода мощностью 500 тысяч тонн алюминия в  год на территории Иркутской области  находится в начальной стадии разработки. Группа СУАЛ не исключает данной возможности при наличии необходимых объемов электроэнергии (7,5-8 млрд. кВт/ч в год) по приемлемой цене (1,2-1,5 цента за кВт/ч) на долгосрочной основе (периодом на 20-25 лет), а также аналогичных контрактов на услуги по железнодорожным перевозкам для транспортировки сырья. Проект предполагает строительство новой газовой станции на базе проекта разработки Ковыктинского месторождения. Инвестиции в строительство алюминиевого завода составят 775 млн. долл. на период 2007-2010 гг.

Золотодобывающая промышленность

Иркутская область, производя порядка 10% российского  золота, входит в пятерку крупнейших золотодобывающих субъектов РФ. На ее территории располагаются как  россыпные, так и рудные месторождения  золота. Основными сырьевыми районами являются Бодайбинский район, где сосредоточено порядка 95% запасов и ресурсов области, Мамско-Чуйский, Нижнеудинский и Качугский районы. На текущий момент основным источником добычи являются россыпи, обеспеченность запасами которых при существующем уровне добычи составляет в среднем всего 10 лет. Вследствие этого, перспективы отрасли связаны с рудными месторождениями, на которые приходится порядка 85% подготовленной сырьевой базы.

Освоение  месторождения Сухой Лог (госрезерв).

Золоторудное  месторождение Сухой Лог, находящееся в Бодайбинском районе области, обладает утвержденными запасами в 1029 тонн золота при среднем содержании 2,76 г/тонну (однако по некоторым данным, запасы месторождения составляют 1500 тонн золота при содержании 3,5-3,6 г/т). Кроме золота, в состав руд входят металлы платиновой группы. Оценки необходимых объемов инвестиций для осуществления проекта разнятся и в среднем составляют 1,1-1,5 млрд. долл. на 4-5 лет. Разработка Сухого Лога, помимо создания карьера, включает строительство Ленского горно-обогатительного комбината мощностью 12 млн. тонн руды в год. Объем добычи на месторождении через 4-5 лет после начала освоения может составлять 30-33 тонны золота в год, что увеличит региональную добычу золота приблизительно в 3 раза. Осуществление проекта позволит создать дополнительно около 1000 рабочих мест. При годовом показателе добычи в 30 тонн интегральный годовой доход бюджета и внебюджетных фондов составит 65-70 млн. долл., валовой доход за весь период эксплуатации месторождения - до 12 млрд. долл. (в действующих ценах на золото).

В настоящее  время предприятия Иркутской  области разработали и предлагают потенциальным инвесторам (в том  числе иностранным) более 100 крупных  и средних бизнес-проектов в различных  сферах. Это освоение минерально-сырьевых ресурсов, заготовка леса и производство изделий из древесины, производство товаров народного потребления, внедрение высоких технологий, переработка сельхозпродукции и производство продуктов питания, создание инфраструктуры и др. Объем инвестиций, необходимых для реализации только первоочередных проектов, наиболее значимых для экономики Иркутской области, оценивается более чем в 3 млрд. долларов США.17

Департамент инвестиционной политики администрации Иркутской  области ежегодно утверждает план по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории области; по развитию инвестиционной инфраструктуры; оказанию отдельных видов господдержки приоритетным инвестиционным проектам и т.д. Этот план по сути и определяет ближайшие перспективы развития инвестиционной деятельности.

Все планируемые  мероприятия и полученные результаты направлены на развитие инвестиционной политики в области, улучшение ее привлекательности, создания благоприятного инвестиционного климата.

 

Туристско-рекреационный комплекс

В последние горы наблюдается  приток туристов в регион. Так, в 2006 году Иркутскую область посетили более 480 тыс. гостей, из них 54 тыс. –  иностранцы. Растет число занятых  в отрасли: в 2001 году здесь трудилось 3,4 тыс. человек, в 2006 году – 16 тыс. Также серьезно увеличиваются инвестиции в отрасль. Если в 2005 году этот показатель составлял 215 млн. рулей, то в 2006 году – 424 млн. Это – новые гостиницы и инфраструктура отдыха. Сейчас в Иркутской области 118 гостиниц различного класса, рассчитанные на 6 тыс. мест. В основном новые туристические объекты строятся в Ольхонском, Иркутском и Слюдянском районах.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика