Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:19, реферат
Сегодня меняется многое. Идеи перехода к рыночной экономике с трудом, но завоевывают все больше сторонников. Растет интерес к банковской сфере. Создаются коммерческие банки, укрупняются уже имеющиеся и исчезают те, которые не выдерживают конкуренцию. Создаются и другие финансовые институты. Современная банковская сфера - это важнейшая сфера национального хозяйства любого государства. В последние годы она претерпела значительные изменения. Американские исследователи склонны видеть в происходящих сдвигах «финансовую революцию». Модифицируются все компоненты банковской системы. При этом динамические сдвиги банковских системах стран рыночной экономики обусловлены серьезными изменениями.
Введение
3
1. Теоретические и методологические основы банковского маркетинга
6
1.1 Особенности комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве
6
1.2 Основные направления изучения потребителей банковских услуг. Методика анализа рыночных возможностей банка, его целевых сегментов и основных конкурентов
17
2. Анализ банковского маркетинга в ОАО «Альфа-банк»
25
2.1. Характеристика ОАО «Альфа-банк» как объекта коммерческой деятельности
25
2.2. Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугами
33
3. Перспективы развития и пути совершенствования банковского маркетинга
44
Заключение
48
Список использованных источников и литературы
51
Приложение
Сегментирование, как и учет крупных событий в жизни людей, дает возможность банку найти новые целевые рынки и таким образом расширить предложение банковских продуктов и услуг.
Есть два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди массы банковских клиентов. Банк может идти «от продукта», то есть выбрать определенный вид услуг, и на основе имеющейся у него информации о клиентах определить, кто нуждается в этой услуге. Второй путь это метод перекрестной продажи, когда при совершении какой-либо операции банк предлагает клиенту новые или дополнительные услуги. Клиент банка может быть частью нескольких целевых рынков, предназначенных для различных видов услуг. Первейшая задача маркетинговых служб - выявить целевые рынки для своих услуг.19
Учитывая высокий уровень
конкурентной среды в банковском
секторе региона, проводятся маркетинговые
исследования, в том числе в
части анализа возможности
2.1. Характеристика ОАО
«Альфа-банк» как объекта
ОАО «Альфа-Банк» (далее Альфа-Банк) был основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Альфа-Банк входит в состав корпорации «Альфа-Групп» - одного из крупнейших в России финансово-промышленных корпораций, интересы которого распространяются на такие сферы бизнеса как: добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционно-банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия на выборочной основе.
Рассмотрим состав финансово-промышленной корпорации «Альфа-Групп».
Группа «АльфаСтрахование» объединяет ОАО «АльфаСтрахование» и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» и ООО «АльфаСтрахование-МС» и входит в состав финансово-промышленного консорциума «Альфа-Групп», включающий такие компании как Альфа-Банк, «Альфа-Капитал», TНK-BP, А1, «Росводоканал», Х5 Retail Group N. V., Alti, «СТС Медиа» и др. Консолидированный уставный капитал Группы «АльфаСтрахование» составляет 5 млрд. рублей. Согласно лицензии Группа предлагает более 100 страховых услуг, включая страхование жизни и страхование от несчастного случая. На территории России страховую деятельность осуществляют более 380 региональных представительств Группы.
Клиентская база банковской корпорации «Альфа-Банк» по состоянию на 1 апреля 2011 г. составила свыше 40 000 корпоративных и 4,1 млн. розничных клиентов. Филиальная сеть банка включает в себя 340 отделений и офисов по России и за рубежом.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, банковская корпорация «Альфа-Банк» сохранила положение крупнейшего российского частного банка, преодолев международный финансовый кризис, уделяя особое внимание рискам ликвидности, кредитным и валютным рискам. Банковская корпорация «Альфа-Банк» поддерживает значительный запас ликвидных средств, имеет доступ к дополнительным источникам финансирования, предоставляемым государственными организациями, и имеет в наличии портфель высоколиквидных облигаций, доступных для продажи и операций РЕПО.
Банковская корпорация «Альфа-Банк» одной из первых вышла на международный рынок капитала, выпустив в марте 2010 года среднесрочные еврооблигации на сумму 600 млн. долларов США с погашением в 2015 году со ставкой купона 8% годовых. В 2009 году банковская корпорация «Альфа-Банк» погасила два синдицированных займа в общей сумме 705 млн. долларов США, среднесрочные еврооблигации на сумму 400 млн. долларов США, а также все выпуски Еврокоммерческих бумаг в размере 219 млн. долларов США. В настоящее время совокупные обязательства Банковской корпорации «Альфа-Банк» на международных рынках капитала, оставшиеся к выплате в течение 2010 г., составляют 389 млн. долларов США и 208 млн. долларов США — в течение 2011 г. Погашение данных обязательств будет осуществлено из текущего денежного потока.
В 2009 году произошли существенные
внутренние изменения — были объединены
корпоративный и инвестиционный
бизнесы в единый блок с целью
повышения эффективности и
упором на комиссионную прибыль и расширение линейки продуктов.
Рис. 2. Динамика структуры пассивов баланса
ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011 гг.
Источники собственных средств были отмечены отрицательной динамикой к 2011 году в сравнении с аналогичным показателем 2010 года на 21201110 тыс. руб. или на 72,6% в относительном выражении.
Данное снижение обусловлено снижением величины средств акционеров на 58021881 тыс. руб. или на 2,6% в относительном выражении, переоценки основных фондов на 258691 тыс. руб. в абсолютном выражении или на 70,1% в относительном выражении, фондов и неиспользованной прибыли прошлых лет на 3816031 тыс. руб. в абсолютном выражении или на 75,5%.
Тем не менее, величина пассивов отмечена увеличением на 5969001 тыс. руб. в абсолютном выражении за счет роста по статьям: «Всего обязательств» (увеличение на 119,9%). В целом за анализируемый период наблюдается положительная динамика, что можно расценить как благоприятный факт в деятельности Банка.
Проследим динамику удельного веса структуры обязательств ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011 гг. по данным табл. 6.
Таблица 6
Динамика структуры
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
1.Средства кредитных |
23,8 |
13,4 |
12,6 |
2. Средства клиентов |
59,8 |
67,6 |
52,5 |
3. Выпущенные долговые обязательства |
4,2 |
3,1 |
1,6 |
4. Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ |
0,0 |
1,3 |
22,9 |
5. Обязательства по уплате процентов |
0,4 |
0,0 |
0,2 |
6. Прочие обязательства |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
7.Резервы на возможные потери |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
По данным таблицы наблюдается следующее:
а) положительная динамика: увеличение удельного веса кредитов, депозитов и прочих средств ЦБ РФ на 22,9% к 2011 году в сравнении с аналогичным показателем 2009 года; увеличение доли прочих обязательств в общей величине обязательств банка на 0,3%;
б) отрицательная динамика: снижение величины средств кредитных организаций на 11,2%; снижение величины средств клиентов на 7,3%; что обусловлено снижением вкладов физических лиц на 1,2%; снижение величины выпущенных долговых обязательств на 2,6%; снижение обязательств по уплате процентов на 0,2%.
Таким образом, наблюдается увеличение удельного веса обязательств банка в общей величине пассивов на 2,1%. Наибольший удельный вес в структуре обязательств банка занимают средства клиентов (2009 год – 23,8%, 2010 год – 13,4%, 2011 год – 52,5%).
Далее проведем анализ динамики удельного веса структуры источников собственных средств по данным таблицы 7.
Таблица 7
Динамика структуры источников собственных средств ОАО Альфа-Банк» за 2009-2011 годы, %
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
1.Средства акционеров (участников) |
0,03 |
10,2 |
0,2 |
Продолжение табл. 7
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Эмиссионный доход |
7,8 |
0,3 |
5,6 |
3.Переоценка основных средств |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
4.Фонды и неиспользованная прибыль прошлых лет |
2,0 |
2,7 |
1,8 |
5.Прибыль (убыток) за отчетный период |
0,4 |
0,0 |
0,6 |
По данным таблицы наблюдается следующее:
а) положительная динамика: увеличение удельного веса в общей величине источников собственных средств прибыли отчетного периода на 0,2%; увеличение величины средств акционеров на 0,17%;
б) отрицательная динамика: снижение эмиссионного дохода в общей величине источников собственных средств на 2,2%; снижение доли величины переоценки основных средств на 0,1% в сравнении с аналогичным показателем 2009 года; снижение доли фондов и неиспользованной прибыли прошлых лет на 0,2%; снижение удельного веса расходов будущих периодов на 0,3%.
Таким образом, наблюдается
снижение удельного веса источников
собственных средств банка в
общей величине пассивов на 2,1%. Наибольший
удельный вес в структуре источников
собственных средств банка
В ОАО «Альфа-банк» можно разместить денежные средства на следующих депозитах:
- «А+» - особые условия досрочного возврата;
- «Победа» - максимальный доход;
- «Премия» - ежемесячное снятие процентов;
- «Потенциал» - пополняемый
с возможностью частичного
- «Премьер» - пополняемый с растущей ставкой;
- «Мультивалютный» - размещение средств в трех валютах;
- вклад «Мой сейф» -
неограниченное снятие и
- срочный депозит «Вклад в будущее» - вложение с высокой гарантированной доходностью.
Для предприятий и организаций Альфа-Банк предлагает следующие виды вкладов: срочный депозит; депозит на иных условиях возврата; пополняемый депозит; депозит с возможностью частичного или полного возврата; пополняемый депозит с правом частичного возврата.
На основании « Отчета о прибылях и убытках» за 2009-2011 годы проследим, какую долю занимают депозиты юридических и физических лиц в общей величине средств клиентов по данным рис. 3.
Рис. 3. Структура средств клиентов ОАО «Альфа-банка»
за 2009-2011 годы
Данные показывают, что наибольшую долю в структуре средств клиентов банка занимают вклады юридических лиц (2009 год – 77,5%, 2010 год – 66,8%, 2011 год – 76,6%).
Анализ структуры доходов банка, проведенный по данным рис. 4, показал, что наибольшую долю в структуре доходов банка занимают доходы, полученные от предоставления ссуд клиентам (2009 год – 88,1%, 2010 год – 88,7%, 2011 год – 83,1%). Сравнение показателей 2011 года с аналогичными показателями 2009 года выявило увеличение доли доходов, полученных от размещения средств в кредитных организациях в общей величине доходов банка на 1,7%., также увеличение доли доходов, полученных от ценных бумаг с фиксированным доходом на 3,4%.
Рис. 4. Структура доходов ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011 гг.
В отраслевой структуре кредитного портфеля Альфа-Банка: предприятия строительства и управления недвижимостью (16,21%), железнодорожного транспорта (12,09%), торговли (9,09%). В зоне особого контроля находятся предприятия следующих отраслей: машиностроение (на них приходится 24% просроченной задолженности), строительство и управление недвижимостью (18%), черная металлургия (17,4%)». Общая сумма кредитов корпоративным клиентам составляет 338 млрд. рублей. Из них просрочено 18,23% или 61,6 млрд. рублей. Кредитный портфель по физическим лицам на 1 декабря — 69,3 млрд. рублей, из которых просроченными являются 17,59% или 12,2 млрд. рублей.
Рассмотрим структуру кредитного портфеля за 2011 год по данным рис. 5.
Рис. 5. Структура кредитного портфеля ОАО «Альфа-Банк» за 2011 год
В настоящее время структура розничного кредитного портфеля следующая: значительную его долю (38%) занимают персональные кредиты (или кредиты на неотложные нужды), кредитные карты занимают порядка 10%, автокредитование - порядка 25%, потребительское кредитование - около 20% и небольшую долю имеет ипотека, которая очень активно развивается.